Дана команда закрыть дела против Злочевского и Ставицкого
В отношении Украины эти два дела являются самыми резонансными в мире. Именно по ним определяется преступность правительства Януковича. И по ним же определится действительность намерений нового Президента, отвечающего за силовой блок, бороться с коррупцией.
По разным оценкам Украина вышла на первое место в мире по количеству прямых убытков, нанесенных ее чиновниками государственному бюджету. Иностранные спецслужбы и финансовые учреждения располагают значительным объемом информации в отношении их преступной деятельности, поскольку именно на западных счетах спрятана львиная доля выведенных средств. А нормы, регулирующие прохождение финансовых потоков на Западе таковы, что утаить информацию практически невозможно. Так что о том, сколько, где и у кого спрятано хорошо известно всем заинтересованным лицам, включая украинскую Генпрокуратуру и отвечающего за ее деятельность Президента.
Сама по себе эта информация к сожалению не является залогом того, что средства будут взысканы и возвращены Украине. В большинстве стран отмывание денег карается только на основании осуждения за первоначальное преступление в стране, где оно совершено. То есть в Украине. Это что касается правоохранительных органов. Что же касается банков, то они в первую очередь не заинтересованы в том, чтобы потерять осевшие на их счетах значительные денежные средства.
Показательной в этом оношении является моя беседа с банкиром из Цюрихского отделения BNP Paribas, с которым я случайно оказалась за одним столом на приеме Ralf and Russo в Париже. Не зная, что я на тот момент работала в антикоррупционном управлении Администрации Президента, он сказал: "О, Вы из Украины! У нас столько хороших клиентов оттуда! Сейчас, правда, у них временные трудности. Эти санкции, знаете... Но они уверяют, что скоро это все закончится и мы сможем полноценно управлять их активами!". Нужно было видеть его лицо, когда я сказала чем занимаюсь )).
Но, отходя от лирики, в любом случае, международные наблюдатели, от которых мы находимся в финансовой зависимости, прекрасно осведомлены о том, что происходит как за рубежом, так и в Украине в отношении борьбы с коррупцией и отмыванием активов (или, точнее, о ее отсутствии).
На международном форуме по возврату украинских активов, который состоялся в Лондоне в апреле этого года, в качестве практических примеров выведения украинскими чиновниками бюджетных средств в основном обсуждалось два дела: бывшего Министра экологии Николая Злочевского и бывшего Министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
Первый стал известен после того, как единоразовым платежом попытался перевести из Англии на свой личный счет в Швейцарии 30 миллионов евро. Те, кто хоть немного знаком с западной банковской системой поймут смехотворность этой попытки. И ее абсурдность. То ли на юристов в Англии поскупился, то ли просто так привык к тому, что в Украине все сходит с рук. Скорее и то и другое вместе.
При этом Англия - одна из немногих стран, которая карает за отмывание денег вне зависимости от того, осужден ли преступник в стране, где эти средства он украл. И вне зависимости от того, в какой стране он находится. Осуждение поисходит заочно. Именно поэтому нам было так важно, чтобы Злочевский не остался безнаказанным у нас. Потому что если он привлечен к уголовной ответственности в Англии, а в Украине нет, - это прямое доказательство того, что с коррупцией мы не боремся и бороться не собираемся. Так что о каком финансировании и дороге в Европу может идти речь?
По словам представителей английского SFO (Управления по борьбе с особо серьезными преступлениями), дело Злочевского на данный момент является наиболее крупным в их ведении. Для успешного завершения расследования они приезжали в Украину и передали украинскому Министерству внутренних дел пакет документов, в котором содержится масса информации о компаниях и счетах Злочевского на Кипре и в Швейцарии. Только по одной кипрской компании в декабре 2013 года он задекларировал прибыль в размере 24 миллиона евро. Казалось бы - бери и расследуй. Но нет! Правая рука Злочевского - Илья Марчевский, задействованный в большинстве его схем, не только не находится под арестом, но даже и не скрывается. Говорят, что его часто видят в "бэк офисе" Министерства юстиции. (Прим. "Бэк офис" - это, похоже, украинское изобретение и фактически означает "теневой офис" - там, где "решаются" все вопросы по деятельности конкретного министерства).
Сам же Злочевский передавал "приветы" в Министерство внутренних дел еще в мае, обещая, что как только к власти придет Порошенко, все его вопросы решатся, так что чтобы с расследованием особо не торопились...
Как следствие, дело было истребовано в Генпрокуратуру после назначения новым Президентом нового Генпрокурора.
Что касается Ставицкого, то его пример стал наглядно-показательным после обнаружения в его доме в результате обыска 42-х килограммов золота, 4,8 миллиона долларов наличными, мешков с бриллиантами и 16-ти дорогих часов. Именно этот случай на тот момент заместитель Генпрокурора Баганец приводил в качестве показательного примера на Форуме по возврату украинских активов в апреле. Более того, дело стало настолько известным, что люди, не имеющие никакого отношения к политике и финансам в той же Англии неоднократно у меня о нем расспрашивали. Потому что в Англии члены Парламента уходят в отставку за растрату полутора тысяч фунтов на личные транспортные расходы. А тут миллионы!
Но для Украины и это не главное. Главное, что только по сети принадлежащих ему заправок "БРСМ-Нафта", Ставицкий нанес убытков государству предположительно на сумму более чем полтора миллиарда долларов! И закрыв его дело, мы снова доказываем всему миру чего мы стоим! Но дело закрывается. Дана команда. Хорошие, видимо, связи у Ставицкого с новым Президентом. Потому что только средств в данном случае недостаточно. Это был политический вопрос. А за силовой блок, опять-таки, отвечает Президент.
Вообще эти два дела: Злочевского и Ставицкого - являются для Украины политическими делами. Лакмусовыми бумажками. Мы могли бы закрыть глаза на очень многое, но только не на то, что сами же выставили на показ международной общественности. Но мы закрываем. Дела закрывают.
А ведь так просто было Парламенту вместо рекордного кличества абсурдных и популистских законов, инициированных Правительством, принять одну поправку в Уголовный кодекс, и разрешить заочное осуждение сбежавших из Украины чиновников. А также взыскать их средства как в Украине так и за рубежом. Но в чем тогда интерес для чиновников нынешних?
Так что все остается по-старому.
Успешных нам выборов. Но вряд ли этих. Надеюсь, что хотя бы следующих.
По материалам "Еспресо ТВ"