Бусы, дирхемы и стрелы. Что лежало в кошельках наших предков
Натуральный обмен и стрелы
Монетное дело причерноморских городов-государств - Тиры, Ольвии, Херсонеса, Феодосии и Пантикапея, а также Боспорского и Понтийского государств с Византией - мы вынесем за скобки. Во-первых, здесь одной статьей не отделаться. Во-вторых, это несколько "иная парафия" - древних греков сложно причислить к предкам украинцев.
Начнем со скифов, оставивших немалый след в нашем этногенезе. Известно несколько типов монет с именами и портретами скифских царей. Вот только отнести их к скифским деньгам весьма проблематично. Например, медные оболы царя Скилура (II в. до н. э.) хоть и украшают профиль классического бородатого скифа в специфическом колпаке на голове, но эти монеты являются всего лишь элементом денежного обращения вполне греческой Ольвии, где они и чеканились.
"Классические" скифы денег практически не употребляли, а довольствовались натуральным обменом. Монеты, правда, им были хорошо знакомы. Так, при раскопках нижнеднепровских курганов археологи неоднократно находили тонкие круглые золотые бляшки с бородатым мужским профилем. Историки единодушно сходятся на том, что за образец для этих украшений местные мастера взяли серебряные тетрадрахмы Филиппа II Македонского. Эти бляшки, нашиваемые на одежду, появились в конце второй - начале третьей четверти IV в. до н. э., в период непосредственных контактов скифов с отцом знаменитого полководца.
В качестве эрзац-денег для мелких платежей скифы, скорее всего, использовали бронзовые наконечники боевых стрел - воинственные кочевники питали определенный пиетет к этим полезным в хозяйстве предметам. Согласно Геродоту, например, их использовали даже для переписи населения. Мол, однажды некий царь Ариант пожелал узнать численность своих подданных и приказал каждому скифу прислать ему наконечник стрелы. Из собранного металла царские мастера потом отлили грандиозный бронзовый котел, свободно вмещавший содержимое 600 амфор (от 12 до 20 тыс. л).
В VII-IV вв. до н. э. в Скифии, а также сопредельных греческих поселениях Северного Причерноморья отливались символические, предназначенные исключительно для платежей монеты-стрелки. Правда, они ходили только в самих греческих поселениях и их ближайшей округе, не попадая вглубь материка.
Двуликий Янус для зарубинчан
Более-менее массово на территорию будущей Украины монеты начали поступать лишь во времена так называемой зарубинецкой культуры. Она возникла на рубеже III и II вв. до н. э. и просуществовала до II в. н.э. Ученые до сих пор спорят об этнической принадлежности "зарубинецких" племен. Уверенно можно сказать, что основу процесса формирования этой общности заложило перемещение на территорию Висло-Днепровского междуречья ряда разноэтничных центральноевропейских племен и смешение их с местным, тоже довольно этнически пестрым населением, в том числе славянами.
Упомянутые племена вели активную торговлю с причерноморскими античными колониями. Зерно, скот, мед, воск, меха и рабов обменивали на ткани, украшения, вино, оливковое масло и пр. Вскоре зарубинчане поняли, что и отчеканенные кругляши в виде оплаты тоже хорошо.
Тогда Днепр уже играл роль одной из важнейших торговых артерий, а территория нынешнего Киева - ключевого узла на ней. В городской черте столицы Украины обнаружено полтора десятка зарубинецких поселений, в том числе и в историческом ядре - на Юрковице, Старокиевской и Замковой горах, на Подоле.
Главным из них было поселение на Замковой горе, где археологи обнаружили мощный культурный слой, относящийся к зарубинчанам. Здесь же откопали и древнейшую из найденных на территории Киева монет - медный римский асс с изображением головы двуликого Януса и пометкой монетария Спурия Афрания, занимавшего эту должность приблизительно в 150 г. до н. э. Тем не менее в памятниках зарубинецкой культуры монеты встречаются довольно редко.
Денарии и их "подделки"
Вскоре ситуация кардинально изменилась, о чем свидетельствуют многочисленные находки как единичных монет, так и разнокалиберных кладов. Самый большой в Киеве клад древнеримских монет обнаружили летом 1874-го. Тогда при проведении земляных работ в районе Сенного рынка выкопали похожий на ведро сосуд, содержавший более пуда серебряных и бронзовых монет. Увы, найденное тут же разошлось по рукам, а отчасти было выброшено за ненадобностью. К историкам попало лишь несколько серебряных денариев II в. н. э., отчеканенных императорами Адрианом, Антонием Пием и Марком Аврелием. Клад, скорее всего, был уже не зарубинецким, а более поздним, относящимся к черняховской культуре.
Черняховская культура, занимавшая огромную территорию восточноевропейской лесостепи и степи, начиная от левобережья Днепра и до Нижнего Подунавья, является одной из самых ярких "украинских" культур первой трети I тысячелетия н. э. По мнению ряда историков, она была генетически связана с предшествующими зарубинецкими и последующими славянскими племенами VIII-Х вв.
Ранее считалось, что черняхи возникли на основе готского политического союза III-IV вв. и сформировались под сильным культурным и экономическим влиянием римского пограничья. Сегодня все чаще преобладает мнение, что это межплеменное образование появилось на полиэтнической основе. Сюда вошли и скифо-сарматские племена Северного Причерноморья, и гето-даки Поднестровья, и славянские племена с нынешней Волыни и Среднего Поднепровья. Влились в черняхи и германские племена, переселившиеся в Причерноморье на рубеже II-III вв.
В период черняховщины возникло почти полноценное денежное обращение, а монеты появлялись не только у племенной верхушки, но и у обывателей. О том, что для местных они были не просто кусочками металла, а именно средством платежа, ярко свидетельствуют находки медных и бронзовых монет. Для "классического варвара", уважавшего только драгметаллы, такие монеты никакой ценности не представляли, разве что переплавить их на что-либо нужное в хозяйстве.
На территорию нынешней Украины римские монеты попадали не только в результате торговли. Часть была военной добычей, полученной в результате набегов на империю. Кроме того, римляне регулярно платили соседним варварским вождям щедрые откупные. В обмен на различные товары эти монеты отчасти тут же возвращались в империю, отчасти использовались внутри черняховского общества.
Внутреннее обращение римских монет было связано с полным отделением ремесла от земледелия и появлением полноценного товарного производства. Достаточно посмотреть на шедевральные черняховские вазы. Чтобы достигнуть такого уровня мастерства, нужно было долго учиться. И уж точно такое никак не изготовить в свободное от выращивания урожая время.
На активное хождение римских денег указывает и значительная истертость изображений на большинстве денариев, найденных на территории Украины. Такое достигается лишь годами активного оборота. Существует версия, что хитрые римляне-де специально втюхивали наивным варварам старые потертые монеты - мол, те особой разницы не понимали. На самом деле в связи с инфляцией римляне регулярно уменьшали пробу и вес своих монет. В итоге старый потертый денарий зачастую имел большую ценность, чем свежеотчеканенный.
Черняховское население настолько привыкло к удобному средству расчетов, что, когда в III в. приток монет значительно сократился, началась массовая чеканка подражаний. Скорее всего, черняхи вскоре начали бы выпускать и собственные полноценные деньги, но в конце IV в., в эпоху гуннского вторжения в Восточную Европу, эта культура прекратила свое существование.
Римское серебро еще использовалось на протяжении длительного времени, но без притока новых монет постепенно полностью вышло из употребления. Да и в связи с полным переходом на натуральное хозяйство потребность в деньгах исчезла.
Дирхемы вместо долларов и евро
Денежное обращение на территории нынешней Украины начало возрождаться только с VIII в. Это не относится к Северному Причерноморью, где в то время властвовала Византия.
Главной монетой стали куфические дирхемы Арабского халифата. Название они получили из-за легенд, выполненных "геометрическим" арабским шрифтом куфи. Куфические дирхемы господствовали в древнерусском обращении до ХI в. В обороте тогда встречались также византийские и западноевропейские монеты, но они, как и княжеские сребреники, погоды не делали.
В этот период Арабский халифат был самым большим и богатым государством Старого Света (пребывавший в самоизоляции Китай не учитываем). Поэтому неудивительно, что в VIII-ХI вв. дирхемы стали мировой валютой, занимавшей то же место, что и сегодняшние евро и американские доллары. Монеты халифата активно использовали на территории Центральной, Восточной, Северной и частично Западной Европы.
Популярность куфических дирхемов обуславливалась качеством самой чеканки: идеальный кружок, четкие надписи, но главное - веками не меняющиеся вес и проба содержащегося в них серебра. Никакого сходства с низкопробными и часто довольно примитивными в оформлении западноевропейскими монетами.
Основной поток арабских монет на территорию будущей Украины шел как напрямую от арабских купцов, покупавших здесь основные экспортные товары - рабов, меха, воск и мед, так и транзитом - через Хазарский каганат. Вывоз монет за пределы халифата был настолько масштабным, что, когда месторождения серебра оскудели, в исламском государстве разразился масштабный финансовый кризис: большая часть серебра оказалась за границей и стало нечем покрывать потребности внутреннего рынка.
Известные по летописям ногаты, куны, резаны и прочие виверицы (белки) - это все дирхемы и их производные. Так, "ногата" происходит от арабского "накада" ("сортировать деньги, отбирать лучшие экземпляры") и одновременно от арабского же слова "нагд" ("хороший"). Ногатами называли дирхемы 900-й и выше пробы, отличавшиеся ярким белым цветом. Такие монеты чеканились некоторыми дворами Северной Африки и Аравии. Ногата составляла 20-ю часть гривни.
Куна - тоже дирхем, но 800-750 пробы. Они были чуть темнее. На одну гривню шло 25 таких монет. Резана - это половинка разрезанного пополам дирхема. Векша (виверица) - название хоть и происходит от шкурки белки, но в монетном виде представляла третью часть резаны или шестую часть дирхема.
Куфические дирхемы, как целые, так и их фрагменты, - обычная находка на древнеславянских и древнерусских археологических памятниках. Клады тоже не редкость. В некоторых насчитывается по 5-7 тыс. монет.
Известно множество дирхемов с отверстиями или припаянными ушками - их нашивали на одежду как украшение или подвешивали к монисту. Любопытные свидетельства об этом оставил арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан, живший в первой половине Х в.: "На шеях у них [жен руссов] мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один ряд мониста, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два ряда мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], прибавляют ряд мониста его жене, так что на шее иной из них бывает много рядов монист".
Став украшением, дирхемы не теряли функции денег, о чем свидетельствует наличие дыряво-проушенных монет в кладах наряду с обычными.
На территории Руси массовое хождение куфических дирхемов прекратилось только в XI в., когда иссякло их поступление извне. Некоторое время они еще были в обиходе. Но со временем их количество становилось все меньше. В этот период зафиксирован чекан местных подражаний, например, в Чернигове. Вскоре Русь осталась совсем без монет. Крупные платежи осуществлялись при помощи слитков-гривен. Для мелких использовали суррогаты - стеклянные браслеты, бусы, пряслица из розового овручского шифера и т. д. На Руси начался так называемый безмонетный период, завершившийся только в XIV в. с началом чеканки уже собственных монет.