А был ли мальчик? Скрипка передумал создавать гетто для русскоязычных дебилов

В соцсетях не стихает скандал вокруг заявлений музыканта, хотя он утверждает, что его не так поняли

"Приветствуем участников Евровидения. Чувствуйте себя как в Европе: мы строим гетто для дебилов, которые не говорят по-украински. Welcome to Ukraine!" - так отреагировала спикер МИД РФ Мария Захарова на скандал, разразившийся вокруг заявлений Олега Скрипки. В соцсетях пассаж о гетто вызвал просто шквал эмоций. Русскоязычные обиделись за дебилов, украиноязычные певца поддержали. Очень уж у нас любят споры по языковому вопросу.

А вот дальше начало происходить что-то непонятное. К вечеру интернет-СМИ облетела новость о том, что никакого такого гетто на самом деле не было. Мол, ничего подобного он даже в мыслях не имел, а уж доказать, что он говорил такое и вовсе невозможно.

"Вы что? Там есть моя прямая речь? Есть мой голос? Это какой-то юмор. Может, шутка?" - так певец прокомментировал вопрос о том, зачем он призывает создавать резервации для русскоязычных.

"Скрипка открестился от своих слов!" - радостно кричали заголовки. Но загвоздка в том, что заявление "я - не я, и хата не моя" лидер "ВВ" якобы сделал в интервью российской газете "Взгляд", изданию, которое в самой России называют рупором кремлевской пропаганды. Крайне странно, что первые комментарии по резонансной теме появились именно в российском издании.

Есть еще один момент: во всех этих новостях шла речь об "интервью певца "Украинской правде". Хотя на самом деле на "УП" опубликованы фрагменты разговора Скрипки со слушателями "Школы журналистики "УП" в ходе встречи, состоявшейся еще в декабре прошлого года. И доверительная атмосфера, в которой музыкант общался с участниками встречи, в итоге сыграла с ним злую шутку.

Из аудиозаписи следует, что Скрипка может и разъяснил бы, что именно он имеет в виду под гетто и с какой долей иронии следует воспринимать его слова. Но ведущий перевел разговор на другую тему и в итоге "маємо те, що маємо".

Однако к досаде технологов, кинувшихся трубить о том, что Скрипка убоялся общественного порицания и от своих слов отказался, сам музыкант продолжает придерживаться ранее озвученных взглядов. К чести лидера "ВВ" открещиваться от резонансных заявлений он стал. 

В комментарии ТСН он отметил, что украинцы живут в искаженном мире. Нет достаточного количества книг на украинском, фильмов, интернет-контента. И вновь вспомнил о гетто, но на этот раз - украинском.

"Украиноязычные украинцы живут в своем маленьком бесправном гетто", - отметил Скрипка. И добавил: "Меня возмущает, когда Украину заставляют любить "русский мир" больше, чем украинский".

Те, кто следят за творчеством Скрипки не только по холиварам в сети, прекрасно знают, что он последовательно отстаивает права украинского языка. Еще в 2010-м фронтмен "ВВ" отметил, что украинский надо спасать так, как спасают редких животных, занесенных в Красную книгу. Его культурные проекты - фестиваль "Країна мрій", вечерницы и другие - как раз и занимались сохранением и развитием украинской истории, традиций, языка. И на самом деле ничего "эдакого" Скрипка не сказал. В стране, где официально украиноязычными называет себя абсолютное большинство, все еще слишком много русского. И вопрос не в том, чтобы запретить это русское, а в том, чтобы украинского было не меньше. Вопрос, который вот уже двадцать лет украинские власти решают весьма причудливым путем, а сил культурных деятелей, писателей и прочих работников искусства переломит ситуацию кардинально не хватает. У бизнеса свои отговорки: мол, на русском покупают - и хорошо, а украинский заведомо нерентабельный.

И плевать, что на самом деле это не так. Вспомнить хотя бы, какую бучу поднял "Интер" из-за намерений депутатов ввести квоты на украиноязычный контент - мол, общество расколется, а контента на украинском мы в жизни в нужных объемах не создадим. Опыт коллег, у которых в отличии от "Интера" растет аудитория, "главному каналу страны" не указ.

Подобные "кейсы" можно найти в любой отрасли. И языковая ситуация в стране зачастую меняется не благодаря власти, и вопреки ей. Говорить на украинском становится модно - это язык умной, продвинутой молодежи. Той самой, которой нужен безвиз и лоукосты. Которая создает стартапы и не боится рисковать.

Так что заявления Скрипки не более чем, пусть и не очень корректное, но отображение языковой ситуации в стране. Нельзя требовать от людей в один момент перейти на украинский, если со всех сторон звучит "Владимирский централ".