Алексей Резников: Государство и муниципалитет - это самые плохие бизнесмены
А.Р. Действующий устав, принятый в 2002 году, — довольно формальный документ. В свое время он ввел такие важные для города понятия, как общественные слушания и местные инициативы, однако за его рамками остался ряд других вещей. Множество существующих взаимоотношений в сфере местного управления сейчас либо вообще никак не урегулированы, либо прописаны только в отдельных решениях Киеврады. Яркий пример — введение возможности подачи петиций на локальном уровне, за которую в конце прошлого года проголосовали депутаты. По нашим оценкам, порядка 150 тыс. киевлян уже поучаствовали в голосованиях за петиции. Этот вариант взаимодействия горожан с властями необходимо отобразить в уставе.
"ДС" В документе появится абсолютно новый раздел — о публичном пространстве. Какие вопросы он будет регулировать?
А.Р. Он охватит пять ключевых принципов жизнедеятельности города: безопасность, комфорт, доступность, эстетичность и законность. Пропишем приоритеты, чьи интересы должны учитываться при развитии города в первую очередь. В этой иерархии столичных жителей на первое место будут поставлены люди с дополнительными потребностями, затем родители с колясками, а также пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт и лишь в последнюю очередь — автомобили. Эту иерархию придется соблюдать при реализации любых проектов. Если речь идет об обустройстве парка, его обязательно нужно сделать безбарьерным. При реконструкции развязки нужно позаботиться о том, чтобы она была удобной для пешеходов и общественного транспорта. Чиновники ни при каких обстоятельствах не смогут выдать ресторану разрешение на установку летней площадки так, чтобы пешеходы в результате обходили ее по проезжей части.
Будет предусмотрена возможность штрафовать владельца исторического здания, если тот его не обслуживает, выжидая, пока оно рухнет, чтобы построить на его месте очередной небоскреб. В документе появятся нормы, гарантирующие киевлянам право на ночной сон: мы запретим запуск фейерверков ночью (сейчас решением Киеврады запрещены фейерверки и салюты на территории города до окончания войны) и урегулируем установку рекламы с подсветкой, которая бьет людям в окна — медиафасады.
Планируем ввести запрет на остекление балконов, которое не предусмотрено архитектурой здания, и вывешивание на них белья на уровне выше бортика. Застройщиков обяжем предусматривать специальные места для кондиционеров в новостройках. Разработаем правила их размещения и на старых домах. Например, с внутренней стороны, а не с фасадной. Введение доктрины "публичное пространство" не изменит наш город за день и даже за год, но создаст правовую базу для его развития в правильном направлении.
А.Р. Проект будет широко обсуждаться, и общество само решит, какие правила вводить сразу, а какие постепенно. Допустим, по поводу белья на балконах, возможно, два года будем проводить разъяснительные работы, а уже на третий начнем штрафовать.
"ДС" Еще в марте столичный мэр Виталий Кличко заявлял о намерении создать офис реформ. Что это за структура и чем она будет заниматься?
А.Р. Проект распоряжения о создании данной структуры проходит процедуру согласования в КГГА. Это будет консультационно-совещательный орган при главе города, как, например, Антикоррупционный совет. В него войдет экспертный совет — Совет реформ, членами которого должны стать известные мировые личности, имеющие опыт реформ в развитии городов, к примеру, экс-мэры. Эксперты будут оценивать проекты реформ в столице, обсуждать, корректировать их. Плюс офис реформ будет работать по отдельным направлениям реформирования Киева — над административной реформой КГГА, медицинской и транспортной реформами и т. д.
А. Р. Структура КГГА сейчас очень громоздкая и продолжает разрастаться. Всего в городской и районных администрациях работают порядка 5 тыс. сотрудников, из которых 2,5 тыс. — специалисты служб социальной защиты. Об их сокращении речи не идет, потому что эти службы несут на себе невероятную нагрузку. Еще 2,5 тыс. человек работают в КГГА и РГА. Плюс у нас прибыло 250 новых сотрудников в департамент регистрации, полномочия которого переданы городу сверху, а вскоре ожидается пополнение штата департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля на 40 человек. Поэтому нужно проанализировать, какие структуры КГГА целесообразно сократить, а какие, наоборот, укрупнить.
Вполне реально уменьшить бумажный документооборот, сократить ряд департаментов или управлений, потерявших актуальность. Например, есть вопросы по поводу департамента промышленности и развития предпринимательства, ведь на данный момент вся торговля в городе уже сосредоточена в частных руках. Его вполне можно упразднить, включив как управление или отдел в структуру департамента экономики и инвестиций.
По моему мнению, незаменимыми для города являются КП "Киевский метрополитен" и "Киевпастранс", главная функция которых — организация перевозок. Или "Фармация", которая обеспечивает доступные цены на лекарства для незащищенных слоев населения. Но есть и такие предприятия, которые являются, по сути, бизнес-структурами. Я считаю, что они городу не нужны. Государство и муниципалитет — это самые плохие бизнесмены. Мы должны лишь контролировать совместно с государством соблюдение всей нормативно-правовой базы при ведении бизнеса.
"ДС" Как офис реформ собирается способствовать запуску медреформы? Ведь для ее старта нужны изменения в законодательство, а парламент их не принимает...
А.Р. У нас есть Закон "О столице", политическая воля и хорошая команда. Медицину можно реформировать, затрагивая те зоны, которые регулируются городом. Я имею в виду коммунальные медицинские учреждения. Кто нам мешает обязать коммунальные предприятия страховать своих сотрудников? Мы будем с чего-то начинать. Это ответ на вопрос, можно ли сделать что-то без законодательных изменений. Подобные настроения и в других городах Украины. Ведь мэры не могут сказать своим избирателям, что реформы стопорятся из-за парламента. Мы не прекращаем коммуникацию с Верховной Радой и Кабмином и очень рассчитываем на нового премьера. Владимир Гройсман был весьма успешным мэром Винницы. Так что у нас есть ожидание, что местное самоуправление для него — не пустой звук.
А.Р. Это трехуровневое управление городом. Оно основывается на делегировании полномочий не только райсоветам, но и органам самоорганизации населения (ОСН), которые формируются на уровне микрорайонов. В Киеве уже зарегистрировано 135 ОСН. До 100 из них получают небольшую финансовую помощь из бюджета города. В первую очередь деньги выдаются на содержание и администрирование ОСН, иногда на озеленение, детские площадки и пр. Финансирование пока еще небольшое, но движение в этом направлении началось. Ведь у жителей одного района могут быть совершенно разные нужды и потребности в зависимости от более узкой территории — микрорайона. Например, Русановка, Березняки, Виноградарь, Сырец, Татарка — все это разные части одной общины города, каждая со своими проблемами. И именно местные жители лучше всего знают, что им нужно. В том числе с ОСН необходимо будет согласовывать проекты нового строительства. Тогда в городе исчезнет множество конфликтов. Если община на местах скажет, что им не хватает торгового центра, то они сами будут защищать инвестора от любых вымогателей.
"ДС" Вы много говорите о реформирование рекламного пространства города, о сокращении количества рекламы и т. д. Расскажите детальнее, что конкретно изменится?
А.Р. Сейчас обсуждается проект новой концепции рекламного пространства. Она будет включать уточнения разрешенных и запрещенных форматов конструкций и их размеров, схемы размещения рекламы на территории города, а также будет уделено внимание безопасности пешеходов — рекламные конструкции не должны препятствовать пешеходному движению.
К примеру, я вижу, что расстояние между сити-лайтами будет не меньше, чем 40 м, а между билбордами — 150 м. Это влечет за собой сокращение количества этих видов конструкций. Внимание уделят и медиафасадам — такая реклама не должна ослеплять людей и не должна работать ночью (с 22:00 до 7:00). Такой вид носителя, как тролл (рекламная растяжка), вообще будет запрещен.
Я верю, и конструктивный диалог с операторами об этом свидетельствует, что к концу года будет сокращено количество законных рекламных конструкций на треть. Речь идет о саморегуляции рынка — операторы согласились добровольно уменьшить количество рекламы. Что касается незаконной рекламы, то это само собой разумеется.