Андроиды на планете железяк. Стоит ли смотреть первый украинский мультфильм "Виктор_Робот"

В прокат вышел первый украинский авторский полнометражный мультфильм "Виктор_Робот", съемки которого длились более четырех лет

Кадр мультфильма "Виктор_Робот"

Автор мультфильма, Анатолий Лавренишин, родился в 1980 г. в Белой Церкви под Киевом. На сегодня он один из самых интересных украинских режиссеров-аниматоров. В его фильмографии до 2020 г. было всего семь короткометражных работ, но почти каждая из них, начиная с курсовой "Зяблики и другие" (2001), которые получили Приз зрительских симпатий и Приз за лучшую анимацию на киевском фестивале "Пролог" и на фестивале DAKINO (Великобритания), становилась событием в национальной анимации. Его наиболее успешным проектом до последнего времени была 18-минутная "Магазин певчих птиц" (2013) — изысканная музыкальная сказка о птицах с человеческими лицами и голосами в антиутопическом городе, которым, наоборот, управляют жестокие люди с птичьими лицами. Фильм был выполнен в сочетании семи визуальных техник, при этом часть персонажей сыграна живыми актерами, в том числе известной украинской певицей Катей Чили. "Магазин" имела огромный фестивальный успех: получила призы как лучшая анимация на кинофестивале "Молодость", на Одесском и Варшавском фестивалях, а также различные награды на кинофорумах в Чили, Бразилии, Дании, Португалии, Франции, Нидерландах, Словакии и Иране.

В прошлом году Лавренишин завершил съемки первой украинской авторской полнометражной анимации "Виктор_Робот".

Главный герой фильма — крошечный робот Виктор, рядовой житель и работник планеты роботов, который, случайно сломав себя, вытащив лишнее колесико, приобретает самосознание и способности испытывать эмоции. За ним начинают охоту силы роботехнического правопорядка — огромные грубые андроиды. Помогает роботу спастись Виктория, дочь инженеров, которые конструируют планетные системы, в том числе они сделали и планету роботов.

Слабое место этой картины — ее драматургия и озвучка. Сюжет иногда вязнет во второстепенных подробностях, иногда просто теряет темп. Озвучиванию важных персонажей очень не хватает выразительности и необходимых эмоций.

С другой стороны, здесь сказалось визуальное мастерство режиссера. Лавренишин интересно работает с деталями изображения, придумывает порой просто феерические композиции даже во второстепенных сценах. Если рассматривать "Виктора_Робота" как изобразительный продукт, то равных ему в украинской анимации просто нет.

Еще одно безусловное преимущество этой работы — уникальный саундтрек. Автором текстов песен является известная режиссер и сценарист Марыся Никитюк; музыку написал Антон Байбаков — пожалуй, лучший на сегодня отечественный кинокомпозитор. А исполнители песен — это настоящий хит-парад:

фрик-кабаре Dakh Daughters, Марьяна Головко, Антон Слепаков из культовой электронной группы "Вагоновожатые", Марк Галаневич с "ДахиБрахи".

Поэтому, несмотря на все недостатки, "Виктор_Робот", безусловно, стал событием в отечественной авторской анимации и уже получил Приз зрительских симпатий на прошлогоднем Одесском кинофестивале, премию украинской кинокритики "Киноколо" и "Золотую Дзиґу" за лучшую песню.

"ДС" поговорила с Анатолием Лавренишиным о процессе создания фильма и истории своего профессионального становления.

"ДС" Как вы попали в анимацию?

А.Л. В анимацию меня привели собственно любовь к анимации и случайность. Мой преподаватель живописи в Белой Церкви однажды поехал на этюды в Киев, в Печерскую лавру, случайно зашел на кинофакультет, который тогда в лавре находился, и узнал, что в Украине обучают анимационной режиссуре. Сообщил об этом мне.

Я рисовал, как все дети, а потом захотел, чтобы картинки двигались. И все дети любят мультфильмы. Лет в шесть понял, что анимация — это то, что можно рисовать. С тех пор меня не оставляли мысли о том, что это можно рисовать самому, поскольку рисовать я умел. Просто технологию не знал. Интернета тогда еще не было, но постепенно узнавал об этом все больше — здесь статья, там статья или телепередача, или люди что-то расскажут. Так, постепенно, комиксы появились — ступенька к анимации. Я ими очень долго занимался. Прекратил, когда попал к Евгению Сивоконю (живой классик украинской анимации. — "ДС") в мастерскую в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. Это очень показательно.

"ДС" Как проходило обучение?

А.Л. Сивоконь научил меня слушать. Это одна из самых выразительных деталей его обучения. Он слушает. Он не вещает, как большинство преподавателей, — так, чтобы в конце вышли маленькие клоны Сивоконя. Он слушает, пытается понять, что ты хочешь сказать, и тогда уже намечает цели и дает советы. А второе — в отличие от большинства преподавателей театрального института и кинофакультета, с нами работали действующие режиссеры и художники, и мы это видели, это больше всего вдохновляло, фильмы делались во время обучения.

С "Зябликами" сначала это была идея чернухи — тогда на фестивалях был модный черный юмор. Сюжеты с драками и убийствами. Я нарисовал первый вариант фильма, еще черновой, потратил на него полгода жизни. Позвал Сивоконя, он смотрел-смотрел, через две минуты отвлекся и вышел. Я понял, что что-то не то в том фильме. У меня была грубая пачка бумаги с рисунками, я ее выбросил, и за 15 минут, общаясь с однокурсником, придумал новый сюжет с новыми гегамы. В какой-то момент понял, что оно меня ведет. Банальная фраза, но вот я не играю в анимацию, не пытаюсь рассказывать историю, а сам этот рассказ кадр за кадром меня ведет и очень все логично. Впервые я поймал эту штуку — ты уже кино не рассказываешь, а оно тебя рассказывает.

"ДС" Как происходит "рождение" фильма? Придерживаетесь ли вы одного творческого метода?

А.Л. Замысел фильма начинается с ситуации, которую ты переживаешь, потом ты ее анализируешь, думаешь, какая могла бы быть история, а потом уже в нее внедряешь персонажа. Каждый сюжет происходит со мной. Как бы я его ни рисовал, это все равно прототип меня самого. Например, "Зяблики" выросли из опыта жизни в общежитии. Две птицы, одна из которых делится половиной пищи, а вторая берет и хочет еще. Вот очень как в общежитии.

Из персонажей у меня часто случаются собаки и кошки. Птиц люблю рисовать, наверное, потому, что смешные, простые и летать умеют. Некоторое время мне очень нравилось рисовать всякие природные явления. Вода, листья на деревьях, одежда. Это очень эффектно. Такие вещи, несколько преувеличены, не совсем естественные, формируют свою красоту. Нити, канаты, плащи — это очень хорошо. Стараюсь всегда в персонажа такой элемент вставить и с ним играть.

Нравится рисовать простых персонажей. Потому что когда ты начинаешь их усложнять, делать более реалистичными, все равно потом возвращаешься к первому варианту, потому что он очень простой и очень анимационный. "Зяблики" и "Следующий" очень просто сделаны, меня больше интересовала идея рассказа в определенном ритме. Когда выполнил эту задачу — начинаешь усложнять. Тем более если появляется больше денег и больше времени, если увеличивается хронометраж картины. Должна быть богатая картинка, которую интересно рассматривать, которая будет держать человека полтора часа.

Если ты способен составить историю в игровом кино, в анимации ее делать не стоит, потому что это долго, дорого, больно. Нужны месяцы и годы, в отличие от кино с актерами. Здесь парадокс. Сама стилистика требует более нестандартных решений. Одна страница — это одна минута экранного времени. В анимации, правда, может быть гораздо меньше текста, потому что текст — это преимущественно геги и действия, которые можно разыгрывать. Например, изменение плана — 30 секунд, а шутка еще требует 10 секунд, чтобы разыграть ее как следует, чтобы было смешно. В анимации может быть один абзац сценария, а ты заиграешься с этими деталями так, что и на полный метр хватит.

"ДС" Как создавался "Виктор_Робот"?

А.Л. Это многоуровневая штука. Сама идея пришла, когда случайно услышал фразу "Все вокруг работы, только посмотри на них". Как-то меня вдруг задела эта мысль. Еще раньше, при поступлении в театральный, я купил книгу на английском языке, где была история мальчика, который жил в мире с роботами и к нему тоже приходило понимание, что все вокруг роботы. Затем была встреча с композитором из Британии по имени Виктор. Странный человек: все время напивался с самого утра, что-то вытворял, но музыку писал невероятную. Вот от этого сочетания мне захотелось рассказать историю персонажа, который сам по себе беспомощен, но получает шанс сделать то, для чего он призван, он просто превращается в нечто другое. Вот таким и является наш робот Виктор.

Съемки дались большой кровью. Но меня и предупреждали с самого начала, что при всем моем энтузиазме полный метр — это испытание. Человеческий фактор очень влияет. Многие люди со своими интересами, эмоциями. Все-таки я до того делал только короткие истории, а здесь — команда на полсотни человек. Но они все молодцы, доработали до конца. Если бы только кто-то один сказал: меня все достало, и пошел, все бы развалилось, как карточный домик. Все меня слушались, подправляли, но все равно двигались в одном направлении.

"ДС" Что изменилось после съемок "Виктора_Робота"? Чему вас этот опыт научил?

А.Л. Пока делался "Виктор_Робот", я женился и у меня родились дети, двое сыновей, а с ними пришла ответственность. Кроме того, теперь, когда буду ввязываться в следующий полный метр, трижды подумаю, как и, главное, зачем это делать. А еще появилось понимание, что историю в таком жанре надо иначе строить. Сейчас, когда пересматриваю, жалею, что выбросил один эпизод, и поэтому структура главного героя потерпела определенный ущерб. И персонажей-роботов можно было бы интереснее сделать. Но надо было быстро заканчивать, по финансированию тоже лимиты были, поэтому банально не хватило времени.

"ДС" Какие планы на будущее?

А.Л. Идеи есть, но о конкретике говорить рано. То есть мы начинаем разработку полного метра по книге моей жены и хотим завершить кросс-медийный проект — там интерактивные сказки, печатное издание и сериал. Все в процессе. А так пока я еще от предыдущего фильма не отошел.