Ватникам вход воспрещен. Зачем интеллектуалам "Темная паутина"
Уже ни для кого не секрет, что избиратель чаще голосует не за, а против идей, партий и конкретных кандидатов. Поэтому каждый пытается представить своего противника в наиболее негативном свете.
Впрочем, иногда политики сами прикладывают руку с револьвером к собственному виску, даже не осознавая этого. Например, либералы, несмотря на все их благие намерения, способны вызвать немалое раздражение у потенциального избирателя. Прежде всего привычкой навешивать ярлыки.
Слово "расист" стало настоящей черной меткой, которую почему-то чаще всего используют по отношению к своим оппонентам именно белые люди. Обвинение в харрасменте может уничтожить карьеру и разрушить жизнь. Наряду с настоящим домогательством и насилием тебя могут назвать преступником, если ты не до конца понял чьи-то невербальные сигналы. Да просто плохой секс может быть охарактеризован одним из партнеров как харрасмент. Все чаще ареной для политических лозунгов становятся церемонии награждения "Золотой глобус" и "Оскар", а ученые, философы и социологи не всегда могут без цензуры обсудить различия между мужчинами и женщинами, разными национальностями и культурами.
Поэтому неудивительно, что появились люди, решившие, что раз на сегодняшний день свобода слова опять под угрозой, надо создавать альтернативную среду. Здесь хоть и действует правило "говори, да не заговаривайся", никто не засунет кляп в рот, а просто постарается найти более веские доводы и контраргументы. Назвали этот мир без границ Интеллектуальная темная сеть (Intellectual Dark Web).
Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
Несмотря на то что эта цитата из Библии и фигурирует на сайте IDW, это не означает, что все члены клуба поголовно верующие. У них нет единой идеологии, многие были и остаются оппонентами друг другу. Но каждый оказался подвержен анафеме в своем политическом кругу. Кого-то, что называется, выгнали из СС за жестокость, кто-то был, наоборот, недостаточно лоялен к взглядам однопартийцев. Но главное, что все эти люди раньше других услышали повестку дня: традиционные СМИ могут предложить только устоявшиеся идеологии и не более, должно быть пространство, где воюющие группировки смогут сообща искать ответы на неоднозначные вопросы.
Политическая корректность не всегда благо, иногда она попросту убивает дискуссии, которые необходимы любому обществу. По данным Института Катона, на октябрь 2017 г. 58% американцев считали, что политический климат мешает им озвучивать свои взгляды, 59% убеждены, что людям нужно разрешить публично высказывать свое мнение, даже если оно может оскорбить кого-то другого. Подавляющее большинство (79%) согласны с тем, что "морально неприемлемо" участвовать в разжигании ненависти в отношении расовых и религиозных групп. Но 82% американцев утверждают, что запретить разжигание ненависти невозможно, потому что трудно определить, какое из высказываний на самом деле подпадает под эту характеристику.
Оказывается, левые могут быть такими же ортодоксальными, как и правые. Консерваторы и либералы исторгли из своей среды диссидентов, которым надоело в своих размышлениях и высказываниях оставаться в рамках одной группы.
Скорее всего, из возможных направлений членам IDW ближе всего скептицизм. Они не хотят ограничиваться познанием догм, а требуют доказательств по любому вопросу. Но из группового чата их выгоняли даже не за это, а за отрицание трайбализма, за желание слушать и говорить с людьми, чье мнение по тому или иному вопросу не совпадает с социальной нормой или риторикой партии. И дело не в том, что они такие замечательные люди, а просто истек срок держания языка за зубами.
Когда Трамп взошел на престол, многие его избиратели подверглись критике. Правые праздновали победу, но левые, по сути, делали то же самое, ведь теперь стало понятно, что страна зависла над пропастью и план спасения есть только у них.
Между тем появились и те, кто хотел разобраться, почему США оказались в таком положении. Свобода слова подвергается опасности, но это оправдывают тем, что сегодня время, когда процветает вербальный и эмоциональный терроризм. Твиты Трампа, грубый троллинг со стороны таких людей, как Майло Яннополус, — все это трактуется как взрывы в месте, где раньше жило вольнодумие. Теперь подозрение падает на любого, на многие темы наложено табу.
Интеллектуальная темная паутина — не сайт и не интернет-канал, хотя слушателей получает в основном в сети. В своей собственной среде участники "паутины" были восприняты как мутанты, но, собравшись вместе, смогли превратиться в цирк уродцев, посетить который не только увлекательно, но и полезно. Из официальных медиа, университетов и академий отступники сбежали в "Твиттер", YouTube и подкасты, расширив свою аудиторию. Одни из членов Intellectual Dark Web не могли проводить исследования в своей области потому, что выводы, к которым они приходили, не нравились публике и они теряли работу. Другие в ходе риторики переходили на сторону идеологического противника, вызывая ненависть однопартийцев. Но сегодня старые институты политики и СМИ разрушаются — многие говорят о том, что 2018-й станет годом необычных альянсов. И образовывать их лучше всего за границами каких-либо идеологий.
Ведь что мы видим? Те, кто называют терпимость одной из ключевых ценностей, одновременно осуждают всех, кто эту ценность не разделяет.
Позитивная дискриминация и черные консерваторы
Никто не хочет быть использованным и числиться лишь аргументом в чужой идеологической борьбе. Поэтому еще одной из предпосылок появления IDW стали "угнетенные", которые решили высказаться по поводу политкорректности.
Появилось новое поколение черных: они заявляют, что никогда не испытывали на себе расовую дискриминацию. Более того, им неприятно, когда их называют меньшинством. Эти люди не чувствуют себя жертвами и хотят, чтобы их воспринимали индивидуально, а не как представителя той или иной группы. Белых леваков они обвиняют в том, что те называют чернокожих жертвами с единственной целью: стать активистами и получить монополию говорить от лица представителей других рас.
Черные консерваторы стали еще одним камнем преткновения на политическом поле. Для консервативных СМИ это повод заявить о том, что их идеология никак не связана с расизмом. Либеральные медиа пытаются игнорировать чернокожих оппонентов и тех, чьи взгляды на расовые проблемы отличаются от левой ортодоксии.
Опрос Института Катона продемонстрировал, что множество микроагрессий, которые колледжи и университеты советуют избегать преподавателям и студентам, большинством афро- и латиноамериканцев не воспринимаются как оскорбительные. Взгляды, которые белые либералы не осмеливаются поддерживать или озвучивать, чтобы не быть обвиненными в расизме, совершенно нормальны для чернокожих. При этом позитивную дискриминацию они могут воспринимать как ущемление своих прав. Не учли левые и тот факт, что чернокожие, как правило, в среднем более религиозны, чем белые, соответственно, традиционные ценности им ближе.
"Черный" и женский аналог Яннополуса консерватор Кэндис Оуэнс прославилась видео "Как избежать демократической плантации" и "Левые думают, что черные люди глупы". Недавно она получила поддержку еще одного знаменитого афроамериканца Канье Уэста. Госпожа Оуэнс — страстный сторонник Трампа. Представители Intellectual Dark Web встречались с ней, но многие почитатели IDW против, чтобы явные провокаторы вступали в ряды сообщества. Ведь "Темную сеть" интересует поиск истины, а не троллинг.
Правый поворот
Intellectual Dark Web подчеркивает, что не имеет отношения к альт-правым — здесь представлен широкий спектр политических позиций как слева, так и справа и, конечно, традиционные. Но задача участников — не озвучивать риторику партии, а действовать индивидуально. Несмотря на это заявление, некоторые члены IDW не воспринимаются критиками как самостоятельные интеллектуалы, а считаются носителями правой идеологии. Например, Джордан Б. Петерсон. Одни называют его ярким представителем академической свободы, человеком, который пытается донести до публики идеи и факты, невзирая на политическую повестку дня. Другие не могут простить ему тот факт, что он критиковал радикальных левых. Его даже обзывали криптофашистом, сторонником теории иудо-большевистского заговора и культурного марксизма. Но стоит послушать любое выступление Петерсона, и становится понятно, что ему чужды как правые, так и левые. Некоторые считают, что он выделяется даже среди членов "Темной сети", а культ личности — последнее, в чем нуждается это движение.
Проблема участников IDW состоит в том, что если одни пытаются исключить их из своих рядов, то другие, наоборот, — превратить в сторонников. К тому же некоторые из "пауков" успели засветиться в другом одиозном сообществе. Популярный альт-правый контент TRS (The Right Stuff) Forum, как и Темный вебсайт, позиционировал себя платформой для людей из различных субкультур. Создал его Майк "Енох" Пейнович в 2012 г. Между прочим, его же авторству приписывается антисемитский мем (((echo))) — онлайн-стигма для евреев.
Неоднородность членов TRS создавала благоприятную среду для пополнения рядов: альт-правые, пожилые белые националисты, альт-лайт, либертарианцы, активисты по защите прав мужчин и еще категория тех, кто не поддается классификации. Чтобы привлечь критическую массу последователей использовался современный медиаландшафт, насыщенный блогами, подкастами, YouTube-каналами. Белая национал-пропаганда проходила под видом патриотизма, западного шовинизма, науки и традиций. Например, антидемократическое движение "Темное просвещение", также известное как "Неореакция", стало для многих его приверженцев шагом к гитлеризму. Все это построено по принципу алгоритма YouTube, который после просмотра одного видео запускает другое, зачастую с более экстремальным содержанием.
Скандальный юморист Гэвин Макиннес категорически отрицает любую связь с альт-правыми, просто он за "антиполитическую корректность", но его риторика скорее антимусульманская и женоненавистническая. Из респондентов примерно 15% упомянули Маккинеса, рассказывая о том, как пришли к белому национализму. Или взять Хенрика Палмгрена — он управляет подкастом и видеопрограммой Red Ice Radio, где спектр контента настолько широк, что вы можете ознакомиться в том числе с антисемитскими теориями заговора и услышать аргументы отрицания Холокоста. Что мешает этим людям вступить в ряды IDW, тем более что некоторые их коллеги уже там?
Стефан Молинье — тот, кто продвигает на YouTube "научный расизм", но при этом вполне вписывается в среду Темного вебсайта. Среди этих людей упоминается и член Intellectual Dark Web Сэм Харрис. Он пытался привести статистические данные по беженцам, но был обвинен в ксенофобии. В 2017 г. Харрис заявил, что, когда страна наполняется мусульманскими иммигрантами, "вы, по определению, импортируете определенный пусть и маленький процент радикализированных людей". Кроме того, Сэм Харрис часто критикует ислам за обращение с геями и женщинами.
Харрис считал, что поскольку он критиковал религию как таковую, то его противники — это, скорее всего, правые. Но в 2006-м он негативно высказался по отношению к Талибану и тут же заимел врагов в лагере левых. Окончательно записать его во враги позволило отрицательное отношение ученого к мультикультурализму.
Утопия в сети
IDW — не лебедь, рак и щука, а настоящая сороконожка. Впрочем, каждая из пят этого насекомого может стать ахиллесовой. Например, то, как много людей, в том числе и с сомнительной репутацией, стали членами клуба: от гарвардского интеллектуала Стивена Пинкера до сторонника Трампа журналиста Майка Черновича. Хотя у кого здесь с репутацией все в порядке? Среди членов клуба, например, числится бывший сотрудник Google Джеймс Деймор — одиозная личность для многих и одна из самых известных персон консервативного интернета.
Критики движения говорят о том, что у клуба нет четкой повестки. И в самом деле, существует опасность, что этот корабль будет кренить в ту или другую сторону, в зависимости от того, как много бывших правых, или левых, или еще кого-то залезет на него.
Претензия к IDW состоит и в том, что, хотя его члены и называются отступниками и даже диссидентами, при этом они имеют неограниченный доступ к аудитории. Более того, после того как некоторые из них покинули научные кафедры, аудитория эта выросла до миллионов. Материально многие из IDW обеспечены, недаром их прозвали "богатыми бездельниками".
Но, конечно, они не бездельники. Кое-что из того, что эти люди пытаются сделать, совпадает с левой риторикой. Например, убрать гендерный разрыв в зарплате. Но существует ряд факторов, о которых необходимо говорить, а они связаны с биологическими половыми различиями, патерналистской обусловленностью и системной дискриминацией. А многие левые не желают поднимать эти вопросы.
Когда система перестает функционировать и развиваться, она возвращается к своей изначальной точке. Так политкорректность может привести к жестким притеснениям. Но следует не забывать, что в IDW мы в большинстве случаев имеем дело с высокоинтеллектуальными людьми, которые просто не влезли в рамки этой политкорректности. "Темная паутина" — исключительное явление, когда дискутирующие убирают какие-то ограничения, но при этом не опускают планку. Люди с ватным или любым другим примитивным сознанием просто запутаются в ней, словно муха.