Адольфыч о революции, выставке "Хилько. Лють" и колхозе Facebook
О Сергее Хилько интернет-пользователи узнали с тяжелой руки писателя Владимира "Адольфыча" Нестеренко - сам "поврежденный гений" Хилько к тому времени был мертв. От него остались лишь нарисованные портреты, в том числе "дедушки" (так художник обзывал Гитлера), стихи, рассказы и множество странных шуток, которыми Адольфыч посыпал благодарную публику.
Автор "Чужой" и "Огненного погребения" Владимир Нестеренко когда-то так перевел по фене фильм "Пророк", что, пожалуй, переплюнул оригинальный французский текст. Персонажи Адольфыча - в основном бандиты, из тех, что ловят "бабочку" в живот. Но благодаря таланту автора еще и рождают бабочек в животе у читателя. Хилько не был бандитом и, несмотря на это, стал одним из героев ЖЖ Адольфыча. А потом зажил самостоятельной жизнью.
Теперь трудно пройти по русскоязычному интернету и не споткнуться о мем авторства Хилько: "смеяться с дураков", "всех, кто мешает жить, любить и гулять - спАлить" и множество других, более радикальных. Но, возможно, большинство из сегодняшних поклонников Хили отродясь бы о нем не услышали, если бы тот не был описан так весело и страшно, с такой гуинпленовской улыбкой. Для "дедушки" тоже нашлось доброе слово - "Гитлер у Хилько никогда не унывал, был вездесущ и всегда кого-нибудь губил".
"То, что он рисовал, убивало наповал, цветом, настроением, сюжетом. Картины излучают негативную энергию, от них прет, как от реактора в Чернобыле. Чистый драйв, как и его стихи. Картины свои он дарил или продавал, недорого, а прежде чем назвать цену - объявлял стоимость потраченного холста и красок, ему было стыдно продавать себя. На вырученные деньги гулял, покупал водку и траву. Он нарисовал за два года 15 картин, и перестал рисовать так же внезапно, как и начал... Свое творчество он называл "лють". Лють - это была у него высшая степень похвалы, он хорошо разбирался в искусстве, точнее, не в искусстве, а в истинном творчестве, - определял с первого взгляда, написано кровью сердца или желудочным соком. Лють - это как раз кровью сердца..." (Владимир Нестеренко)
Временами кажется, что и сам Хилько был придуман Адольфычем, только писатель забыл дать своему герою мозг и сердце - вышла эдакая смесь Страшилы и Дровосека. Безумный, жестокий и гениальный художник. Сетевой "Адольфыч", казалось, недалеко ушел от своего приятеля в развитии: со словом из трех букв наперевес скакал по интернет-просторам, карал неприятелей и случайных прохожих, а в сленг бандитов 90-х неожиданно вплетал полудетские выражения Хилько.
Платформы менялись - ЖЖ умер, появился "Фейсбук". Как в фильме Кубрика "Спартак", когда каждый раб выкрикивал "Я - Спартак", теперь многие русскоязычные юзеры разговаривают языком Хилько и Адольфыча. Круг замкнулся. Не хватало лишь завершающей точки. Ею стала выставка "Хилько. Лють" в галерее "Дукат".
Мы побеседовали с ее организатором Владимиром "Адольфычем" Нестеренко.
- Расскажи немного о людях, которые помогли тебе с организацией.
- В первую очередь, это галерист, владелец галереи "Дукат" Леонид Комский, искусствовед Елена Грозовская, искусствовед Катя Лисова, другие сотрудники галереи "Дукат", художница Наталья Колпакова - были выставлены ее иллюстрации к коротким историям Хилько. Часть работ из своей коллекции передали Константин Кравченко и Алексей Ковжун. Ну и спасибо всем неравнодушным, кто помог, в том числе, ходил за водкой для инсталляции (на фуршете гостям предлагали водку и кусок хлеба. - "ДС").
- Почему некоторые галеристы отказались от предложения провести выставку?
- Думаю, из-за повышенной чувствительности, связанной с большой насмотренностью прекрасным. У тех галеристов, кому я предлагал, развилась профдеформация, и они старались держаться подальше от всякого ужаса бытия. Трусость, проще говоря. А Леонид Комский не трус, и это очень хорошо.
- В случае с Хилько ты чувствуешь себя мифотворцем?
- Мифотворцем не очень, сам материал очень крепкий, допридумывать что-либо - только портить. Я убираю лишнее, то есть малозначительные детали жизни-быта художника, они страшны, но творчество еще страшнее.
- Хилько, который сегодня существует в головах интернет-пользователей - это придуманный персонаж или реальный человек?
- Это автор. Автор "штучек" и "люти". Его мемы давно и плодотворно портят мозг молодежи. А сам по себе Хилько, во-первых, умер, во-вторых, пусть его Господь помилует.
- Ты можешь представить, как бы он существовал, общался в Сети, если был бы жив?
- Нетрезвым, скорее всего. И, думаю, он лазил бы по самым дальним и самым темным углам интернета, где еще сохранилось что-то смешное. В ФБ вряд ли висел бы.
- Можем ли сказать, что Хилько - последовательный художник, который в теории и на практике шел одним и тем же путем?
- Рисовал Хилько довольно короткое время, два года. Поэтому развитие его как художника не состоялось, да и хорошо. Хилько - визионер, он рисовал образы из своей головы, демонов, что его мучили. Пытался высмеять ужас. Ну, не особо получилось - ужас победил.
- Но Хилько - это же фэндом. Не просто человек, а субкультура?
- Тогда скорее я фэндом, потому что пока не начал этим заниматься, не было такой субкультуры, а сейчас есть. "Дедушка" не даст соврать.
- Про "дедушку". Это точное попадание Хилько в современный контекст. Как ты это объясняешь?
- Это все я объясняю тем, что он был поврежденным гением, а гений, как и пророк, живет вне времени, а часто и вопреки. Гитлер у Хилько и Гитлер из истории - это немного разные Гитлеры. Хильковскому Гитлеру и в голову бы не пришло ни строить автобаны, ни Фольксваген-жук рисовать. Только и исключительно губить людишек.
А вообще людям нравится все плохое, за счет этого прославился художник Гигер, что Чужого нарисовал, и еще сотни художников.
- Как-то можно соотнести творчество Хилько с мировым искусством?
- Вполне мировой человек, что касается живописи. Со стихами сложнее, он дуже вкраинский. Но, как ни странно, россияне понимают каждое слово.
- Насколько мне известно, у тебя самого готовится книга в похожем стиле. Расскажи об этом.
- Да, книга уже напечатана, но презентации еще не было. Она состоится не в нашей стране, скорее всего, будет скандал. Эта книга о российско-украинской войне. Сейчас я немного не в праве говорить о книге, поскольку занимался ею не один.
- Сам ты по-прежнему контркультурный деятель?
- Не. Сам я скорее пенсионер, а с контркультурой немного завязал - столько и так часто, как положено контркультурному деятелю, уже не выпью и не приму другим способом.
- А персонаж "Адольфыч" еще существует? После того как ты снял маску.
= Ну да, просто стал персонажем с человеческим лицом, а лицо - со следами жизни.
- Ты показал лицо не под влиянием шаблонов "Фейсбука", где даже само название предполагает наличие фейса?
- Не, плювал я на шаблоны ФБ. Я рассматриваю жизнь нормальных людей в "Фейсбуке" как сельскую: время от времени участковый закрывает хулиганов на месяц, дамы показывают детей и котиков. В общем, это колхоз с председателем и правлением, который выдает себя за мировое явление. Колхоз, притворяющийся миром, за дальним лесом край земли.
- А на стиль твоих постов ФБ как-то повлиял?
- Да, конечно, с языком ненависти надо аккуратнее.
- Что ты думаешь о лидерах мнений в интернете?
- Как и о всех прочих людишках - гнойные термиты, обладающие не коллективным разумом, а коллективным безумием. Жлобов опять же хватает среди лидеров. В общем, если все в один день отправятся на Нибиру, плакать не стану.
- В интернете есть какие-то запретные темы для шуток?
- Запретных тем нет, есть темы, над которыми шутить не принято, как не принято, например, избивать свою мать. Хотя некоторые избивают.
- У нас любой художник известный и не очень стремится получить признание от чиновников или сам стать чиновником.
- Насчет любого художника я б не обобщал. Любой не стремится - ему сложно бы на должности стало пить. Стремится малопьющий: либо с идеями, либо красть. Много "любых" сейчас пролезло в "Держкино", еще куда-то. Лучше они от этого не стали, а в области культуртрегерства в дикой стране прославиться можно, да и денег немного взять, из тех крошек, что остаются после крупных крыс.
- В искусстве стремление выйти из общего потока, порождает новый поток, который со временем становится сложно отличить от мейнстрима. Нужно ли художнику покидать этот общий поток?
- Если не выходить из общего потока, то будьте добры рисовать цаплю на болоте, как китайцы рисуют, три тысячи лет - и все лучше и лучше, все совершеннее. У нас только иконописная школа чем-то подобным может похвастаться.
- Ты веришь в революции? Они сегодня с троеточием.
- В революции верю, просто революцией принято называть удавшийся переворот, приведший к изменению общественных отношений, в частности, право собственности пересматривается. У нас право собственности не трогали, хотя давно пора потрогать.
- Почему русскоязычная интернет-среда настолько отстает от мировой, где все время происходит что-то новое?
- Я мировой не очень владею, язЫков не знаю, да и вникать лень. Отстает немного, а в целом мы в чем опережаем мировую среду? В электронике, может быть, или в машиностроении, в медицине? Вот именно поэтому и отстает.
- Существует так называемое "проклятие знания". Когда ты что-то знаешь, то не помнишь, каково не знать этого. С каким последним культурным явлением ты столкнулся и понял, что такого раньше не знал?
- Сложно сказать. Я ведь уже забываю немногое, что знал. Видимо, впереди у меня масса интересных открытий.