Болезнь цивилизации. От чего умирали фараоны и мучились императоры
Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения ХХI в. грозит стать столетием аллергии. Ученые с пессимизмом ожидают, что к 2050 г. жертвами тех или иных аллергозов окажется более половины землян. В настоящий же момент, как свидетельствуют результаты изучения заболеваемости и распространенности аллергических болезней в разных странах, от них страдают 20-40% населения.
Кратко любую аллергию можно охарактеризовать как неоправданно сильную болезненную реакцию на различные вещества и соединения, которые не наносят ни малейшего вреда подавляющему большинству других родственных организмов. Такой "личный яд" называется аллергеном. И в этом качестве может выступить практически что угодно.
Еще печальнее, что за последние несколько десятилетий распространенность аллергических заболеваний увеличилась в два-три раза. Только армия страдающих кожными формами ее проявлений - аллергическим дерматитом - ежегодно пополняется миллионом "новобранцев". Не меньше новых случаев заболевания фиксируется и в отношении поллиноза (аллергического ринита): доля этих расстройств в общей структуре аллергозов одинакова и составляет 15-20%. А ведь есть еще бронхиальная астма (7-10%), крапивница, отек Квинке и многое другое.
Много говорится и о том, что у жителей промышленно развитых регионов аллергические расстройства всех видов и мастей фиксируют чаще, чем у обитателей отсталых стран. По этой причине за аллергией прочно закрепилась слава болезни цивилизации. Ну что же, отрицать, что загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, неконтролируемое использование удобрений, пестицидов и гербицидов в сельском хозяйстве, а также создание и широкое применение новых химических веществ способны повышать аллергенную нагрузку, глупо. Однако не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что у тех, кто живет в неблагоприятных социальных условиях, несравненно меньше возможностей для адекватного распознавания аллергозов. Ведь "болезнь цивилизации" появилась отнюдь не в результате промышленной революции. Более того - человечество знакомо с ней не менее пяти тысяч лет.
От первого фараона до Наполеона I
Некоторое время назад ученые, изучающие античные документы Древней Греции и Рима, поделились удивительным открытием, касающимся истории Древнего Египта. Оказывается, самый первый фараон на свете по имени Мина (в другой транскрипции - Менес), ставший основоположником I династии Птолемеев около 3050 г. до н. э., страдал от аллергии на укусы насекомых. Более того, эта инсектицидная аллергия и погубила первого правителя объединенного Древнего Египта. Конкретнее - его убил анафилактический шок, развившийся после укуса осы или пчелы.
Впрочем, этот факт настолько противоречил образу полубожества, впоследствии приписываемого всем фараонам Египта, что жрец Манетон из Себеннита, живший в конце IV - начале III вв. до н. э., внес правки в биографию создателя египетской государственности. В итоге вину за смерть 63-летнего основателя Мемфиса понесло не маленькое полосатое насекомое, а гигантский бегемот.
Известно также, что во II тысячелетии до н. э. сведения об атипичной "реакции на травы" передавали своим ученикам лекари Древнего Китая. Документальное подтверждение этой практики находим у Конфуция (предположительно 551-479 гг. до н. э.) Однако первым врачом, начавшим системное изучение феномена аллергии, все-таки стал легендарный Гиппократ (ориентировочно 460-370 гг. до н.э.).
Этот, как сегодня бы сказали, клиентоориентированный лекарь скрупулезно фиксировал все симптомы своих пациентов, чтобы впоследствии подвергнуть их вдумчивому анализу. Так "на карандаш" попались и кожные сыпи с пищеварительными расстройствами, периодически возникавшие у различных людей при употреблении той или иной пищи. Согласно записям Гиппократа чаще всего их причиной становилось употребление молока (которое, кстати говоря, довольно широко использовалось в качестве лекарства при заболеваниях, сопровождавшихся лихорадкой и интоксикацией), сыра, рыбы и цитрусовых. Разумеется, логичным выводом из сделанных наблюдений стали рекомендации по изъятию из меню болезнетворных продуктов. Залогом стабилизации состояния несчастных также становилось обильное питье чистой воды, употребление простой пищи и тщательное соблюдении личной гигиены. Кроме того, именно Гиппократу человечество обязано термином "астма" и первым описанием ее форм - в том числе обусловленных аллергией.
Не сдала аллергия позиций и с наступлением следующей эры. И сильных мира не разлюбила. Так, в частности, благодаря придворным биографам ученые распознали симптомы аллергии у знаменитого основателя Римской империи Октавиана Августа (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). Согласно имеющимся сведениям великий император с детства страдал аллергическим насморком (поллинозом), исправно обостряющимся зимой и осенью, а также аллергическим дерматитом. Ну а поскольку последний сопровождался зудом, "император Цезарь, сын бога" нашел спасение в использовании специального скребка-чесалки. Стоит ли говорить, что этот милый аксессуар немедленно стал модным сначала в императорской свите, а затем и среди горожан?
А вот аллергия английского короля Ричарда III (1452-1485 гг.) имела иную форму: монарх не переносил землянику. Правда, пока это выяснилось, его придворные натерпелась немалого страху. Появление крапивницы и приступов жара после трапезы заставляли короля подозревать приближенных в попытке отравления. Нетрудно догадаться, что подобные мысли не способствовали доброму расположению монаршего духа.
Но все-таки самым знаменитым из коронованных аллергиков мира стал Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.). Великий завоеватель тоже страдал от приступов сезонного аллергического риноконъюнктивита. По некоторым данным, именно жестокое обострение этого недуга обусловило недостаточную собранность императора-полководца в битве при Ватерлоо, состоявшейся 18 июня 1815 г.
Страсти по насморку
Примечательно, что из всех форм аллергии именно поллиноз (от латинского pollen - пыльца) неоднократно давал толчок следующему этапу изучения многоликого недуга. В том числе силами самых именитых и почитаемых врачей. Так, автором первого исчерпывающего описания симптомов аллергического ринита стал один из наиболее авторитетных целителей древности, а заодно и личный врач нескольких римских императоров Клавдий Гален (130-200 гг.).
А почти тысячу лет спустя весенний насморк попал в фокус внимания еще одного выдающегося целителя эмиров и султанов - персидского врача Ибн Сины (Авиценны), жившего в 980-1037 гг. Тогда в качестве "противоядия" к запаху цветов, вызывающих бурную реакцию со стороны носа, ученый предложил мумиё - внутрь и для орошения слизистой. У ряда пациентов эта терапия поллиноза оказалась настолько успешной, что в литературе, апеллирующей к различным методам восточной медицины, до сих пор встречается антиаллергическая пропись мумиё "по Авиценне".
Еще через полтысячелетия (в 1565 г.) несколько случаев риноконъюнктивита, спровоцированного запахом роз, описал лейб-медик французских королей Карла IX и Генриха III Леонардо Боталло. Правда, предложенное им название "розовая лихорадка" так и не прижилось. Зато куда менее романтичное "сенная лихорадка" приклеилось намертво.
При этом автором последнего термина стал не какой-нибудь придворный лекарь, а самый обычный английский врач Джон Босток. Сам страдающий поллинозом, в 1819 г. в Лондонском медико-хирургическом обществе он представил доклад "О случаях периодического поражения глаз и груди, возникающего при контакте со скошенной травой". Тогда-то впервые и прозвучала теория о болезнетворных свойствах сена. И хотя уже в в 1836 г. Дж. Виман доказал, что виновником развития "сенной лихорадки" является исключительно пыльца растений, а в 1873 г. Чарльз Блэкли сделал первые рекомендации по иммунотерапии с помощью аппликаций той же пыльцы, ни в чем не повинные копны и стога продолжает пугать страдающих поллинозом.
Сто лет современности
На сегодняшний день специалистами Всемирной организации здравоохранения разработан спектр официальных рекомендаций по лечению аллергических заболеваний. В него входят:
- фармакотерапия (или проще - прием соответствующих противоаллергических препаратов);
- элиминационная терапия (т.е. мероприятия, направленные на недопущение контакта с аллергеном);
- аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ).
Последняя методика считается одним из наиболее надежных способов победить аллергию. Лечение заключается в инъекционном введении в организм возрастающих доз водно-солевого экстракта аллергена, ответственного за клинические проявления заболевания. При условии верной идентификации этого вещества (которое проводится с помощью специальных аллергопроб) эффективность АСИТ превосходит фармакотерапию. Единственным (хотя и существенным) недостатком метода считается большая продолжительность курса терапии - в поддерживающей фазе периодическое введение максимально допустимой дозы индивидуально подобранного "яда" может требоваться годами.
Однако эта современная методика интересна еще и тем, что существует без малого 120 лет. Более того - она старше, чем само слово "аллергия"! Ведь АСИТ родилась в 1900 г., когда Л. Куртис экспериментально доказал, что повторные инъекции водных экстрактов аллергенов пыльцы трав приносят пользу пациентам с сезонными ринитами и бронхиальной астмой. А название знаменитой "болезни цивилизации" вошло в обиход лишь в 1906 г. Его автором стал австрийский педиатр Клеманс Пирке, собравший новый термин из греческих слов "аллос" (измененный, другой) и "эргос" (работа).
А между этими выдающимися событиями случилось открытие анафилаксии - мгновенно развивающейся генерализованной аллергической реакции. В 1902 г. его совершил блестящий французский физиолог Шарль Рише, изучающий особенности реакции организма на яд одного из самых опасных обитателей моря - физалии (португальского кораблика). Эта заслуга была отмечена вручением Рише Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1913 г.
Глубокий анализ итогов исследований анафилаксии и иммунотерапии в 50-е годы ХХ в. привел к эксперименту по лечению методом АСИТ не только сезонных аллергий, но и анафилактических реакций на укусы жалящих насекомых. Он оказался весьма успешным. Окончательно же аллергенспецифическая иммунотерапия прописалась в арсенале аллергологов после проведения крупного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования, полностью завершенного в 1978 г. Так что в следующем году эта методика будет праздновать сорокалетний юбилей полнейшего признания.