Брат за брата. Как Совет по господдержке кино превращают в сериал "Сваты"
Голосование за новый состав Совета по государственной поддержке кинематографии оказалось пустой формальностью
Похоже, скандалы отныне будут сопровождать культурную политику Украины на каждом повороте, взрываться при каждом решении, конкурсе и тому подобное.
Но скандал — это слово слишком общее, слишком затасканное в СМИ. Есть просто скандалы, а есть ситуации, которые со временем будут становиться все более токсичными, оказывать все более разрушительное воздействие на значительный круг институтов, проектов и участников культурного процесса.
Недавно был избран новый состав Совета по государственной поддержке кинематографии — в связи с завершением каденции предыдущего состава. Совет — важный орган, именно за ним остается последнее слово в том, какой фильм или сериал получит государственное финансирование.
Это избрание прошло б, может, и незамеченным, если бы голосованию конкурсной комиссии по отбору членов Совета не предшествовало открытое письмо-возражение относительно представленных кандидатов, адресованное министру культуры и информационной политики Александру Ткаченко. Возражение подписали организации, которые являются не последними игроками в киноиндустрии: ОО "Украинская гильдия режиссеров", ОО "Творческое объединение "Вавилон 13", ОО "СУК "(Современное украинское кино), ОО "Гильдия неигрового кино" (без печати), ОО "Докудейз", а также гендиректор Национального центра Александра Довженко Иван Козленко и ряд членов ОО "Союз кинокритиков Украины" — Александр Гусев, Сергей Ксаверов, Аксинья Курина, Людмила Новикова, Дарья Бадьер, Дмитрий Сидоренко, Алена Пенза, Екатерина Слипченко, Олег Батурин, Оксана Волошенюк.
Что же стало причиной для столь серьезного беспокойства?
Порядок образования Совета по государственной поддержке кинематографии предусматривает, среди прочего, такие требования к организациям, которые выдвигают претендентов:
- уставные документы подтверждают осуществление деятельности в сфере кинематографии и/или телевидения;
- деятельность является активной (в течение последних трех лет были организованы периодические, не реже одного раза в год, общественные мероприятия по решению проблем в сфере кинематографии: инициированные публичные обсуждения актуальных вопросов, публичные дискуссии в профессиональной сфере и т. д.).
Конкурсная комиссия, которая избирает Совет, тоже должна набираться по определенным правилам:
- кандидат не находится на государственной службе (или иной должности), в отношении которого Законом Украины "О предотвращении коррупции" установлено ограничение относительно совмещения с другими видами деятельности;
- у кандидата отсутствует конфликт интересов в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции";
- кандидат имеет опыт работы не менее трех лет в сфере кинематографии.
И здесь мы натыкаемся на проблему.
Возражения возникли на участие в конкурсе ряда кандидатов. Во-первых, Дмитрия Бабкина, которого выдвинула ОО "Ассоциация стримеров Украины "Стрим.Ньюз". Устав этого ОО не предусматривает осуществление деятельности в сфере кинематографии и/или телевидения; согласно предоставленной Минкультом информации организация не проводила соответствующей требованиям закона деятельности последние три года, соответственно, она не имеет права подавать представителей для участия в конкурсе на членство в Совете. Для подтверждения своей деятельности ОО предоставила скрин ютюб-канала. На этом канале большинство видео — это стримы, касающиеся освещения выборов и политических событий, которые не являются общественными мероприятиями по решению проблем в сфере кинематографии и не имеют никакого отношения к киноиндустрии в целом.
Второй сомнительный кандидат — Юрий Горбунов от Ассоциации "Правообладателей и поставщиков контента". Ассоциация также не проводила соответствующей требованиям закона деятельности последние три года. Она занимается развитием платного телевидения в Украине и не имеет прямого отношения к киноотрасли. Мероприятия, которые организует Ассоциация, не касаются решения проблем в сфере кинематографии, в них не участвуют представители киноиндустрии. Программа конференции DEK, которую проводит Ассоциация, посвященная электронным коммуникациям, интернету, телекоммуникационным услугам. Среди адресатов обращений и законодательных инициатив Ассоциации отсутствует Госкино, на сайте Ассоциации нет никакой информации о ее деятельности в сфере кинематографии в последние три года и вообще о кинематографии и киноотрасли.
Третьим кандидатом, к которому возникли вопросы, стала Виктория Зюнькина от ОС "Союз кинотеатров Украины". Проблемы те же — ОС проводил необходимые меры в 2020 и 2017 гг., однако в 2018-2019 наблюдалось полное затишье.
Четвертый кандидат — Артем Колюбаев от ОО "Общая победа". Устав "Совместной победы" не предусматривает осуществление деятельности в сфере кинематографии и/или телевидения. Кроме того, эта ОО не проводила соответствующей требованиям закона деятельности в последние три года. В 2018 г. организация проводила флешмоб в поддержку пленников Кремля, однако использование имени кинорежиссера Олега Сенцова мало для привязки этого события к профессиональной деятельности в сфере киноотрасли. В 2019-2020 гг. "Совместная победа" способствовала разработке сериала и документальных фильмов, которые проводили коммерческие компании-кинопроизводители, совладельцем которых является Артем Колюбаев. Помощь группе связанных коммерческих организаций не соответствует критерию "организовывать общественные мероприятия по решению проблем в сфере кинематографии: инициировать публичные обсуждения актуальных вопросов, публичные дискуссии в профессиональной сфере и т. п.". Кроме того, у претендента есть конфликт интересов. Колюбаев — продюсер шести фильмов, которые сейчас находятся в производстве при поддержке Госкино.
Пятый кандидат — Светлана Коробина от ОО "Международная ассоциация развития и поддержки украинской культуры". В справке о деятельности ОО данные об организации фестиваля молодого кино "МОСТ" в 2020-м и конкурса короткометражных фильмов "Однажды в Одессе" в 2019 г. При этом страница ОО в "Фейсбуке" создана в 2020 г., и информации об этом мероприятии там нету. На странице конкурса ОО также не указана среди организаторов. В 2018 г. деятельности, которая отвечала бы требованиям Порядка, организация не вела. Проект "Источник", указанный в справке, указанный без даты и не касается кинематографии.
Шестой сомнительный кандидат — Елена Любченко от ОО "Объединение защитников достижений и возрождения украинского киноискусства". Эта организация также не выступала организатором мероприятий, соответствующих требованиям. В справке указаны частные публикации лиц, являющихся членами ОО, за 2015-2017 гг., а не официальные письма с печатью и подписью ОО. Кроме того, публикация не является организацией общественного мероприятия.
Еще один проблемный кандидат — Алексей Макухин от ОО "Украинский киноинститут". Организация в 2020 г. не устраивала культурных мероприятий. Объяснение, что причиной остановки деятельности является пандемия, кажется безосновательным, поскольку в прошлом году коронакризис не помешал провести множество мероприятий в сфере киноиндустрии с соблюдением карантинных норм или онлайн.
Следующий кандидат — Александр Недбаев от ОО "Международная ассоциация развития и поддержки украинской культуры". Организация занималась проведением фестиваля молодого кино "МОСТ" в 2020 г. и конкурса короткометражных фильмов "Однажды в Одессе" в 2019 г. Однако в правдивости этой информации есть сомнения: страница ОО в "Фейсбуке" создана в 2020 г., информации о конкурсе там нет, да и на странице конкурса среди организаторов она не значится. В 2018 г. деятельности, которая отвечала бы требованиям Порядка, ОО не вело. Проект "Источник", указанный в справке без даты проведения, не касается кинематографии.
Еще один кандидат — Полина Толмачева от Ассоциации "Украинская киноассоциация". У нее нет нужного опыта работы. Согласно ее трудовой книжке она не занимала должность заместителя или руководителя соответствующего юрлица в течение трех лет, как того требует закон.
Алексей Тритенко от ОО "Кинофестиваль "Корона Карпат"". В заявлении ОО отмечается, что претендент имеет три года опыта работы режиссером. Однако в его трудовой книжке указано, что Алексей — актер. В 2016 г., продолжая работать актером в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра, он снял один короткометражный фильм как режиссер. Это не соответствует требованию трех лет деятельности в должности режиссера.
Среди сомнительных кандидатов есть и Николай Чиханцов от ОО "Айдамы". Он якобы имеет три года опыта работы в сфере кинематографии в должности руководителя адвокатского объединения "АРОУ". Однако АО "Ароу" никоим образом не касается кино, не имеет такого КВЭДа, не внесено в реестр кинопроизводителей или распространителей фильмов Госкино. Кроме того, господин Чиханцов не имеет личного опыта работы юристом в компаниях, осуществляющих деятельность в сфере кинематографии. Исходя из информации на сайте АО "Адвокатское и риэлторское объединение Украины" не специализируется на юридической деятельности в сфере кинематографии, никакой информации об этом на сайте нет.
Последний кандидат, к которому есть вопросы, — Елена Шкробот от Ассоциации "Правообладателей и поставщиков контента". Организация занимается деятельностью, связанной с содействием развития платного спутникового телевидения в Украине. Мероприятия, которые она организует, не касаются решения проблем в сфере кинематографии, в них не участвуют представители киноиндустрии. На сайте Ассоциации нет никакой информации о ее деятельности в сфере кинематографии в последние три года. Сама кандидат руководила продакшном, который производит телевизионный контент, ни в представленных документах, ни в сети интернет упоминаний о ее деятельности в сфере кинематографии не было обнаружено.
Не все так просто и с конкурсной комиссией. В семи ее членов был очевиден конфликт интересов — они работали в одних организациях с претендентами в Совет, среди которых вышеназванные Александр Недбаев, Светлана Коробина, Елена Шкробот, Юрий Горбунов, Артем Колюбаев, Полина Толмачева.
Так или иначе, но протест против назначения вышеупомянутых кандидатов в Совет по господдержке кино было проигнорировано. Комиссия проголосовала. В состав Совета были избраны Тритенко, Горбунов, Толмачева, Недбаев, Чиханцов, Колюбаев, а также Марианна Новикова, в которой тоже был конфликт интересов.
На самом деле еще до того, как появилось обращение, осведомленный источник в Совете предыдущей каденции предупредил автора этих строк, что результаты отбора определены заранее и голосования комиссии — пустая формальность.
Собственно, судя по названиям и специализации всех этих "ОО" и "ассоциаций", контроль над распределением средств решили взять в свои руки телеканалы и одна-две крупные кинокомпании. Нельзя исключать, что не обошлось без содействия министра культуры Александра Ткаченко, который сам имеет интересы в телеотрасли.
Последствия этой позорной "спецоперации" очевидны: львиная доля средств будет доставаться отныне телепродюсерам, в которых, мягко говоря, очень специфическое представление о кинематографе. Поэтому ближайшие годы иметь расцвет неуклюжего "мыла" как на теле-, так и на киноэкранах. Средства будут раздаваться "своим", а продюсеры и режиссеры со стороны, несмотря на уровень таланта, будут посланы по миру.