Без тюльпанов, но с Женским маршем. Почему не стоит запрещать 8 марта
Депутаты Верховной Рады предложили отменить "советское" 8 марта и праздновать вместо него День матери и День украинской женщины
Такое решение сводит роль женщины к рождению и воспитанию детей и отмечает национальность, отделяя украинок от глобального женского движения. Ведь Международный день борьбы за права женщин имеет более чем 100-летнюю историю, которая началась совсем не в СССР.
"ДС" рассказывает, как Международный женский день, основанный украинкой и поддержанный немкой, разрушил Российскую империю, почему замена 8 марта на День матери не отдаляет нас от советщины, а наоборот — приближает и почему сегодня украинским женщинам особенно нужен День борьбы за права женщин.
Украинская портниха в США
Тереза Сербер Малкиэль родилась в еврейской семье на Винничине во второй половине XIX века. Когда девушке исполнилось семнадцать, семья переехала в Нью-Йорк. Несмотря на хорошее образование, Тереза, как и большинство женщин-иммигранток, пошла работать на ткацкую фабрику в нижнем Ист-Сайде, дебрях, где жили приезжие из-за океана. Условия труда были ужасными — смены длились по 18 часов в день, о технике безопасности нечего было и говорить, а заработная плата была вдвое ниже, чем у коллег-мужчин. Этих денег едва хватало на то, чтобы оплатить жилье.
Терезу это не устраивало, поэтому она решила бороться за равные права и присоединилась к рабочему движению, в котором уже активно отстаивали равноправие итальянки и еврейки. Затем Тереза основала рабочий профсоюз и вступила в Социалистическую партию Америки, возглавив со временем партийный Женский национальный комитет.
Именно Тереза внесла предложение отмечать Национальный день женщин в последнюю неделю февраля. Впервые это событие произошло в Нью-Йорке в 1909 году, где тысячи людей собирались услышать речи и стихи, спеть социалистические гимны и отстоять свои права. В частности, право женщин на достойные условия труда, достойную оплату и, конечно, право голосовать.
Вдохновленные американскими коллегами, европейские женщины присоединились к движению за права.
Европа, Клара Цеткин и ООН
Летом 1910 г. в Копенгагене собрались участники Второго Интернационала — международного объединения социалистических рабочих партий. Слово взяла немка Клара Цеткин. Она выразила солидарность с американскими активистками и предложила отмечать День солидарности женщин в борьбе за полные политические, экономические и социальные права ежегодно.
Уже в следующем году, 19 марта, по Европе прошел первый Международный женский день. К демонстрации присоединились более миллиона человек в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии.
Женщины потребовали права голоса и выступали против дискриминации на работе.
В конце концов, женщины получили избирательное право. К концу 20-х годов большинство женщин западного мира могли участвовать в выборах. Впрочем, 8 марта так и осталось праздником-символом единения и борьбы. Днем, когда можно и нужно поднимать важные для феминистского движения вопросы и проявлять солидарность.
В 1975 году состоялось первое празднование 8 марта на уровне Организации Объединенных Наций, а в 1977 году Генассамблея ООН приняла резолюцию, предлагавшую странам мира "отмечать Международный день женских прав и международного мира в любой день года, в зависимости от своих исторических и национальных традиций".
Но на территории СССР и современной Украины все происходило несколько по-другому.
8 марта и СССР
К концу Первой Мировой войны в Российской империи чувствовалось напряжение. Против царя и участия страны в войне выступали даже самые лояльные к власти. В стране был дефицит пищи, а на фабриках и заводах вспыхивали бунты.
23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 к празднованию Международного женского дня, принятого Вторым Интернационалом, присоединились работницы текстильной фабрики в Петрограде. Они вышли на улицы и начали забастовку с требованием повышения заработной платы и достойных условий труда. К колонне присоединились люди, стоявшие в очередях за хлебом. Толпа заполнила улицы, перешла через замерзшую реку к Государственной думе. Так началась революция 1917 года, которая положила конец Российской империи.
Советские власти очень быстро начали использовать праздник в своих пропагандистских целях. С одной стороны, чтобы отметить роль женщин в революции, с другой – использовать их для укрепления своего правления.
Тогда начали появляться первые плакаты, изображавшие женщин-работниц, пролетарок и комбайнерок. Ведь потребовался человеческий ресурс, чтобы строить промышленность и светлое коммунистическое будущее. Любые признаки женственности воспринимались как пережитки прошлого, буржуазного. Роль воспитания детей переходила от матери к коллегиальному советскому обществу.
Затем последовал демографический кризис, массовые репрессии, Вторая мировая война и государство полностью изменило суть 8 марта, подогнав его под нужную стране идеологию. Теперь нужно было поднимать рождаемость, поэтому женщине приписали "женскую судьбу" — роль матери и воспитательницы. Женщина, как правило, должна была совмещать бытовые обязанности, работу и воспитание детей.
При таких условиях ни о каком "равенстве" уже речь не шла. В 1960-х годах 8 марта официально стал выходным днем, праздником "красоты и женственности". День, когда женщину поздравляли на работе открытками, называя "украшением коллектива", а дома дарили тюльпан и раз в год помогали мыть посуду.
Десятилетиями именно такое понимание праздника в СССР было распространено. Никто уже не упоминал о подлинном смысле Международного женского дня. В конце концов эта традиция перешла и в постсоветскую Украину. Но в последние годы ситуация начала улучшаться и в Международный женский день Марш Женщин, Gender Stream, Харьковское Женское объединение "Сфера" и многие другие общественные организации снова начали выходить на демонстрации, бороться за свои права и вести системную борьбу за гендерное равенство.
Почему нам всем необходимо настоящее 8 марта
Прошло больше ста лет с первого празднования Международного женского дня. Женщины до сих пор борются за свои права. Даже для западного мира все еще актуальна тема неравных зарплат, "стеклянного потолка", сексуального насилия, распределения бытовых задач на "женские" и "неженские".
Например, согласно исследованию, проведенному международным агентством OnePoll, американские работающие матери имеют в среднем 98 "рабочих" часов в неделю — учитывая профессиональную деятельность и уход за ребенком. Это примерно равно неутомимому труду на 2,5 работах с полной занятостью. Среднестатистическая мама начинает свой "рабочий день" в 6:23 утра и завершает его в 20:31. То есть, средний рабочий день, учитывая материнские обязанности, длится 14 часов.
Четыре из десяти опрошенных мам сказали, что неделя казалась бесконечной серией задач, которые нужно выполнить.
А что в Украине? По данным исследования ООН, проведенного международной организацией в 2022 году, ситуация с правами женщин в нашей стране ухудшилась с началом полномасштабного вторжения России в Украину.
В настоящее время более 60 тысяч женщин служат в Вооруженных силах Украины. Кроме того, женщины играют ключевую роль в гуманитарной деятельности. Они чаще занимаются волонтерством, работают в больницах и пищевой промышленности в условиях войны. На женщинах обычно лежит ответственность за детей и нетрудоспособных родственников. Вместе с тем, из-за этого они первые теряют работу и остаются без денег.
Также женщины в Украине не в полной мере вовлечены в принятие решений на уровне государственной политики. ООН отмечает, что ситуация в Украине выглядит не слишком демократично. Военное время влияет на то, что руководящие должности занимают преимущественно мужчины. Женские нужды часто остаются неуслышанными.
Возможность поднять эти и другие вопросы в Международный женский день важна для украинок. Не менее важно, чтобы этот день был закреплен в законе — так власти будут вынуждены слышать проблемы и предложения женщин. Поэтому празднику 8 марта необходимо вернуть его первоначальное значение. Не запретить или перекрутить, а переосмыслить.
Вычеркивание 8 марта из государственной политики и замена его на День украинки и матери — это в определенной степени продолжение поздней советской политики, где празднование дня женственности заменило настоящую борьбу за права и равенство.