Борщ с независимостью. Чей поэт Тарас Шевченко
В очередном скандале на тему "это наше", как в зеркале, отразился полный провал украинской стратегии идеологической борьбы
Самое скверное, что с формальной точки зрения каждый отдельный шаг украинской стороны в этой цепочке событий кажется очевидным, и не предполагающим вариантов. Зато все вместе они ведут к оглушительному фиаско. Это означает, что наш противник, оправившись от недолгой растерянности, загнал нас в узкий коридор предрешенных действий и гонит по нему туда, куда захочет.
Циничное покушение на Тараса Шевченко
Российский центр науки и культуры в Киеве — филиал российского Госагентства "Россотрудничество" (далее – РЦНК) организовал 10 марта мероприятие: "Подведение итогов Международного творческого конкурса современных поэтов в день памяти российско-украинского поэта Тараса Шевченко". День памяти Шевченко празднуется в день его рождения, но поскольку родился он 9 марта по новому стилю, а умер 10, то все легко сводится в одно. В том, что российская контора проводила свое мероприятие именно в день смерти Шевченко, тоже был некоторый символизм. Впрочем, с другой стороны, дата со дня смерти была круглая: 160 лет.
Но речь сейчас не об этом. Возмущение и недоумение вызвала формулировка "российско-украинский поэт".
И в органы, которые по укоренившейся привычке принято считать компетентными, полетели возмущенные запросы и вопросы. Затем, две с половиной недели спустя, МИД Украины в интервью Радио Свобода сообщил, что:
- Мероприятие РЦНК было "манипулятивным и дерзким посягательством страны-агрессора на историко-культурное и философское наследие Т. Г. Шевченко".
- Национальная самоидентификация Шевченко, непримиримого борца за национальное и духовное возрождение Украины и ее освобождение из-под гнета России не может вызывать никаких сомнений.
- МИД отрицает любые российские нарративы о Т.Г.Шевченко.
- Несмотря на все сказанное выше прикрыть лавочку РЦНК не представляется возможным, поскольку он открыт в порядке обмена, по договору между Кабмином Украины и правительством России об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 27.02.1998 года. В Москве симметрично открыт и функционирует Национальный культурный центр Украины, не имеющий филиалов в других городах России.
Пару ласковых слов добавил и СНБО, заявивший о готовности закрыть РЦНК, если на этот счет поступит представление от "президента Украины или другого субъекта законодательной инициативы". Немного прилетело и из Минкульта.
Вот, собственно, и все вводные. Разбираем ситуацию.
Идиотическое отрицание очевидного
Тарас Шевченко – увы, не борщ, чье украинское происхождение доказать довольно просто.
Он человек, с очень непростой судьбой и непростым творчеством. Его самоидентификация как украинца, действительно, не вызывает сомнений, но в остальном с Тарасом Григорьевичем все обстоит сложно и неоднозначно.
Шевченко родился, жил и умер на территории Российской Империи. Умер он, кстати, в Петербурге. Из своих 47 лет прожил на территории современной России 27: 1831-1845 и 1858-1861 годы в Санкт-Петербурге, в 1847-1857 годах был сослан в Оренбургский край в солдаты. Он вырос как поэт и художник в российском окружении, и получил свободу от крепостного состояния, а также просто выжил благодаря поддержке российских современников. Все его творчество порождено пребыванием Украины в составе Российской империи. Как же можно в этой ситуации отрицать "любые российские нарративы о Т.Г.Шевченко", притом, сразу и чохом, на основании одной только шевченковской самоидентификации? Нет, ну бред же это.
Иной вопрос, что РЦНК – безусловно, инструмент враждебной нам российской пропаганды, внедренный в Украину. Все распространяемые им нарративы следует внимательно проверять и предметно критиковать, причем, не от случая к случаю, а в рамках рутинной идеологической и пропагандистской войны. Но отрицать, что Шевченко был по ряду параметров русско-украинским поэтом, невозможно. Точнее, возможно, конечно, но это выглядит так же глупо, как намерение прекратить войну, "просто перестав стрелять" и заглянув Путину в глаза, или куда-то еще, где у него открывается вход в Бездну.
Больше того, огромная часть нашей истории, во все периоды, когда Украина была лишена государственной и политической самостоятельности и являлась придатком Москвы, тоже является российской-украинской. И, если мы не хотим продолжения нашей совместной с Россией истории, мы должны честно анализировать все эти периоды, разбираясь, как в очередной раз дошли до жизни такой, и что делали, чтобы этот период прекратился.
Сон разума в окружении чудовищ
Это тем более важно, что Украина, попытавшись было выйти из российско- украинского исторического процесса в 2014 году, уже в 2019-м развернулась назад, и успешно входит в него снова. Об этом свидетельствуют результаты всех без исключения выборов, начиная с 2019 года. Здесь просто непочатый край работы, но работы осмысленной, требующей усилий, квалификации и бюджета. А бюджет у нас, как известно, весь ушел на дорожное строительство. Хотя налицо и некоторый его рост, правда, с обратным знаком. Заявление же "мы все категорически отрицаем" не требует ни финансовых затрат, ни умственных усилий. Его идеальную пустоту можно прикрыть высоким градусом пафоса – в точности, как у Гашека: "это оскорбление государя императора было столь ужасным, что никто не осмелился повторить его вслух".
Вот, кстати, об императорах. В российско-украинском городе Одессе, недавно восстановившем название "проспект маршала Жукова" стоит памятник российской-украинской императрице Екатерине II, осчастливившей украинцев крепостным правом. Памятник был поставлен уже в годы формальной независимости Украины – в 2007-м, если быть точным. Стоит себе, и стоит, и никто с этим уже давно не спорит, как и с возвращением проспекту имени маршала, ненавидевшего украинцев и сотнями тысяч гнавшего их на убой во славу имперской Москвы. И что, у кого-то при этом хватит наглости назвать Одессу не российско-украинским городом?
Очень интересна и позиция СНБО, который готово закрыть РЦНК, но только по команде. Разве СНБО – исполнительный орган, в задачу которого входит непосредственное закрытие нежелательных организаций? Или СНБО при нынешнем президенте подрастерял и подзабыл свои задачи и находится в поиске себя и своего предназначения? Здесь, возможно, могут помочь волшебные слова "офис" и "жижитализация". Стоит подумать о реорганизации СНБО, например, в ОБОЖЕ (Офис Безопасности, Обороны и Жижитализации, Епрст).
Не совсем понятно, какой смысл в существовании Нацкультцентра Украины в Москве, и насколько он эффективен. Уравновешивает ли польза, приносимая им Украине, тот вред, который наносит существование РЦНК в Киеве. Эта тема сильно замаскирована, а между тем, она в данной ситуации первостепенно важна. Исполнение договора о культурном обмене 1998 года, принятого в эпоху российско-украинской полунезависимости Украины (Что, нет? Ну давайте вернемся в 1998 год и разберемся в ситуации поподробнее) выглядит крайне подозрительно. Очень многое говорит о том, что этот договор пора расторгнуть или, по меньшей мере, пересмотреть. Если мы действительно не хотим упасть в очередной этап российско-украинской истории, то лучше бы, наверное, расторгнуть. Интересно, что думает по этому поводу Верховная гм… Рада? Про президента не спрашиваю: он устал, ему пора в отпуск, и вообще он занят – дрессирует свой рейтинг, приучая его к команде "служи".
Хотя, с другой стороны, президент – правда, скорее, теоретически, мог бы, при определенных условиях, своей властью закрыть РЦНК. Я даже знаю при каких именно: если бы РЦНК объявил творческий конкурс артистов-любителей на лучшее исполнение лучших реприз российско-украинского комика Владимира Зеленского. Скорее всего, на этом деятельность РЦНК в Украине и окончилась бы.
Но такого замечательного подарка РЦНК нам, конечно, не сделает. Хотя лично я с большим удовольствием посмотрел бы и послушал конкурсантов.