Александра Тарасова: Психологическая реабилитация участников АТО превратилась в двухнедельный отдых в санатории
ДС По данным Минздрава, почти 80% демобилизованных бойцов АТО нуждаются в психологической реабилитации. Удалось ли выстроить систему психологической помощи участникам АТО?
А.Т. Сегодняшняя система психологической помощи участникам АТО как многослойный пирог. Один слой — это госпрограмма "Мероприятия по психологической реабилитации пострадавших участников антитеррористической операции", которая финансируется из бюджета. Худо-бедно, но она работает. Второй — грантовые фонды и общественные организации, которые проводят психологические тренинги и консультации. Далее — местные центры предоставления психологических услуг участникам антитеррористической операции.
Кстати, на местном уровне эта проблема решается более комплексно, чем это делает Государственная служба Украины по вопросам ветеранов войны и участников АТО. Ведь в помощи нуждаются не только демобилизованные бойцы, но и члены семей погибших, пропавших без вести, военнопленных. Ну и, конечно, переселенцы из временно оккупированных территорий — это тоже группа психологического риска.
А.Т. По программе "Мероприятия по психологической реабилитации пострадавших участников антитеррористической операции" на санаторно-курортное лечение выделено 22 млн грн., на профессиональное обучение и социальную адаптацию (краткосрочные курсы и т. п.) — 27 млн грн., на психологическую реабилитацию — 50 млн грн. Проведены тендеры на оказание услуг психологической реабилитации, которые выиграли 13 учреждений. Хотя есть нарекания по использованию денег, выделенных на реабилитацию участников АТО. В прошлом году, например, практически все тендеры выиграли санатории, в которых не было психологов или они не имели опыта работы с демобилизованными бойцами.
ДС В СБУ сообщили, что в течение 2015–2016 годов бизнесмены присвоили более 12 млн грн., выделенных на психологическую реабилитацию бойцов АТО. Вы можете прокомментировать эту информацию?
А.Т. Это было нецелевое использование средств. Коммерческие структуры, которые выиграли тендеры, предоставляли санаторно-курортное лечение, а не оказывали психологическую помощь участникам АТО. Эти учреждения показывали договоры с какими-то психологами, но такие услуги не всегда предоставлялись в полном объеме. По факту психологическая реабилитация участников АТО превратилась просто в двухнедельный отдых в санатории. Однако с людьми обязательно должны работать специалисты-психологи, да и сам процесс восстановления должен быть более длительным, а не 14 дней, как сейчас.
ДС Почему же до сих пор не утвержден порядок предоставления услуг психологической реабилитации участникам антитеррористической операции?
А.Т. Почти восемь месяцев рабочая группа, в состав которой входят представители Минсоцполитики, научных институтов, общественных организаций, создавали этот нормативный акт. Быстро это сделать было невозможно. Сейчас документ находится на согласовании в центральных органах исполнительной власти, и буквально на следующей неделе мы представим его на общественные слушания.
А.Т. Мы над этим работаем. Необходимо создать Национальный центр психологической реабилитации как координационный экспертный орган. Специалисты должны принимать самое непосредственное участие в разработке документов, которые будут определять, как именно должны предоставляться психологические услуги населению, в том числе участникам АТО. Создать такое учреждение непросто, идет дискуссия даже над тем, как его назвать: центр психологической реабилитации или контроля качества за предоставлением психологических услуг и т. д. Надо определить его направленность, чтобы не ограничиваться только участниками АТО, а захватить все категории лиц, которые пострадали от посттравматических ситуаций. В ближайшее время мы планируем провести круглый стол, во время которого будем обсуждать все детали создания центра.
Не менее важно создать в Украине центр, который бы специализировался на предоставлении психологической помощи именно ветеранам — людям, имеющим боевую психологическую травму, то есть непосредственно предоставлял специализированные психологические услуги. Необходимо решить вопрос — создавать такой центр на базе какого-то медицинского или научного учреждения или с нуля, понять, какие ресурсы мы имеем для этого.
ДС Государство выделяет деньги на финансирование общественных организаций ветеранов, в том числе "афганцев" и участников боевых действий на Донбассе. На что они тратятся?
А.Т. В госбюджете на этот год на поддержку всеукраинских общественных организаций ветеранов предусмотрено 21 млн грн. Эти деньги идут на "уставную деятельность", коммунальные платежи, материальную помощь аппарату общественных объединений. Теперь мы планируем изменить порядок финансирования этих организаций. Лично я предлагаю выделять деньги на конкретные социальные проекты, отобранные на конкурсной основе, как это принято во всем мире.