Чем полезно украинцам нероссийское "мыло"

Отказ от российской кинопродукции не только избавит украинцев от комплекса "меньшего брата" и, наконец, заставит отечественную киноиндустрию работать, но и существенно расширит кругозор обывателей
Фото: forbes.ua

На днях Госкино запретило демонстрировать очередную партию российских сериалов на украинских экранах. Таким образом, общее количество российской "кинопродукции нон-грата" превысило 200 единиц. То есть, за год Украине удалось сделать то, что стопорилось все годы независимости - медленно, но верно избавляться от ига российской пропаганды, годами отравляющей мозги украинцев.
Конечно, за 23 года "фиктивной" независимости грамотный росагитпроп сделал свое дело и цена, которую мы за это платим слишком высока, но, как известно, лучше поздно, чем никогда.

Закономерно, первой реакцией на такие запреты стал страх и ужас: продюсеры и программные менеджеры хватались за голову, сетуя на то, что теперь нечем наполнять эфир. Зато работники украинской киноиндустрии не могли сдержать радости - наконец моховик отечественного кинопроизводства сойдет с мертвой точки, и украинский зритель увидит украинские сериалы. Госслужащие же с присущим им пафосом заявляли, что вот теперь все проблемы будут решены: актеры и режиссеры будут работать, а каналы на волне патриотизма будут с радостью отдавать деньги на производство отечественного кино. А правда, как известно, где-то посередине.

Нужно честно признать - без роспродукции украинскому телеэфиру будет непросто. Тут важен экономический аспект - отсутствие затрат на перевод и адаптацию кино. Но вот хваленая дешевизна материала в последнее время перестала быть аргументом, ведь продукция из России уже далека от понятия "дешево" - стоимость одной серии "мыла" может составоять от нескольких десятков тысяч долларов до $120 тыс. Так что аргумент "низкая цена" уже неактуальный - резкое подорожание кинопродукции РФ и российская агрессия существенно сократила популярность сериалов северного соседа в Украине (согласно исследованиям - на треть). Иными словами, теперь продукция с маркировкой "снято в Украине" будет значительно "смотрибельнее", чем некогда популярная "снято в России".

То есть реалии таковы, что у телеканалов нет иного выбора, кроме как запускать собственное производство "мыла". При этом заниматься созданием сериалов отечественным киношникам придется пусть не с нуля, но с нижних этажей: студии у нас есть, специалисты - тоже, но проблема с основным - финансами.

Найти инвесторов под укркино пока что практически нереально: давать деньги на кинопроизводство у нас мягко говоря "не принято". Рассчитывать исключительно на госпомощь не представляется возможным - датировать все кинопроизводство держава не в состоянии, а механизм сотрудничества между продюсерами и госорганами настолько сложный, что съемки могут затянуться на годы.

Справедливости ради, стоит отметить, что государство ищет пути выхода из ситуации - разрабатывает законопроекты, которые помогут найти дополнительное финансирования кинопроизводство. К примеру, Минкультуры предлагает ввести спецсбор, который будет идти в специальный фонд по развитию украинского кино, откуда финансы будут распределятся между производителями. А премьер-министр Украины Арсений Яценюк хочет ввести дополнительный налог на развлекательные заведения и все собранные средства тратить на развитие украинской культуры, в том числе и кино.

Однако пока законопроекты разрабатываются, пишутся, поправляются и принимаются, время идет, а заперты уже действуют - здесь и сейчас.

Самым логичным экстренным выходом из ситуации, придуманным Гостелерадио, является закупка сериальной продукции из других стран. Пока известно, что Украина собирается покупать сериалы из Польши, Кореи и Британии.

Не стоит, наверное, объяснять, что по качеству сериалы из других стран не уступят российским - ведь не секрет, что художественная ценность российского "мыла" весьма невысока. Также весьма привлекательна и цена: корейские сериалы, к примеру, за серию просят от нескольких сот до нескольких тысяч долларов; стоимость продукции из Польши также невысока (по крайней мере, не больше, чем сейчас запрашивают за российское "мыло" ).

Что же касается смыслового наполнения, то тут вообще только одни "плюсы". Прежде всего, наконец-то украинский зритель сможет "вырваться" из болота российской глубинки или гламурности Москвы, чтобы увидеть, что существует и другая жизнь, без "крутого" российского спецназа, простоватых Дуняш и Глаш и идеалистов-простаков из МУРа, которые на протяжении последних лет укоренились в подсознании украинского обывателя.

Кроме того, нероссийские сериалы манят экзотичностью: другие страны, быт, культурно-ментальные различия, даже по-другому звучащие имена героев, отличительные от привычных Лен и Саш, - уже привлекают внимание. Сюда стоит добавить иные подходы в драматургии и написании сценариев, которые несомненно будут удерживать интерес зрителя. Иными словами, несложно представить, что пусть и откровенно сценарно-сериальные перипетии из, к примеру, корейской провинции Чеджудо зрителю из Украины будет смотреть значительно интереснее, чем в сотый раз наблюдать как простачка Маша влюбляет в себя крутого бизнесмена из Москвы.

Стоит вспомнить, какой прорыв в сознании советского зрителя произвели в девяностых бразильские сериалы. Эффект от запуска европейских или азиатских сериалов на украинском телевидении сейчас будет не меньшим. А там, не успеешь оглянуться, и отечественная кинопродукция подоспеет и на украинских экранах появятся свои супергерои воины, медики и милиционеры, которых так не хватает в украинских телебуднях.