Абсурд и насилие. Зачем "слуги народа" записались в защитники "традиционных ценностей"
Нынешний состав Верховной Рады, скорее всего, не ратифицирует Стамбульскую конвенцию по предотвращению домашнего насилия. Об этом сообщил глава партии "Слуга народа" и первый замглавы ее парламентской фракции Александр Корниенко, поясняя это тем, что среди депутатов "очень высоко доверие церкви". А церковь, как известно, против.
Вас удивляет, что показательно равнодушная к церкви и ее политике партия оказалась так чувствительна к церковному запросу? Не спешите удивляться. Все вполне вписывается в рамки политической логики.
Тернистый путь Стамбульской конвенции
Конвенция была подписана Украиной в 2011 г., но до сих пор так и не была ратифицирована. Последний раз вопрос о ратификации стоял в 2016-м. Депутаты провалили ратификацию под давлением со стороны консервативных, в первую очередь церковных кругов. Против конвенции выступил Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. Формально церковникам не понравились формулировки, включавшие понятия "гендер" и "гендерные роли". Но дело, скорее всего, не только и не столько в этом. Вопрос семьи церковь предпочитает оставлять за собой. И во власти всегда находились люди, которые ей в этом охотно помогали.
Не стал исключением и нынешний состав парламента. Несмотря на требования со стороны правозащитных организаций, Европейского союза и, главное, суровой реальности, в которой, по подсчетам правозащитников, ежегодно от домашнего насилия страдает более миллиона женщин. Слово "гендер" страшнее, чем их страдания. И для церковников, и, что хуже, для власти.
Комментируя ситуацию, Корниенко постарался сохранить нейтральный тон, отмежеваться от тех, кто находится под давление церковного мнения. Но получилось не очень. Хотя бы потому, что именно к партии "Слуга народа" принадлежит главный блюститель традиционной морали в нынешнем парламенте Святослав Юраш - создатель межфракционного объединения "Ценности, достоинство, семья".
Это могло бы показаться странным и даже отчасти абсурдным - "Слуга народа" на страже традиционных ценностей. А вот поди ж ты... Именно эта фракция оказалась в авангарде защиты этих самых ценностей.
Удивительные метаморфозы "Слуг народа"
Политика делает чудеса. Если обойти блестящий фасад сценических образов наших главных "слуг" и зайти с тыла, для удивления остается не так много места. Взять хоть Корниенко - еще недавно совершенно светского человека, не имевшего никаких церковных связей. Однако теперь он уже вовсе не чужд церковному вопросу. Он, например, взял под личный контроль конкурс на замещение должности главы департамента по делам религии и этнополитики и даже срезал главного кандидата на эту должность. Изюминка в том, что этим кандидатом был Андрей Юраш - действующий глава департамента и заодно отец пламенного защитника традиционных ценностей в парламенте Святослава Юраша.
Юраш-младший - еще недавно молодой человек вполне либеральных взглядов и либеральных кругов, теперь бесконечно доверяет церкви. Во всяком случае, в том, что касается вопросов семьи. Именно церковь, по его мнению, "берегиня брака". Юношу ничуть не смущает тот факт, что на роль "берегини" он назначил сообщество неженатых мужчин. И именно на их интересы и решения - а не на массы верующих, большую часть которых составляют женщины, - следует ориентироваться тому, кто рассчитывает на поддержку со стороны церкви.
В этом консервативном каминг-ауте, собственно, нет ничего неожиданного. "Слуги" остаются популистами до конца - они следуют той повестке дня, которая наверняка будет популярна у максимального количества избирателей. Церковь и ее мнение здесь - удобное прикрытие от западных и прозападных критиков.
Нация консерваторов
Украинцы консервативны независимо от церковной принадлежности. Им легко внушить, что от слова "гендер" больше неприятностей, чем от реальных страданий реальных людей. Мы вообще на слова обращаем гораздо больше внимания, чем на реальных людей. Тем более - на их страдания.
Огромный потенциал для войны слов заложен в "семейной" инициативе наших новоиспеченных "консерваторов". Защищать семью, на которую никто не нападает, ценности, в которых подавляющее большинство граждан не сомневается (пускай и не утруждает себя их соблюдением), - это же не бороться против реальных проблем.
Политики не делают ничего нового - они водят за нос почтеннейшую публику теми же тропами, какими водили их предшественники. И то сказать - зачем искать новые способы, когда старые прекрасно работают? Вопросы морали, религии, ценностей и прочие гуманитарные штучки - прекрасный повод для холивара. А значит, для повышения собственной популярности и заодно - отвода глаз от войны, экономики, коррупции. Ценности - это вам не государственная граница, семья - не суверенная территория. Ее защищать - ничего не стоит, а жертвам не ведут счет СМИ, их не привозят в цинковых гробах. Да к ним, в общем, все давно привыкли. И если проблему семейного насилия не выпускать наружу - чего, в частности, требует Стамбульская конвенция - никто и не подумает, что у нас с семейным насилием что-то не так. Волонтеры, активисты, отдельные журналисты, конечно, будут периодически поднимать хайп. Но к ним уже все привыкли.
А мы тем временем будем лелеять нашего избирателя. У которого своя, высокая и непостижимая "духовность", в которой есть место издевательству над слабым и благоговейное почтение к "институту семьи". Мы не чета "бездуховным" с Запада, которые под покровом заботы о женщинах и детях норовят пролезть в наше законодательство со своим душевредным гендером. Но пасаран, товарищи либерасты. Это наши женщины и дети, захотим - с кашей их съедим. Под ханжеские комментарии о "доверии церкви" и "вечных ценностях" со стороны правящей партии.
"Духовность" - главная статья нашей национальной гордости. Она объединяет людей самых разных политических предпочтений. Не то чтобы это было плохо или противоестественно - проблема в том, что других предметов для гордости, которые нас объединяли бы, у нас нет. С помощью этой "духовности" нами манипулирует уже не первое поколение политиков. С оглядкой на юный возраст конкретного "защитника вечных ценностей" можно предположить, что еще парочка следующих поколений политиков будет играть с нами в те же игры.
На всякий случай напомню, что Стамбульская конвенция действует почти на всей территории Европы. И "гендерный аргумент" - часть антизападной риторики, которая всячески подогревается теми, кто старается удержать Украину на максимальном расстоянии от Запада. Ратификация подобных конвенций - необходимая часть цивилизационного выбора, который мы все еще не сделали.