Чертов ковид. Когда мы сможем обниматься
Даже с вакцинами людям следует повременить с объятиями и, возможно, отказаться от рукопожатий
Журналистка Popular Science Ли Коварт в своей статье пишет о том, когда мы сможем вернуться к полноценному социальному контакту и сможем ли. И стоит ли вообще.
Людям нужны прикосновения. И с появлением огромного количества вакцин против Covid-19, а также с началом весны все сложнее справляться с "жаждой" прикосновений, которая выросла за год социального дистанцирования и изоляции. По мере того, как все больше людей получают вакцину, как крокус из—под снега растет надежда. И я хочу получить ответ на вопрос, который мучает всех: когда мы сможем обниматься, не беспокоясь о передаче коронавируса?
"Это вопрос на миллион долларов", — говорит Бет Тилен, ученый из Медицинской школы Университета Миннесоты, специализирующаяся на респираторных заболеваниях, таких как новый коронавирус. Тилен, как и многие другие люди, ограничила себя объятиями лишь с людьми из ее "ковидного пузыря". Однако когда же мы сможем обнять, кого захотим?
Оценка риска как для себя, так и окружающих, — это ключ к профилактике коронавируса
"Я думаю, что еще слишком рано говорить о том, когда мы сможем снова обниматься", — отмечает Тилен, добавив, что, возможно, мы никогда и не вернемся к этой широко распространенной и универсальной форме привязанности на там же уровне, как было раньше. Для многих людей во всем мире главным условием последних 12 месяцев было постоянное изучения риска и опасности, которую они представляют для других. Такой образ мышления в ближайшее время вряд ли изменится. Да и не должен.
Как педиатр, по словам Тилен, она за прошедший год стала свидетельницей эмоциональных последствий изоляции и не понаслышке знает о необходимости поиска способов безопасно удовлетворить потребность в человеческом контакте. По словам Тильен, вопрос о том, когда уже будет безопасно тискать своих друзей, во многом зависит от успеха распространения вакцин. Если предположить, что уровень вакцинации продолжит расти, а также если предположить, что вакцины по-прежнему будут столь же эффективными против новых вариантов коронавируса, мы уже скоро сможем лучше понимать, когда и как можно будет ослабить определенные протоколы безопасности.
Сейчас очень важно определить риск для себя и окружающих, когда начнете обниматься. Как отмечает Тилен, необходимо принять вероятность того, что люди, которых вы хотите обнять, подверглись воздействию Covid-19, и также подумать, может ли кто-либо из вас серьезно заболеть, даже если вы оба были вакцинированы, поскольку пока не ясно, защищают ли вакцины от бессимптомного распространения коронавируса.
Кроме того, нужно учесть и то, кому еще из—за объятий может дальше передаться болезнь. Непреднамеренное заражение Covid-19 вашего друга через контакт, которого вы так хотите, может привести к серьезным последствиям, если у него, к примеру, близкие в зоне риска или же они работают не дома. Мы говорим не только о риске лично для вас. Это также угроза для окружающих. "Если это кто-то, кто работает в баре или ресторане, и особенно в регионах, где вот просто решили полностью отменить требования, к примеру, касательно масок, то эти локация могут стать зонами повышенного риска, — сказала Тилен. — Аналогично и с пожилыми людьми и теми, кто еще не смог вакцинироваться. Это тоже нужно учесть". Однозначного ответа нет. Однако двое вакцинированных друзей, которые придерживаются социальной дистанции, носят маски и оба работают из дома, представляют гораздо меньший риск для здоровья населения, чем, скажем, двое вакцинированных друзей, которые работают в двух разных закрытых ресторанах и у обоих есть непривитые пожилые родственники. Как бы это не было неприятно, но нам еще несколько месяцев придется оценивать риски и принимать правильные решения.
Жизнь после пандемии COVID-19 — это неизведанные земли
На этой неделе ЦКЗ опубликовал новое руководство для взрослых, получивших обе дозы вакцины (вакцины для детей еще находятся на стадии исследований, и нам следует помнить об этом, когда думаем об уязвимых категориях населения). В новом руководстве ЦКЗ говорится, что вакцинированные могут находиться в одном помещении с другими вакцинированными без масок, и даже могут обниматься. ЦКЗ также заявляет, что вакцинированные без масок могут встречаться с невакцинированными из другого домохозяйства, если среди них нет тех, кто находится в зоне риска. Все потому, что мы пока не знаем, могут ли вакцинированные люди передавать вирус другим. И т.к. для непривитых существует риск заразиться, те, кто вакцинированы, должны соблюдать надлежащие меры безопасности и продолжать носить маски, чтобы защитить людей, у которых нет иммунитета к вирусу. Если вакцинированный человек действительно заразен, то с точки зрения медиков ограничение контактов с другим домохозяйством должно помешать потенциальному распространению вируса. И если передача инфекции возможна и после вакцинации и каждый привитый американец сходит на вечеринку, то у нас большие проблемы.
Рассматриваемый ЦКЗ сценарий — это не ситуация с нулевым риском, а скорее одна из многих стратегий управления рисками, к которым мы привыкли, подстраиваясь под пандемию. Мы еще не выбрались из этого туннеля, но свет уже виден.
Объятия будут рискованными и после Covid-19?
"Как человек, изучающий респираторные вирусы, есть одно, что действительно удивляет — это то, как мало мы фиксируем случаев других инфекций", — говорит Тилен, отмечая, что количество случаев гриппа и респираторно-синцитиальных вирусов, еще одного распространенного респираторного заболевания, которое может быть смертельными для младенцев и пожилых людей, значительно снизилось. По ее мнению, отсюда вопрос: должны ли мы вообще пытаться возвращаться к полноценному контакту с людьми. Следует ли нам сохранить некоторые меры безопасности, учитывая, насколько они успешны в контексте снижения заболеваемости в целом? Следует ли нам снова начинать жать руки?
"Я думаю, что это на самом деле хороший вопрос для всех нас, — отмечает Тилен. — В мире есть много культур, где рукопожатие не является главным способом приветствия, и с точки зрения врача-инфекциониста, поклонами, поднятыми в знак приветствия руками или даже ударами локтями можно помешать распространению инфекций".
Да, если вы соблюдаете правила гигиены и обязательно помоете руки перед тем, как дотронуться до лица или еды, руки жать — не опасно. Но, как отмечает Тилен, "это сродни войне — заставить людей реально соблюдать гигиену рук ради безопасности".
Кстати о гигиене. Что думаете о задувании свечей на день рождения? После года жизни во время пандемии идея заплевать десерт, который будут есть все, уже кажется менее безобидной. "Все это время мы терпели людей, задувающих свечи на день рождения, но я думаю, что [пандемия] открыла нам глаза на все эти риски инфекционных заболеваний, — считает Тилен. — Возможно, луч света — это то, что люди осознают, как долго мы несли бремя более слабых вирусных инфекций, и что, возможно, у нас появился действенный инструментом для того, чтобы улучшить ситуацию". У нас сегодня появился шанс задуматься о том, с какими инфекционными рисками мы хотим мириться. Хотя, да, некоторым будет легче вернуться к более активному социальному поведению, нежели другим.
Сьюзен Бет Миллер — психолог, которая много писала об отвращении и о том, как оно стало защитным механизмом. Если учесть год жизни в условиях пандемии, то наше отвращение к контактам, которые могут подарить нам инфекцию, может быть в разы сильнее, чем до пандемии. "Я назвала это синдромом привратника, потому что мы устанавливаем барьер между "я" и чем-то вне нашего "я", — пояснила Миллер.
По ее словам, наиболее распространенной и фундаментальной реакцией на пандемию зачастую является страх, "а для некоторых людей отвращение становится способом защитить себя". У этих людей возвращение в мир после столь пугающего периода изоляции может вызвать новое чувство страха и беспокойство, даже если обнимать своих близких станет достаточно безопасно. "Во время пандемии появились люди, которые превратили страх в отвращение, так что у них будет повышенный уровень отвращения к людям", — добавила она.
Безусловное, это еще одна проблема в дополнение к набору "пандемических эмоций", но с ней можно будет справиться, если люди будут готовы поработать над своим стрессом. Миллер рекомендует людям, переживающим такие эмоции, когда это безопасно, искали способы забыться в приятных ситуациях, т.е. чтобы "удовольствие начало превалировать над страхами". Иными словами, пойти в клуб, где полно незнакомцев, может стать хорошим методом перестать нервничать всякий раз, когда вам приходится находиться рядом с группами людей без масок. Но, конечно, только в том случае, если это будет безопасно.
Реальность такова, что нас, вероятно, ждет еще один год оценивания угроз пандемии, масок в общественных местах и тщательного соблюдения мер личной и общественной безопасности. Верно и то, что этот год отличается от прошлого, и что с появлением вакцин ситуация полностью меняется, открывая новые возможности для воссоединения с близкими.
Хотя может возникнуть соблазн отбросить осторожность и как можно быстрее каждого, по кому вы сильно скучали, стиснуть в медвежьих объятиях, все же лучше двигаться осторожными, продуманными шажочками к безопасному социальному контакту. Это поможет сберечь те успехи, которых мы добились, сопротивляясь смертельной волне, обрушившейся на наше общество.