Большой брат следит за тобой. Приведет ли борьба с коронавирусом к тотальной слежке за людьми
Пока на "коронавирусный карантин" закрывают Европу, Китай сообщает о победе над распространением болезни. Используемые в этой стране меры предусматривали не только жесткое ограничение контактов и изоляцию как можно большего числа людей. Система борьбы с распространением вируса в этой стране была построена на созданной до того системе социального контроля и социального рейтинга. Именно в Китае научились удаленно измерять температуру, идентифицировать людей, даже если они носят маски, и отслеживать цепочку контактов человека, определяя даже случайные взаимодействия, например, поездку в одном поезде или автобусе.
Пандемия, которая пришла в США и Европу, заставляет власти этих стран искать собственные способы борьбы с распространением болезни. Пока на пути к массовому контролю своих граждан стоят вопросы конфиденциальности и защиты частной жизни. Однако эти препятствия могут стать временными, и США, равно как и некоторые страны Европы, попытаются остановить эпидемию, легализировав слежку за своими гражданами.
В открытом письме от эпидемиологов и медицинских работников, адресованном технологическим компаниям, содержится требование к крупным ИТ-компаниям (так называемым Big Tech) легализировать слежку за пользователями. Авторы письма обращаются в первую очередь к Google и Apple (разработчикам мобильных платформ Android и iOS), чтобы те обновили программное обеспечение своих устройств и позволили ему отслеживать контакты между людьми и уведомлять тех, кто контактировал с носителями вируса.
Как приложения будут искать заболевших и носителей
Еще в 2011 году ученые из университета Кембриджа создали приложение FluPhone для измерения и моделирования распространения гриппа. Оно использовало Bluetooth для анализа взаимодействия между людьми и просило пользователей сообщать о симптомах. А если один из пользователей FluPhone заболевал гриппом, программа сообщала об этом тем, с кем он контактировал.
Аналогичные инструменты пытаются создать и в 2020 году. Например, аналогичным FluPhone приложением для COVID-2019 стал open source проект CoEpi. Еще одно аналогичное приложение разрабатывают ученые из Массачусетского технологического института. Суть этих приложений состоит в том, чтобы сравнивать данные о перемещении их пользователей с информацией о маршрутах уже заболевших людей, полученных от государственных структур. Если эти пользователи пересекались с уже заболевшими, то сообщить об этом, например, посоветовав сделать тест или перейти на режим самоизоляции.
Подобные идеи анализа данных о перемещении тестируют и в Германии. Медицинская школа в Ганновере совместно с местной картографической компанией Ubilabs работает над созданием такого же приложения с рабочим названием GeoHealth. Оно предполагает, что человек, у которого был обнаружен положительный результат на COVID19, добровольно отдаст GPS-данные со своего телефона, а другие люди смогут увидеть, находились ли они в том же месте и в то же время, что и зараженный человек. При пересечении путей людям посоветуют пройти тестирование.
О чем вели переговоры власти США с Big Tech
Несколько дней назад стало известно, что крупные технологические компании (Google, Facebook и другие) ведут переговоры с властями США об использовании геолокационных данных из их приложений для борьбы с распространением коронавируса.
На переговорах речь шла об использовании анонимных данных (этот факт особенно подчеркивался) для оценки того, каким способом и в каком направлении распространяется вирус. А также - для проверки соблюдения людьми мер социального дистанцирования.
Подобные переговоры подтвердили в компании Google. В Apple заявили, что работают над вопросами внедрения телемедицины и подчеркнули, что геолокационные данные владельцев iPhone компания не собирает.
Глава Facebook Марк Цукерберг уточнил, что его компания не будет передавать данные о местонахождении смартфонов пользователей, чтобы помочь в борьбе с распространением коронавируса. Крупнейшая социальная сеть так часто в последние два года была фигурантом скандалов, связанных с нарушением конфиденциальности данных, что Цукерберг старается держаться подальше от самих обсуждений подобных процессов.
Однако заявление Цукерберга звучит особенно интересно в свете того, что у Facebook есть инструмент, предназначенный для отслеживания перемещений и демографии людей, пострадавших от вспышки заболевания. Этот инструмент компания использовала для анализа распространения других болезней, например, эпидемии холеры в Мозамбике.
Этот инструмент называется Disease Prevention Maps ("Карты профилактики болезней"), он существует в рамках проекта под названием Data for Good. При этом Facebook подчеркивает, что данные, используемые в Disease Prevention Maps, являются анонимными и представлены для анализа общих трендов, а не для отслеживания отдельных лиц. Более того, по словам топ-менеджеров Facebook, компания уже создала аналогичную карту для COVID-2019, только эта карта не доступна для широкой аудитории.
Дополнительно сотрудники Facebook настаивают на том, что эти данные являются анонимными и не идентифицируют пользователей соцсети.
Опыт Израиля и помощь мобильных операторов
Не только американские власти задумались об использовании смартфонов и геолокации для поиска носителей коронавируса. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху разрешил агентству внутренней безопасности страны подключиться глобальной базе данных о мобильных телефонах и отслеживать перемещения людей, заразившихся коронавирусом, а также выявлять их контактных лиц, чтобы понимать, кто должен быть помещен в карантин. Комментируя свое решение, Нетаньяху сказал, что ранее такие меры принимались в борьбе против террористов. "Некоторые из наших мер будут ущемлять частную жизнь пострадавших. Но мы должны принять эту новую реальность", - заявил премьер-министр страны.
Идея такого наблюдения состоит в анализе данных геолокации, собираемых у израильских мобильных операторов, поиске людей, вступавших в контакт с носителями коронавируса и уведомление их о необходимости изоляции.
Известно, что первые "жертвы" этого наблюдения уже получили оповещения о том, что они контактировали с больными и им нужно перейти на самоизоляцию. В случае нарушения режима изоляции в стране введен штраф в размере более 1 тыс евро.
Нетаньяху также подчеркнул, что Израиль - одна из немногих стран, обладающих такими возможностями, и она готова сейчас их использовать в борьбе с пандемией. Новые правила слежки, единогласно утвержденные правительством Израиля, гласят, что властям не нужно получать постановление суда для отслеживания телефонов людей и сбора данных. Однако власти страны подчеркивают, что все собранные данные должны быть удалены через 30 дней.
На этой неделе крупнейшая европейская телекоммуникационная компания Deutsche Telekom объявила о передаче данных о своих клиентах Институту Роберта Коха, который занимается борьбой с пандемией в Германии. Эти данные могут использоваться для анализа перемещений людей и для прогнозирования распространения вируса.
Почему использование геолокации в борьбе с пандемией - спорная идея
Неизменным спутником распространения пандемии Covid-19 является паника, которая, с одной стороны, заставляет искать всевозможные способы борьбы с болезнью, а с другой - мешает критически оценивать последствия предлагаемых мер в дальней перспективе.
Поэтому понятно желание технологического сообщества, мобильных операторов и властей разных стран использовать все методы для ограничения распространения болезни. В то же время, пандемия, рано или поздно, закончится, а изменившиеся правила работы с пользовательскими данными, могут серьезным образом изменить привычные сегодня вещи, например, отношение к конфиденциальности, защите частной жизни и работе с пользовательскими данными.
Использование геолокационных данных для поиска путей распространения Covid-19, равно как и контактных лиц уже зараженных людей - это задача с большой погрешностью. Современные телефоны весьма неточно определяют положение человека. Геолокация в современных городских районах может ошибаться на 7-13 метров по сравнению с точным местом нахождения человека. А это расстояние слишком велико для передачи коронавируса. Это означает, что по данным геолокации человек находился рядом с заболевшим, а в реальности он мог находиться за 10 метров от него и не подвергаться риску заражения. В то же время другой человек, которого его GPS-координаты "увели" на 5-метровое расстояние от источника вируса, как раз может быть в непосредственном контакте с заболевшим.
Вторая проблема состоит в том, что невозможно точно определить способ заражения вирусом. Можно находиться рядом с носителем заболевания, но соблюдать гигиенические нормы и не заразиться, а можно коснуться поручня автобуса, в котором носитель вируса проехал несколько часов назад, и заболеть. Соответственно, такие приложения, анализирующие геопозиционирование, могут не только определять как носителей коронавируса здоровых людей, но еще и дать ложное чувство безопасности тем, кто может заболеть.
Многие эксперты раскритиковали идею сдерживания эпидемии посредством наблюдения за перемещениями людей. И главная причина критики состоит в слишком сильном вторжении в частную жизнь. Например, используемые в Израиле меры свидетельствуют о том, что страна может перейти к так называемой "демократии наблюдения", взятой на вооружение США после 11 сентября 2001 года. Она предусматривает прослушивание без ордера, о котором всему миру рассказал небезызвестный Эдвард Сноуден. Отдельного внимания заслуживают возможности правительства Израиля: запущенная слежка говорит о том, что в стране существует база метаданных мобильных телефонов, которая хранит информацию о перемещениях жителей.
Таким образом, мы наблюдаем, как попытка предотвратить заражение и защитить жителей страны столкнулась с фактом попирания гражданских прав. Многих интересует вопрос о том, насколько соизмерима массовая слежка за смартфонами всех жителей страны с угрозой заражения и будущими проблемами, возникнувшими в результате этой слежки. Для сторонников такого наблюдения существует железный аргумент, который состоит в спасении жизней и предотвращении дальнейших заражений носителями вируса. Противники подчеркивают, что эпидемия закончится, но она легализирует слежку за людьми, лишенными возможности избежать такого наблюдения, тем более, что анонимность таких данных весьма условна.
Борьба с пандемией стала настоящим испытанием не только для системы здравоохранения многих стран, но и для демократических норм и базовых прав человека. Существует весьма тонкая грань между благородной борьбой с пандемией и созданием устойчивой копии системы массовой слежки по китайскому типу. Именно поэтому Covid-19 - это первая в истории человечества пандемия, бороться с которой придется не только медикам и правительствам, а еще и правозащитникам.
В письме к Big Tech, о котором упоминалось выше, сказано, что если бы такие функции отслеживания за контактами и перемещениями людей существовали ранее, то бороться с пандемией было бы гораздо проще. "Такая инфраструктура могла бы позволить более надежно сдерживать будущие эпидемии и обеспечить возможность повсеместного отслеживания контактов такого рода, который работал в Китае и [Южной] Корее", везде".
Уже сейчас нужно заботиться о том, чтобы описанная в этом письме система массового наблюдения, не стала реальностью. Иначе нас ждет настоящее "Черное зеркало".