Как украинская библиотека открывает эпоху чекистов в РФ
То есть и этому можно было не удивляться - потому что библиотека, если верить ее бывшим сотрудникам, и так была на попечении верного борца с украинским национализмом. То есть удивляться можно было только одному - что этого ответственного товарища засадили на 48 часов "до выяснения". Но и этому - стоит ли удивляться? Разве нам впервой?
Почему гнев пал на украинскую библиотеку только сейчас? Причины может быть несколько. Первая и самая простая - что именно сейчас это стало актуально. До сих пор был Крым, были российские войска на Донбассе. А сейчас военные действия на Донбассе приостановлены, Сирия заменила в прайм-тайм Украину - надо же дать хохлам понять, что "никто не забыт, ничто не забыто". Поэтому в России занялись "внутренними врагами" украинского происхождения - вот, библиотеку вычистили, директора взяли под стражу, а заодно приняли решение, фактически, выставить из страны побольше украинских гастарбайтеров. Что, на самом деле, для Украины окажется куда более серьезным ударом, чем чистка библиотеки, которая должна тревожить вообще-то не нас, а москвичей. Поэтому можно только удивляться тому, как бурно мы реагируем на судьбу библиотеки и как неохотно - на грядущий девятый вал безработных сограждан. Защитная реакция?
Кроме того, украинская библиотека просто попала под "санацию", которую производят по всей стране, по всем российским библиотекам, и не только по ним. Борьба с "печатным экстремизмом" набрала невиданного масштаба - дело до того дошло, что Библию, Коран и Талмуд решили оградить от "обысков" на законодательном уровне. А то были, понимаете, прецеденты - и в священных текстах не без экстремизма. А тут - целая библиотека! Вот, сегодня еще в одной из московских библиотек - Первой научно-популярной - произвели обыск. А до этого чистили крымские библиотеки. И это еще ничего - помните, как одна из особо богатых документами и редкими изданиями московских библиотек просто сгорела? Так что украинская библиотека в Москве, считайте, еще легко отделалась.
В том, что объектами разгрома становятся именно библиотека, а под репрессии попадают книги, есть свой особый смак и смысл. Были, конечно, в нашей истории и выставки, снесенные бульдозерами, и фильмы, смытые с пленок, - но расправа над книгами имеет куда более глубокую историю, куда более широкий контекст и куда более богатый букет ассоциаций. Недоверие к книгам, к тем, кто их читает и, особенно, к тем, кто их хранит - это серьезный симптом. Или, в нашем случае, скорее, сигнал.
Сигнал о том, что если кто в России и поднялся с колен, то это Лубянка. И она готова отплатить за тот - короткий и не слишком продуктивный, к сожалению, - период, когда чекистов всячески разоблачали и покрывали позором. Разгром библиотек - сигнал о том, что пришло время реванша. Не случайно целями становится то "Мемориал", который оказывается "зарубежным агентом", то "Пермь-36", которая легким движением руки превращается из памятника репрессированным в "музей спецслужб". И украинская библиотека вписывается в этот ряд вполне органично, ведь сколько ее не выхолащивай, а в ней все равно, хоть бы и в спецхране, обязательно найдется и про Голодомор, и про убийство Бандеры, и про "розстріляне Відродження".
Кстати, по-своему интересен прокол допроса сотрудника библиотеки Сокурова, попавший в распоряжение "Новой газеты" - документ по стилистике настойчиво напоминает о тридцатых годах. Такой же верноподданический, такой же нелепый, так же мало похожие на живую человеческую речь, т.е. явно написанные не во время допроса, а в гораздо более непринужденной обстановке. И, думаю, не случайно этот протокол "вытек" в прессу - публике, особенно читающей "либеральную" Новую газету" стоило это почитать и неизбежно подумать об исторических аналогиях.
Впрочем, даже у этого "повторения истории" есть кое-что от фарса. Правда, все комические роли - у "возмущенной общественности". Причем украинские комментаторы тут ничем не отливаются от российских. Все одинаково смешны и пафосны. И украинцы, которые в один голос закричали о "репрессиях украинской культуры". И российские либералы, которые переживают за "единство двух великих культур", воплощенное в этой библиотеке. И все, удивленные судьбой "ответственного товарища", которого за старательную работу по искоренению украинского национализма так странно "премировали". Стоило затеять чистку библиотеки ради самого этого парада комедиантов, изо всех сил держащих свои маски на арене цирка, охваченного огнем до самого купола.
Как будто кому-то из возмущенных украинцев неизвестно, что между Украиной и Россией идет война. Как будто членам российского ПЕН-клуба неизвестно, что никакого "единства" нет в помине, а "великая украинская культура" в устах "старших братьев" звучит как издевательство. Или кому-то неизвестно, что именно "ответственные товарищи", отработав номер, по лубянским законам идут в расход первыми? Или о том, что есть такая традиция - бить своих (хохлов), чтобы чужие боялись?
Впрочем, есть в истории с украинской библиотекой одна любопытная деталь: обыски и аресты - это ведь только пролог. Ближайшее время Украинская библиотека в Москве должна быть передана из департамента культуры в непосредственное подчинение министерства национальной политики. Не правда ли, в этом есть определенная логика? Украинская библиотека, совершенно очевидно, - категория скорее политическая, чем культурная. Особенно с точки зрения тех, кто уверен, что никакой "украинской культуры" на самом деле в помине нет. Но я бы на украинской библиотеке не останавливалась. Поскольку сама привычка читать книги - это претензия на подрыв политической системы, серьезный вызов национальной безопасности. Думаю, ответственные товарищи скоро и сами это поймут.