• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Абсент вместо лекарства. Почему украинцам грозит малярия

В настоящий момент риску малярии подвергается 3,2 млрд человек - около половины населения планеты
Реклама на dsnews.ua

"ДС" продолжает серию материалов "История болезни". Ранее мы рассказали о чахотке, считавшейся болезнью аристократии, испанке - штамме гриппа, который выкосил чуть ли не треть планеты, паротите, известном всем под названием "свинка", опасной для девочек краснухе, "детской" кори, которой стоит бояться взрослым, многоликом гепатите, "стеклянной болезни" остеопорозеполиомиелите, приковавшем к коляске президента США Рузвельта, рожесифилисеварикозной болезни, "сахарной болезни" диабете. и о том, что ни один человек, рожденный после 1979-го, не защищен от оспы

Слово "малярия" ассоциируется у нас с чужой историей и нездешней географией. Слишком давно мы привыкли думать, что эта болезнь "водится" исключительно в тропиках и передается специальными комарами. Между тем, менее ста лет назад малярия была широко распространена в бассейнах Днепра, Днестра, Буга и Прута. Так, согласно сохранившимся данным медицинской статистики, в 1934-м в Украине было зарегистрировано около 2 млн. заболевших. А в Европе в целом насчитывалось около 450 млн таких несчастных.
Бремя болезни оказалось столь значимым для общества, что малярии была объявлена настоящая война - со штабом в лице Международной организации здравоохранения Лиги Наций (одного из предшественников современной ВОЗ, Всемирной организации здравоохранения).

За несколько десятилетий системного применения инсектицидных (то есть уничтожающих насекомых) средств и осушения земель, циркуляция малярийного плазмодия была прервана и европейская территория освободилась от смертельной инфекции. Но история, как известно, способна повторяться: с начала ХХI века ряд врачей с тревогой отмечают рост заболеваемости малярией украинцев.

О малярийном плазмодии и сестрах-лихорадках

У малярии есть все шансы считаться древнейшей инфекцией человека. Так, согласно некоторым данным, она сопровождает его уже 50 000 лет. Исследователи уверены, что молекулярно-генетическим предком возбудителя болезни - одноклеточного микроорганизма под названием "плазмодий" - было свободно живущее простейшее, способное к фотосинтезу наподобие современных одноклеточных водорослей. Однако оно пошло "по кривой дорожке" и выбрало роль паразита - вначале в кишечнике водных беспозвоночных, а затем и в организме кровососущих насекомых. В пользу данной версии говорят "нафаршированные" этими созданиями комары, обнаруженные в окаменелостях, возраст которых оценивают в 30 млн лет.

По мнению генетиков, по-настоящему широкое распространение малярия получила в промежутке 4-12 тысяч лет назад. Во всяком случае, именно такой возраст имеет особая мутация в гене G6PD, повышающая устойчивость человеческих эритроцитов (красных кровяных телец) к действию плазмодиев. Колыбелью смертоносной инфекции считают Африку, где еще с глубоко домедицинской эпохи и собственно малярию, и переносящих ее комаров туземцы называют одним словом - "мбу". Первые же летописные свидетельства, описывающие типичную малярийную лихорадку, появились в Китае. Историки датируют эти записи временем правления династии Ся - приблизительно 2 700 г. до нашей эры.

Реклама на dsnews.ua

Яркой особенностью малярии является на удивление правильный характер лихорадки. Так, например, малярии трехдневная и овале (возбудители - Plasmodium vivax и P. ovale) вызывают подъем температуры на каждые третьи сутки, только одна в первой половине дня, а другая - во второй. А при четырехдневной (заражение P. malariae), соответственно, лихорадка отмечается каждые четвертые сутки. Не мудрено, что на такую странную "горячку" не могли не обратить внимание во всех частях света. Так, в VI веке до нашей эры ее описали в Индии (предположительно "отец хирургии" Сушрута). Два века спустя, подробную клиническую картину заболевания с повторяющимися через равные промежутки времени подъемами температуры дает Гиппократ (Древняя Греция, 400 г. до н.э.). А наблюдательный Гален (Древний Рим, II век нашей эры) установил связь таких "пунктуальных" лихорадок с летним сезоном. Результатом этого открытия стало изобретение первых противомоскитных сеток.

"Наследила" малярия и в наших краях. Да так, что даже вошла в славянский эпос! Регулярный характер ее приступов заставил наших предков усмотреть в болезни не случайность, а злую волю, в результате чего к Х-ХII веку в сказаниях появилась целая дюжина "малярийных духов". Вернее, злобных сестер, отвечающих за типичные симптомы лихорадочных заболеваний. Имена этих неприятных особ говорят сами за себя: знобея и трясея, огнея и ломея, корчея, гнетея и т.д. В более поздние времена злодеек стали считать дочерьми печальноизвестного царя Ирода, а их число возросло до 20.

Сама же малярия долгое время была известна как перемежающаяся, возвратная, злокачественная или весенняя лихорадка. Ведь, в отличие от стран вечного лета, комариный сезон в наших краях имел выраженный перерыв на зиму, в результате чего резко снижался и процент больных. Ну а по весне, когда перезимовавшие кровососы давали первое потомство, обильно зараженное плазмодиями (преимущественно Plasmodium vivax - возбудителем трехдневной малярии), количество жертв лихорадки снова возрастало.

"Иезуитский порошок" и другое важное

Хотя причина малярии была обнаружена лишь в 1880 году (за что идентифицировавший паразитическое простейшее французский военный врач Шарль Лаверан в 1907 г. был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине), лечить ее пытались еще в глубокой древности. Так, в 340 г до н.э. китайский целитель Гэ Хун (в иной транскрипции Гэ Конг) описал успешное применение полыни однолетней. Весьма ценил ее противомалярийное действие и Парацельс (1493 - 1541гг). Впоследствии содержание артемизина - основного действующего вещество этого растения - стало причиной популярности знаменитого абсента. Этот крепчайший алкогольный напиток приобрел широкую известность в период французских колониальных войн в Северной Африке (1830-1847гг). Солдаты получали его в качестве профилактического средства от малярии, дизентерии и прочих "южных" болезней, а также для дезинфекции воды. И эта мера отлично себя оправдывала. А за получение на основе той же полыни нового лекарства "артемизинин", спасающего от тропической малярии, китайский фармаколог Ту Юю стала обладательницей половины Нобелевской премии в 2015 году.

Однако малярия не всегда поддавалась лечению горькой травой. Поэтому сверхценным подарком человечеству стало открытие Нового света. Точнее, привезенная оттуда кора хинного дерева. Первое описание противомалярийных свойств необычайного сырья составил выдающийся испанский историк-натуралист, писатель и иезуитский миссионер Бернабе Кобо. Он же и доставил хину в Европу в 1632 году. Однако не все больные малярией соглашались принимать "иезуитский порошок". Среди них, например, был знаменитый англичанин Оливер Кромвель, заболевший малярией в 1658-м. Увы, это стоило ему жизни.

К счастью, папа Иннокентий Х дал указание изучить ценное лекарство, в итоге хина получила новое прозвище "кардинальский порошок" и заслуженное признание. Ну а собственно действующее вещество волшебной коры - хинин - было выделено почти 200 лет спустя. В 1820 году это удалось французским химикам Жозефу Каванту и Пьеру Пеллетье.

И все же настоящий прорыв в изучении (и, соответственно, противодействии) малярии произошел в конце ХIХ - начале ХХ века. Через год после обнаружения малярийного плазмодия в крови человека кубинский врач Карлос Финлей засвидетельствовал передачу паразита с укусом комара. А индийский врач и паразитолог сэр Рональд Росс в 1898-м показал, что некоторые возбудители малярии могут передаваться птицам, а также проследил и описал весь жизненный цикл плазмодия. За этот труд в 1902 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Первое применение всех этих знаний на практике, по оценкам специалистов, позволило в разы сократить количество жертв малярии и желтой лихорадки, которую тоже переносят комары, при строительстве Панамского канала (основные работы - 1904 -1913 гг, официальное открытие - 12 июня 1920 года).

Впрочем, как оказалось, малярия раскрыла не все свои секреты. Так, лишь в 80-е годы ХХ века была обнаружена покоящаяся стадия паразита. Благодаря этому некоторая часть плазмодиев может годами пребывать в печени заболевшего малярией, никак себя не проявляя. Открытие разъяснило одну из самых больших загадок болезни: способность возвращаться после, казалось бы, полного излечения.

Малярия как реальная угроза

На сегодняшний день выделяют 4 формы малярии, из которых самой опасной является тропическая, она же молниеносная (возбудитель Plasmodium falciparum). Подавляющее большинство случаев смерти от малярии (по данным ВОЗ, в 2015 году их количество составило 438 тысячи на 214 млн заболевших) происходит при заражении именно этим видом плазмодия. Отличие данного вида малярии от прочих состоит в том, что одна из стадий развития паразита (эритроцитарная шизогония) происходит не в основных сосудах, а в капиллярах внутренних органов. Это приводит к нарушению кровоснабжения, ишемии и инфарктам. Таким образом, малярия может сопровождаться диарейным синдромом, ангиной, пневмонией, инсультом и т. д. - то есть приобретает совершенно нетипичные черты.

К несчастью, эти симптомы способны вводить в заблуждение не только самих заболевших, но и врачей. Поэтому для украинцев, столкнувшихся с этой инфекцией (а ее вполне можно подхватить и в Египте) малярия представляет куда большую опасность, чем для жителей тропических стран. По информации ведущего инфекциониста МОЗ Украины Ольги Голубовской, в настоящее время у нас в стране погибают до 10% зарегистрированных больных малярией.

Согласно данным клиник, собирающих "малярийную" статистику, основное число заболевших украинцев составляют работающие по контракту в эндемичных по малярии странах и туристы. Несколько лет назад чаще всего привозили инфекцию из Египта (60%) и Турции (30%). Еще 8-9% были инфицированы в других странах Африки, Юго-Восточной Азии, а также в Испании, Греции и ОАЭ. Оставшийся же процент пришелся, как ни грустно, на Одесскую область и Крым. Кроме того, выявляются случаи трехдневной малярии после посещения Азербайджана, Армении, Туркменистана, Таджикистана и Грузии. В 2015-м СЭС (санитарно-эпидемическая служба) Киева сообщила о регистрации 8 случаев заболевания малярией. Три из них закончились трагически.

Хорошо, что теплолюбивый Plasmodium falciparum не имеет шанса по-настоящему прижиться на нашей территории. Чего не скажешь о возбудителе трехдневной малярии (специалисты также называют ее "малярия вивакс"). Этот паразит в теле комара рода Анофелес может развиваться уже при температуре +16ºС, поэтому при теплой весне и поздней осени сезон его активности может растянуться до полугода. Ну а самих комаров подходящего вида у нас целых 7 "пород": Anopheles messae, maculipennis, atroparvus и другие. По этой причине все случаи привозной малярии (а в 2005 году был период, когда вялотекущая форма болезни выявлялась у 5 - 6 пациентов в неделю) могут положить начало образованию нового природного очага данной инфекции. Ведь достаточно хотя бы одной комарихе "закусить" зараженной кровью, как все ее потомство окажется источником малярийного плазмодия. И кто знает, сколько людей потом попадется "на зубок" опасным кровопийцам. Кроме того, малярия, подобно сифилису, гепатитам В, С, D и СПИДу, может передаваться с кровью (при медицинских манипуляциях, переливании и т.д.) и внутриутробно, от матери младенцу.

Предупрежден - значит, вооружен

Поскольку малярия была и остается угрожающим жизни заболеванием, каждому из нас стоит знать, как максимально обезопасить себя от инфекции.

1. Собираясь за рубеж на работу или отдых, необходимо выяснить, не является ли страна назначения эндемичной по малярии. Если да - получить рекомендации по приобретению и приему средств химиопрофилактики заболевания. В Киеве за таким инструктажем можно обратиться в ряд частных клиник, а также в кабинеты вакцинации Александровской больницы. Другой страховки пока нет: прививка от малярии, над которой многие годы бьются ученые, еще не создана. Хотя вакцина против P. falciparum уже вышла на "финишную прямую" - пройдя проверку в ходе крупномасштабных клинических испытаний в 7 странах Африки, она получила положительную оценку Европейского агентства по лекарственным средствам в июле 2015-го.

2. Во время пребывания в потенциально малярийном месте необходимо предпринять все доступные "противокомариные" меры - в помещении использовать фумигаторы, на открытом воздухе - репелленты. Приветствуются также противомоскитные сетки и обработка одежды инсектицидными препаратами. Все это лучше приобрести заранее и везти с собой - хотя бы на первое время.

3. Малярия входит в число инфекций, для определения которых созданы специальные экспресс-тесты. Они продаются в аптеках и могут быть использованы даже в полевых условиях. Такой тест тоже желательно приобрести загодя и иметь при себе в поездке.

4. Обнаружив у себя какое бы то ни было недомогание на фоне повышения температуры в течение месяца после возвращения из любой "подозрительной" местности, следует немедленно обратиться к врачу с просьбой о проверке на малярию. Для этого используются паразитологический и иммунологический метод исследования крови. Первый выявляет непосредственно возбудителя болезни, а второй - антитела к нему. "Малярийные подозрения" выдвигаются и в том случае, когда при общем анализе крови обнаруживается гипохромная анемия и моноциты с глыбками специфического малярийного пигмента.

5. При необходимости посещении врача любой специализации после возвращения из путешествия по потенциально малярийным местам, важно не забывать сообщить о поездке.

И, наконец, успешно пройдя курс лечения от малярии, имеет смысл помнить о способности инфекции переходить в "спящий режим".

    Реклама на dsnews.ua