Авгиевы конюшни украинской школы. Почему хейтить нужно не учителей, а Минобразования
Как и многое другое, школа на фоне карантина обнажилась и явила публике свою истинную суть. Ничего нового и оригинального - такая же имитация, освоение бюджетных средств вместо выполнения своих прямых функций, такая же бюрократическая махина, живущая сама для себя, как и масса других государственных (и негосударственных тоже) украинских институтов. Есть, впрочем, одно но - через эту машину проходит сто процентов граждан. Причем в самом нежном возрасте. И вся духовная и интеллектуальная нищета этого бюрократического монстра становится их стартовым багажом.
Основной удар пришелся по учителям. В первую очередь, по тем, которые "подставились" - вышли на широкие экраны и попытались закрыть собой брешь, пробитую в борту школьного корабля пандемией коронавируса. Но и тем, кто оставался на местах и пытался выполнять свою работу дистанционно, тоже немало досталось. Растерянность, необходимость учиться новым методам и способам преподавания на ходу, не имея ни технических навыков, ни представления о том, где и что искать, ни помощи сверху - только указания проводить уроки и строгое требование вовремя "закрыть" год и выставить оценки.
Для многих шокирующим открытием стал низкий уровень учителей. Но это, простите, низкий уровень наблюдения. Шокирующим оказалось то, что украинская образовательная система - огромная и прожорливая - не работает. Не работает на всех уровнях - от обучения учителей до обеспечения их достойными средствами и материалами для выполнения работы. Предметное образование, полученное в пединституте, - фикция, Академия педагогических наук - просто обман налогоплательщика. Огромный бюрократический монстр, включающий в себя пединституты (вернее, уже давно университеты, а то и академии), собственную карманную академию наук, которые осваивают как бюджетные средства, так и гранты, выделяемые на инновационные разработки, не способен обеспечить приличный уровень преподавания школьных предметов.
Более того, когда грянул гром, все проблемы и ответственность пали на плечи рядовых - учителей и родителей. Они сами барахтаются и выкручиваются в своих ежедневных образовательных окопах, пока командование анонсирует, что вот-вот заработает у нас Learning Passport - платформа дистанционного образования, разработанная Кембриджским университетом и Microsoft для детей-беженцев. "Страна в смартфоне", "страна айтишников", страна, в которой есть целая Академия педагогических наук, ничего другого своим налогоплательщикам предложить не может.
Но объектом хейтерства стали все равно учителя. Кажется, не проходит недели, чтобы кто-нибудь из них не отличился - и чтобы его не отличили на все корки в СМИ и/или в соцсетях. То за "Ливанскую" войну. То за "антарктического мишку". То за Стуса, которого убили "совсем не за то". То за "ненулевую массу фотона".
С одной стороны, происходящее радует душу. Есть люди, которые знают, за что убили Стуса и сколько весит фотон, и они готовы вступать в полемику, дабы истина восторжествовала. Но боже мой, что это за полемика! Хорошо образованные люди - они знают, что война Ливонская, что в Антарктике нет медведей, я уж не говорю о фотонах и их массе - постят котиков в соцсетях или максимум пишут письма президенту Зеленскому о том, как плохо образованы наши учителя. Травля учителей становится таким ярким симптомом общественной жизни, что падкая на хайп украинская власть просто не может в этом не поучаствовать - разумеется, вступившись за учителей, которые "имеют право на ошибку".
Увы, эта игра всех удовлетворяет. Власть покрасовалась в футболочках, а образовательная бюрократия в очередной раз отсидится за спинами учителей - это же они ошиблись. Да, это всего лишь частная - а может, даже случайная - ошибка.
Так за волнами хейтерства, поднятыми с благой целью торжества научной истины, уже который раз мимо нас норовит тихонько прошмыгнуть суть проблемы. Мы позволяем себе не заметить, что учитель на экране - это вершина айсберга. Причем это лучшая его часть. А под темными водами фейсбучного трепа скрывается что-то огромное и по-настоящему уродливое.
Нет, это не просто ошибка. Не частная и не случайная. Ошибкой является сама наша образовательная бюрократия. Огромной - во всех смыслах - ошибкой. На которую мы не имеем ни права, ни возможностей. В том числе финансовых.
Все то, что учителя говорят на уроках, они, как правило, придумывают не сами. Не сами они выбирают, о чем говорить и когда. Они идут по программам, пользуются учебниками, методичками и справочными материалами. Их перлы - результат научной работы, проведенной Академией педнаук и одобренной Министерством образования. Это там придумали и поддержали массу фотона и причину убийства Стуса. На всем этом министерский гриф "рекомендовано для использования в средней школе". У этих материалов есть авторы, получившие свои гонорары и звания. У них есть редакторы и рецензенты, которые также не работали за "спасибо". За каждым из этих материалов, за каждым оттиском "рекомендовано" стоит система образования. Именно она продуцирует глупости и ереси, которые учителя в школах воспроизводят и выдают за научные знания.
Можно свысока спросить: а почему этот имярек, который посмел вылезать с лекцией на телевизор, не проверил каждый факт, который он излагает в ходе урока? Почему не обратился к новейшим исследованиям, не поднял статьи за последние пять-десять лет? Ответ будет прост и краток: у него/нее 20 и больше уроков в неделю в разных классах. Не считая отчетности и проверки письменных работ. Он/она не исследователь и не ученый - у него/нее нет дополнительных библиотечных дней и часов, зато есть, например, классное руководство. Учитель не обязан заниматься исследованиями и проверкой фактов - это должны делать те, кто обеспечивает его учебниками, методичками и другими материалами.
Но вопросы к Академии педнаук почему-то не возникли - хейтить учителя, конечно, проще, да и фолловерсам нравится. И точно так же благородно можно выглядеть, защищая учителей от хейтеров. Футболочку с принтом натянуть - это же не разгребать авгиевы конюшни украинской школы. Защитить учителя от досужих фейсбучных болтунов - это прикольно и телегенично. Не то что демонтировать бюрократическую систему, которая осваивает огромные бюджетные средства, а когда доходит до дела - превращает этого же учителя в козла отпущения. Это тяжело, а может, и небезопасно.
Поэтому ее никто не делает. Ни одна украинская власть - сколько их уже сменилось? - не пошла достаточно далеко и решительно в деле демонтажа советского школьного наследства, в лучшем случае ограничиваясь косметическим ремонтом. А ведь по-настоящему защитить учителя можно только так - изменив саму систему образования.
Но Зе-команда выбирает футболочки. В результате за ошибки учителей не понесет ответственности никто.
О цене ошибки учителя, кстати, вспомнили ученые - авторы письма к президенту Зеленскому. Преимущественно физики - масса фотона их таки доконала и заставила взяться за перо. И в письме, и в публикациях в СМИ ученые негодуют от имени всего научного сообщества.
Это негодование само по себе любопытно. Учебники появились не вчера. Не со вчера уровень образования, в том числе по естественным предметам, начал ощутимо падать. Но пока по телевизору не показали, научное сообщество, оказывается, пребывало в неведении о том, что что-то идет не так. Два ученых института - школа и наука - никак не пересекались. Это не просто две разные структуры - в этом нет ничего особенного, у них разные функции - но это две параллельные реальности, которые не имеют отношения друг к другу, не вызывают друг у друга интереса и желания сотрудничать или хотя бы общаться. У них даже академии у каждого своя: Академия наук и Академия педагогических наук. Почти не удивительно, что и науки у них оказываются разными: в одной физике масса фотона нулевая, а в другой - педагогической физике - уже отличная от нуля.
Позиция наших ученых - тех, которые от настоящей академии, а не от педагогической - небезупречна. Они тоже часть научной бюрократии, и с них тоже можно спросить за равнодушие к школе, в которой куется будущее, в том числе их любимой "науки с большой буквы".
Но Академия педагогических наук - воплощение бюрократической избыточности. Она настолько прочно стоит, что ничто не может ее поколебать - ученые обиженно отмечают в публикациях, что при общем сокращении финансирования на науку бюджет НАПНУ (прелестная аббревиатура) остается неприкосновенным. Минобразования экономит на сельских школах - но не на Академии педнаук. Где результат - спросите вы? Ответ прост: бюрократические структуры существуют не для того, чтобы работать на результат. Она работает только на саму себя. Поколение за поколением проходит через школу - сто процентов населения, в обязательном порядке - только для того, чтобы оправдать существование бюрократии, для которой совершенно неважно, какова масса фотона, есть ли медведи в Антарктике и жизнь на Марсе.
Если ситуация с образовательной бюрократией после карантина не изменится, будет плохо. Хуже даже, чем раньше. Потому что иллюзий больше. Отправляя ребенка в школу, мы не сможем прогнать из памяти призрак антарктического медведя. Мы не сможем избавиться от мысли, что предаем своих детей, да и самих себя, делая вид, что школа - храм знаний. Мы познакомились с ней слишком близко, чтобы убедиться в том, что это не случайные ошибки конкретных учителей, не отдельные перегибы на местах - это систематическая профанация. Насилие над языком, умом и здравым смыслом, возведенное в принцип. На которое мы обрекаем собственных детей и которое оплачиваем из собственного кармана.