Автокефалия приближается. Почему патриарх Варфоломей "прицепил" Украину к Македонии
28 июля на государственном уровне будет отмечаться 1030-летие Крещения Киевской Руси - Украины. До этой даты можно ожидать положительного решения синода Вселенского Патриархата о предоставлении православной церкви Украины томоса об автокефалии. По крайней мере, о такой надежде говорит Петр Порошенко.
Однако синоду Вселенского Патриархата предстоит одновременно с украинским решать еще один, не менее острый вопрос - македонский. Потому что просьбы предоставить поместной православной церкви канонический статус поступили не только из Киева, но и из Скопье - столицы Македонии. 30 мая синод Вселенского Патриархата под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея взялся за рассмотрение статуса Македонской Православной Церкви - Охридского Архиепископства (МПЦ-ОА). Просьбу этой церкви о восстановлении канонического статуса поддержал письмом премьер-министр Македонии Зоран Заев. Синод решил заняться этим вопросом "при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата".
Вовсе не выглядит совпадением, что 9 апреля встречу с патриархом Варфоломеем в его резиденции на Фанаре в Стамбуле имел президент Украины Петр Порошенко, а на следующий день, 10 апреля, - президент Македонии Джорге Иванов. Оба президента обсуждали с патриархом Варфоломеем предоставление канонического статуса православным церквям их стран. И оба президента по завершении встреч с патриархом выступили с оптимистичными прогнозами.
Прошло два месяца - и патриарх Варфоломей уже публично соединил украинский и македонский вопросы. 11 июня, в день своих именин, он заявил во время литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре, что перед Вселенским Патриархатом стоит обязанность и ответственность вернуть народы Украины и Македонии к истине и каноническим рамкам церкви. "Существование раскола не является аргументом, чтобы лишать весь народ связей с церковной правдой и каноничностью, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, а наоборот, скорее является стимулом для поиска спасительных и объединяющих решений, - сказал патриарх. - Когда Церковь-Мать ищет пути спасения наших братьев из Украины и Скопье, она исполняет свой апостольский долг. Наша обязанность и ответственность - привести эти народы обратно к церковной правде и каноническому порядку".
Эти слова патриарха Варфоломея вызвали множество комментариев. Адепты "русского мира" поспешили заявить, что патриарх-де отказал "раскольникам" в каноническом статусе и будет возвращать их "в лоно канонических церквей, от которых они откололись". Но такие интерпретации - всего лишь неуклюжая попытка выдать желаемое за действительное. И как раз то, что патриарх соединил украинский и македонский вопросы, дает основания надеяться, что оба эти вопроса будут решены положительно и притом в скором времени.
Дело в том, что македонский вопрос объективно ближе к решению, чем украинский. И если насчет готовности Фанара удовлетворить просьбу Киева могли бы быть какие-то сомнения, то отказать Скопье патриарх Варфоломей не может ни в коем случае. Фактически ситуация такова, что сейчас не Фанар откликается на просьбу Скопье, а наоборот, Скопье уступает настойчивым пожеланиям Фанара. В ноябре прошлого года МПЦ-ОА захотела обрести канонический статус путем признания своей церковью-матерью Болгарского патриархата. Эта идея была сразу же положительно воспринята в Болгарии и начала реализовываться, пока не вмешался Вселенский патриархат, решивший, что церковью-матерью может быть только он. Короче говоря, Фанар вынужден взять Скопье под свое крыло, ибо иначе это с радостью и без раздумий сделает София.
11 апреля, на следующий день после встречи с президентом Македонии, патриарх Варфоломей в беседе с делегацией преподавателей и аспирантов Охридской духовной семинарии заявил, что решение МПЦ-ОА признать своей церковью-матерью Болгарский патриархат "было неправильным. Это не поможет. Это усложняет ситуацию. Церковь-Мать всех балканских народов - Константинополь. Об этом говорит истинная история". Таким образом, сейчас македонский вопрос движется к решению, словно поезд, набравший полный ход. И если Фанар сам прицепил к этому поезду украинский вагон - значит, Киев тоже получит желаемый результат.
К тому же, объединение украинского и македонского вопросов очень невыгодно Русской православной церкви, которая неоднократно выступала в поддержку стремления МПЦ-ОА получить каноническую независимость от Сербской православной церкви. Например, можно вспомнить встречу Московского патриарха Кирилла с президентом Македонии Джорге Ивановым 9 февраля 2014 г. Как сообщил официальный сайт РПЦ, патриарх Кирилл "высказал мнение, что восстановление канонического статуса Македонской Православной Церкви будет фактором, который в большей мере, чем любой другой, будет обеспечивать сохранение македонской национальной, культурной, религиозной идентичности. А значит, урегулирование этой проблемы является делом особой важности".
Конечно, у Вселенского Патриархата есть не меньшие основания считать себя Церковью-Матерью для украинского православия, чем для македонского. И сейчас Фанар не стесняется вступать в конфликт с Москвой, активно убеждая другие православные церкви в необходимости украинской автокефалии. Для предоставления томоса согласие других церквей не требуется, Церковь-Мать такие решения принимает единолично, но позиций этих церквей будет важна позже, когда они будут определяться со своим отношением к новой церкви-сестре.
В качестве примера борьбы между Фанаром и Москвой приведем визиты в Тбилиси. 4 июня Патриархию Грузии посетил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Илларион. Целью визита было обсуждение украинского вопроса. Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй с посланцем РПЦ не стал общаться (по крайней мере, о такой встрече не сообщалось). А 16 июня по тому же вопросу Патриархию Грузии посетили два высокопоставленных митрополита Вселенского патриархата. И католикос-патриарх Илия Второй имел с ними встречу.