Благоденствие на свалке. Почему даже Австралия в Мадриде не испугалась Греты Тунберг

Климатические революционеры говорят о сокращении и умеренности, в то время как технологический подход исходит из иного принципа: сохранить темп производства и потребления, сократив при этом расходы и издержки
Фото: EPA/UPG

Изменение климата и выбросы парниковых газов все чаще выходят на первые полосы и превращаются в место страсти. Климат меняется - это очевидно. Что же до вопроса "как с этим жить?" - точки зрения могут быть разными. Но чаще всего идеологии в них не меньше (обычно - значительно больше), чем всего остального. Как, впрочем, почти во всем, что удостаивается места на первых полосах и в прайм-тайм.

Климатическая конференция ООН, состоявшаяся в Мадриде, потерпела неудачу - участникам так и не удалось договориться о плане выполнения Парижских климатических соглашений. Принятую резолюцию назвали "худшей за последние четверть века". Генсек ООН Антониу Гутерреш откровенно написал в своем "Твиттере", что разочарован - мировое сообщество не продемонстрировало готовности взять на себя повышенные обязательства по решению проблемы климата.

На новый план по сокращению выбросов не согласились США, Бразилия, Австралия. Больше всего критики перепало Австралии - от Индии и Китая и так никто ничего хорошего не ожидал. А Австралия - также в числе лидеров по уровню выбросов парниковых газов.

Также о климате в эти дни говорили в Брюсселе. Разговор был более продуктивен - лидеры стран ЕС согласились на план действий, который позволит достичь нулевого баланса углеродных выбросов до 2050 г. Тут, впрочем, тоже есть исключения. Никого не удивлю - это Восточная Европа. Чехия и Венгрия согласились на план только с тем условием, что ядерная энергетика будет признана "кошерной". А Польша заявила, что ничего не имеет против углеродной нейтральности, но она будет идти к этой цели так, как ей будет удобно. Гонор - не СО2, сам в атмосферу не улетает.

Оба климатических события продемонстрировали одну и ту же тенденцию: говорить на темы глобального изменения климата, сокращения выбросов парниковых газов для мировых лидеров весьма непросто. По одной вполне понятной причине: мы вступаем в решающую стадию революции, а менять мир - задание, которое по плечу, может быть, титанам, но уж точно не чиновникам.

Мы наблюдаем кардинальный слом индустриальной системы мира, выросшей на ископаемом топливе. Уголь, нефть и газ - ее пища и ее кровь. И постиндустриальную революцию вряд ли можно считать завершенной, пока цивилизация не изменила "диету".

Поэтому каким бы искусственным ни казались иногда климатические протесты, климатические ужастики и лично Грета Тунберг, все это не возникло на ровном месте без всякой причины и, главное, без всякой на то необходимости.

То, что промышленная революция вступает в завершающую (вероятно) стадию именно под лозунгами борьбы за сохранение планеты, возможно, дело случая. Просто замусоривание и загрязнение, неизбежные для культуры безудержного потребления, - это повод, лежащий прямо под ногами, а исчерпание ресурсов - обычный предлог для любой революции. "Низы не могут" - это тоже по большому счету исчерпание ресурсов.

Правительства, как и в любой революционной ситуации, оказываются в очень непростом положении. С одной стороны, надо попытаться сохранить хотя бы относительную социальную и экономическую стабильность, с другой - надо что-то менять и достаточно быстро (или хотя бы эффектно), чтобы не обвинили в саботаже и не сбросили с локомотива истории на ближайших же выборах. И тут уж каждый выкручивается, как может: Франция и Германия, которые и так достаточно эффективно продвигаются к идеалу нейтральности, давят на коллег по ЕС, в то время как Польша, прочно сидящая на собственном буром угле, не спешит ссориться с шахтерами и потребителями.

Что же до глобального изменения климата, то в него можно просто не верить. Трамп, конечно, мрачный чудак, но он все же президент "главной страны мира", и незазорно следовать модам, которые он завел при своем дворе. Да и весь американский истеблишмент при Трампе дает повод думать, что можно - и даже должно - жить в окружении фигур умолчания и пользоваться словами так, чтобы они ни в коем случае не изменили мир. Смешно наблюдать за тем, как и демократы, и республиканцы изо всех сил стараются сохранить свою "незыблемую" систему вещей, в то время как Трамп - настоящий жук в муравейнике - демонстрирует им, что эта система вещей больше не действует.

С точки зрения мировых лидеров, это даже обидно: только-только все наладилось, индустриальная революция после стольких потрясений, наконец, начала работать в плюс - изобилие, относительная стабильность, жизнь государства отлажена, как часовой механизм, а жизнь человека становится все длиннее и качественнее. Все же хорошо в кои-то веки! Так нет - снова революция. И снова все наперекосяк - от системы образования, которая вдруг перестала работать, до ледников, которые вдруг начали, как назло, стремительно таять.

Что же теперь правительства должны сказать своим бизнесменам? Что нужно вложить деньги в новые технологии, перевести производство на энергию из чистых источников и заплатить налог на нейтрализацию тех выбросов, которые все равно неизбежно будут? А своим гражданам предложить меньше покупать и по возможности поменять диету? А тем, кто до сих пор кормил и, главное, обеспечивал предметами первой необходимости (в первую очередь, пищей) крупные индустриальные центры, - что им нужно умерить аппетиты, сократить производство и пересмотреть логистику? Это на самом деле революционные изменения, которые никого - ни вас, ни меня, ни президента Трампа - не оставят незатронутым.

Но тут дорожка начинает петлять и становится неверной. До сих пор человечеству в целом удавалось обеспечить себя всем необходимым в любом объеме и при этом все равно выжить. Мальтузианские пророчества сильно пошатнулись, когда человечество справилось с демографическим взрывом и не только не начало вымирать от голода - наоборот, голод как таковой исчез с лица земли. За исключением мест, где голод становится следствием военных конфликтов или людоедской политики государственных лидеров. Сельское хозяйство, почти не менявшееся от неолитической революции до индустриальной, как оказалось, прекрасно поддается коррекции технологиями. Пережив демографический взрыв, мы не только не таем от голода - наши супермаркеты и холодильники ломятся от еды. И никогда за всю историю человечества еда еще не была такой дешевой, доступной и обильной.

Если поставить планету полностью на службу человечеству, то человечество выкрутится. Вернее, до сих пор выкручивалось. Пускай за счет всех прочих соседей по планете - но, может, так и выглядит полная и безоговорочная победа в эволюционной гонке?

Проблема климатических революционеров в том, что они - как большевики, которые хотели, чтобы "не было богатых" - предлагают прекратить этот лукуллов пир. Они говорят о сокращении и умеренности, в то время как технологический подход к проблемам исходит из иного принципа: сохранить (или даже увеличить) темп производства и потребления, сократив при этом расходы и издержки. Сейчас климатический протест и технологическая революция - ситуативные союзники, протест играет на руку технологиям, которые тормозятся нежеланием промышленников переходить на новые, более технологичные рельсы. Но на определенном витке истории их дороги могут разойтись, потому что идея климатических активистов об умеренности, - не просто не входит в планы, она вредит развитию технологий. Чья цель - собрать большой урожай, а не посадить всех на голодный паек.

Мы переживаем период глобального пересмотра тех ценностей, самого пути, по которому до недавнего времени шагала западная цивилизация. Метеориты падают прицельно - в те институции, традиции и системы взглядов, которые фактически привели нас к тому состоянию вещей, в котором мы оказались. Под ударом может оказаться путь технологий и капитализма, навязанный Западом целому миру. Не капитализма как такового - он-то под ударом едва ли не с первых дней жизни. Но сама связка капитала и технологий, которая воплотилась в индустриальной революции и обрела новую жизнь в постиндустриальной, может подвергнуться ревизии, как и все прочие пережитки западного колониализма.

Вот, например, с галерки уже звучат голоса о том, что колонизация Марса и вообще иных планет неэтична. Во-первых, потому что - колонизация. Во-вторых, а вдруг там есть какая-нибудь незаметная глазу и земным аппаратам жизнь, с которой колонизаторы сделают то, что обычно делают с местными народами и культурами - уничтожат? Наглядный пример того, как пересмотр западных ценностей и развенчание белого супрематизма может стать идеологическим препятствием для развития технологии и науки.