Банщики-дантисты. Почему зубы лечили при помощи лошадей и как родился наркоз

Лечить зубы человечество начало задолго до того, как изобрело колесо и письменность

В необъявленном конкурсе самых распространенных недугов планеты есть победитель: более 93% людей больны кариесом. Даже молочные зубы 80–90% малышей нуждаются в лечении, а уж во взрослом возрасте 95–98% ходят с пломбами. При этом большинство владельцев вылеченных зубов попадают к врачу с выраженной болью. И вовсе не потому, что обычно предшествующие ей глубокие дупла в зубах образуются одномоментно, а потому, что боятся стоматологов. Хотя последние достаточно быстро и безболезненно избавляют от страданий. Жаль, что данный парадокс не могли бы оценить наши прапращуры. Ведь в прошлом визиты к зубным врачам выглядели несколько иначе.

Неолит и даже раньше

В 2015 г. сотрудники Болонского университета сообщили сенсационную новость: первые шаги стоматология совершила как минимум 14 тысячелетий назад. Именно этот возраст имеет череп взрослого мужчины, найденный в 1988 г. при раскопках в Италии. В очередной раз исследуя редкую находку каменного века, ученые под руководством Стефано Бенацци обнаружили признаки того, что жевательная поверхность одного из зубов, пораженного кариесом, была выскоблена специально подобранным инструментом. Изучение оставленных царапин под микроскопом позволило идентифицировать его как миниатюрное кремниевое лезвие — микролит. Случайно такое действие производиться не могло, поэтому ученые уверены — это была попытка удалить разложившиеся ткани. Пусть и не до конца удачная.

В 1974–1986 гг. мир следил за раскопками Мергарха — археологического памятника эпохи неолита, обнаруженного в Пакистане группой французского археолога Жана-Франсуа Жаррижа. Возраст наиболее раннего из его поселений оценивался в 7500–9000 лет (7000–5500 гг. до н. э.). В древнем захоронении удалось обнаружить следы как минимум 11 стоматологических операций — у девяти мергархцев на жевательной поверхности коренных зубов были просверлены ровные отверстия диаметром 1–3 мм. Со временем удалось выяснить, что искусственные дупла выполнены с помощью так называемой смычковой дрели. Этот примитивный, но остроумный инструмент из нескольких палок, заостренного камня и веревки по сей день используют некоторые коренные народы.

Для подтверждения своей теории исследователи собрали "неолитическую бормашину". На то, чтобы просверлить в недавно удаленном человеческом зубе нужное отверстие, понадобилось меньше минуты. Таким образом, оказалось, что стоматологические операции начали проводить раньше любых других, а также, что бормашина старше колеса. Ведь пока самое древнее из них, обнаруженное в Месопотамии, имеет возраст "всего" 55 веков. Похожий стоматологический инструмент использовали индейцы майя. Только их "сверло" представляло собой стержень, выполненный из золота или нефрита, а роль абразива выполнял мелко истолченный в воде кварц.

Древним изобретением оказались и пломбы. Так, в 2012 г. итальянец Клаудио Тунис из Международного центра теоретической физики в Триесте проводил эксперименты по созданию высокоточного трехмерного изображения. В качестве исходного объекта использовались останки человеческой челюсти, обнаруженные в 1911 г. при раскопках в пещере Лока (муниципалитет г. Копер, Словения). При сканировании выяснилось, что левый клык челюсти, возраст которой оценивается в 6 500 лет, имеет "начинку" — пчелиный воск. Именно эта субстанция восполняла дефект зубной эмали. На сегодняшний день уникальная находка является жемчужиной местного музея и претендует на место в Книге рекордов Гиннесса.

Новое — это хорошо забытое старое?

Несчастьем самых прогрессивных изобретений, опередивших свое время, является забвение. Увы, к лечению кариеса это относится в полной мере — достижения неолитической стоматологии умерли там же, где родились. Но поскольку зубы портились и болели во все времена, среди людей вновь и вновь появлялись и новые зуботехники, и новые подходы к лечению. Так, к примеру, на клинописных табличках Месопотамии (3500–3000 лет до н. э.) значится, что в возникновении кариеса виноват... зубной червь. И даже описывается один из признаков его появления — скрежетание зубами. Интересно, что эта своеобразная теория оказалась необыкновенно живучей и периодически всплывала в разных частях света вплоть до ХVII в.

При этом в Древнем Египте существовали весьма развитые представления о лечении, пломбировании и удалении зубов. Более того, изображение хирургических щипцов присутствовало на памятных стелах в настенных росписях. История сохранила даже имя стоматолога, работавшего в 2 600 г. до н. э. Им стал Хеси-Ра, удостоенный иероглифической надписи: "Величайший из врачей, который лечит зубы". В знаменитом папирусе Эберса — старейшем своде медицинских рекомендаций, составленном в XVI в. до н. э., тоже имеется описание целого ряда зубных болезней, а также методов их лечения. В том числе такие сложные, как вскрытие десны и зуба для оттока гноя и уменьшения напряжения тканей.

Знали египтяне и о протезировании. Так, в пирамиде Хефрена (одной из трех великих пирамид Каира) открывший ее в 1807 г. итальянский путешественник Бальцони неподалеку от мумии фараона нашел декоративный зубной протез, выполненный из дерева. В 1914 г. венский египтолог Герман Юнкер, вскрывший одну из погребальных камер в Гизе, обнаружил у ее владельца (около 2900–2500 лет до н. э.) вставные передние зубы — два нижних моляра, плотно скрепленных между собой и с соседними зубами золотой проволокой. А в 1952 г. археолог Шафик Фарид нашел аналогичным образом соединенные три зуба — с опорой на правый центральный резец. Сходная конструкция — прототип современного мостовидного протеза — была обнаружена и в 1864 г. при раскопках древнего финикийского города Сидона (III–IV вв. до н. э.).

Но, пожалуй, самым удивительным достижением древней стоматологии следует признать успешный опыт имплантации, осуществленной примерно за 600 лет до н. э. В 1931 г. при раскопках в Гондурасе был обнаружен фрагмент нижней челюсти с тремя утраченными резцами. Вместо них в зубные карманы были вставлены кусочки черепахового рога. Рентген-исследование удивительной находки показало, что вокруг двух из них даже успела образоваться компактная костная масса, как вокруг современных имплантируемых штифтов. То есть черепаховые зубы по-настоящему прижились.

Назад в будущее: от древности к средневековью

Искусство врачевания зубов не было в упадке и в Древней Греции. Так, знаменитый Гиппократ уже имел представление о цинге, стоматите, глоссите (заболеваниях языка) и потому все заболевания полости рта считал отражением состояния внутренних органов. Удаления зубов по мере возможности старался избегать. В качестве местного лечения использовал отвлекающую перцовую настойку, минеральные растворы, припарки, вяжущие средства.

Римский врач Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.) предложил оперативное лечение (вскрытие) созревших поддесневых нарывов и обязательную обработку лунки зуба, если избежать удаления при гнойном процессе было невозможно. А Гален уже отличал симптоматику пульпита от воспаления корня, зубной лунки и надкостницы. В те же времена были применены первые методы лечения пародонтоза — укрепление шатающихся зубов золотой проволокой (прямой аналог современного шинирования) и местное использование противовоспалительных и вяжущих препаратов.

Трепетнее относились к зубам только в Иудее. Умышленное повреждение зубов считалось таким большим злом, что господин, по неосторожности выбивший зуб своему рабу,  обязан был дать ему свободу. Более того, требование соблюдать шаббат (строжайший запрет на субботнюю работу) не распространялось на лекарей, к которым "принесли" больной зуб. Тексты, посвященные заболеваниям, лечению и протезированию зубов, присутствуют и в ряде книг Талмуда (ІІІ–VII вв.).

Однако за древностью пришли средние века, когда вместе с пантеоном древних богов ересью были объявлены и прошлые достижения науки. Стоматологии в том числе. Кариес снова стали считать происками червей, а зараженные ими больные зубы нещадно рвать. Причем занятие это было задачей не врачей, а в лучшем случае цирюльников. Нередко эти операции проводились в самых что ни на есть полевых условиях — например, на базарах и ярмарках, где брадобреи-зубодеры раскладывали свои инструменты. Тогда же появились и такие экзотические способы извлечения непокорных зубов, как привязывание оных к лошади. Лошадь в галоп — зуб вон. О травматичности такого удаления можно только догадываться.

Геррит ван Хонтхорст. Зубодер, 1628 г.

Правда, есть мнение, что идея общей анестезии с помощью удара тяжелым предметом вполне могла родиться в процессе ярмарочных зубоврачебных манипуляций. Ведь упасть и удариться головой в ситуации "хода конем" было легче легкого. А сарафанное радио запросто могло бы разнести информацию о том, как ушибленный перестал болезненно реагировать на действия "зубного рвача".

Родом из Ренессанса

Повторное возрождение стоматология пережила в эпоху Ренессанса. Все началось с изданного в 1700 г. декрета, которым "король-солнце" Людовик XIV запретил занятия стоматологией цирюльникам и банщикам. Напротив, предписал создать новую специализацию хирурга-дантиста, дающую право на зубоврачебную практику. Получению диплома по этой специальности стал предшествовать серьезный экзамен, с блеском сданный будущим дантистом Дени Дидро и Людовика XV Пьером Фошаром.

В 1728 г. этот гениальный врач издал трактат Le Chirurgien-dentiste ou traite des dents ("Дантист-хирург, или Трактат о зубах"), где развенчал все заблуждения относительно зубных червей, а также подробнейшим образом описал 102 разновидности зубных болезней и методы их устранения. Этот труд, как и успехи Фошара как практикующего дантиста и протезиста, снискали ему мировую славу основоположника научной стоматологии. А заодно и ортодонтии, так как именно он решительно отказался от популярного косметического удаления неправильно растущих зубов, а добивался исправления прикуса с помощью проволочных и шелковых лигатур. Кроме того, Пьер Фошар может считаться и крестным отцом металлокерамических коронок. Потому что, стремясь придать сконструированным им протезам максимально естественный вид, накрывал их золотыми колпачками с покрытием из обожженной фарфоровой эмали.

Сравнимый вклад в гуманизацию стоматологии (да и хирургии в целом) сделал разве что Томас Мортон — создатель эфирного наркоза. Известно и имя первого счастливца, вылечившего зубы с обезболиванием, — Эбен Фрост. 30 сентября 1846 г. он явился к Мортону с жалобами на невыносимую зубную боль и заявил, что готов на все для избавления от страданий. Зуб пришлось удалить, но очнувшийся после эфира пациент сообщил, что ничего не почувствовал. Это был прорыв: до сих пор все без исключения зубоврачебные операции, невзирая на их сложность и квалификацию врача, проводились без анестезии. 16 октября 1846 г. действие эфирного наркоза было продемонстрировано публично в ходе сложнейшей операции по удалению опухоли в области челюсти. Этот день считается официальной датой рождения анестезии.

Когда же в 1864 г. была изобретена методика получения функциональных оттисков (снятия слепка челюсти, позволяющая сформировать идеально подходящий индивидуальный зубной протез), стоматология фактически приняла свой сегодняшний вид. Конечно, впереди еще было изобретение рентгена, инъекционной анестезии и пластмассы, которые мы сегодня воспринимаем как данность. Но в целом можно утверждать, что за минувшие 150 лет наука о лечении и протезировании зубов развивалась за счет новых лекарственных веществ, материалов и технологий. Правда, сегодня большинство из них уже так хороши, что боязнь визита к стоматологу выглядит таким же анахронизмом, как вера в зубного червя.