"Советская УНР". Как Сталин с Лениным Украину делили
Привет, боец исторического фронта! Пора нам вновь обратиться к "подаркам царей и генсеков", которые и составили территорию нынешней Украины. Как мы помним по предыдущим публикациям, цари любили наращивать территорию Украины. Правда, почему-то в составе Российской империи не было ничего такого с границами, что бы называлось "Украина" и что можно было бы как-то уменьшить или увеличить
Но вот пришел 1917 г., а дальше Украина вышла в самостоятельное плавание в пределах Украинской Советской Социалистической Республики. Которую, на первый взгляд, создали московские большевики. То есть и набрали весь тот комплект территорий, который новые кремлевские вожди не прочь были бы вернуть "под светлую царскую руку".
Как говорят за поребриком, "Ленин и Сталин - собиратели украинских земель".
Очевидно, что поддерживает этот тезис и Владимир Владимирович Путин, известный знаток истории. Как утверждал кремлевский вождь 17 апреля 2014 г., "Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена. Эти все территории были переданы Украине в 20-е годы советским правительством". Про "царские времена" мы уже писали, и тут ВВП попал пальцем в небо. Теперь поговорим о "советском правительстве".
Тут нужно сразу уточнить саму логику любого процесса "приращения Украины" с учетом нашего опыта в анализе выдумок про "царские времена".
Во-первых, что касается источника легитимности и логики формирования границ Украины в ХХ в. Это был не "исторический принцип" принадлежности когда-то каким-то государствам (ибо на юг Украины и Подолье может претендовать, например, Турция), а "принцип национального самоопределения", который стал основой территориального переустройства Европы после Первой мировой войны.
Новые государства формировались на территории, где большинство населения составляли представители определенного народа. Где большинство украинцев, там и Украина.
Понятно, что тут имеет значение размер/уровень административного образования, в котором мы считаем большинство и меньшинство. Если по уездам, - это одно, если по губерниям - другое. В пределах Российской империи украинские деятели 1917 г. опирались на существующие губернии, а дальше уже нужно было уточнять. Уточнять, поскольку тогдашнее губернское устройство строилось в начале XIX в. отнюдь не по национальному принципу. (Современная Эстония была разделена между Эстляндской и Лифляндской губерниями, а в последней большинство составляли латыши, которые еще жили и в Курляндской губернии.) Кто решал, где чье большинство? Не фантазии националистов, а банальная официальная российская ("царская") перепись населения 1897 г. Ее результаты по "племенам русского народа" можно посмотреть здесь. Все достаточно наглядно. Украину мы тут явно уже ощущаем.
Во-вторых. Для того чтобы увеличить или сократить территорию Украины, большевики должны были иметь какую-то "изначальную Украину", которую можно было бы наращивать или наоборот. То есть уже должна быть какая-то Украина или же большевики сами должны такую создать, чтобы играться размерами. Ведь верно?
Но был период, который сейчас в России не очень любят вспоминать, хотя сейчас как раз его столетие: между Февралем и Октябрем происходили какие-то демократические дискуссии. Образовавшаяся в марте Украинская Центральная Рада в мае 1917 г. отправляет в Петроград делегацию к Временному правительству с требованием создания украинской автономии в составе "губерний Киевской, Подольской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической". При этом уточнялось, что "выделение неукраинских частей из этих губерний и, наоборот, включение в состав украинской области украинских частей из прилегающих губерний, каковыми являются Холмская, Гродненская, Минская, Курская, Воронежская, Кубанская область и др., предоставляется Краевой раде по согласованию с Временным правительством и населением этих территорий".
Так что план украинцев вполне вписывался в схему "национального самоопределения" и (заметим) не содержал требований о независимости. До начала 1918 г. Центральная Рада не собиралась выходить из состава "новой демократической федеративной России". В смысле они надеялись, что таковая возможна и до конца не теряли надежды...
Большевики на тот момент еще были маргинальной партией, и мысли о возможном "советском правительстве" блуждали только в голове неугомонного Ильича. Даже Иосиф Виссарионович в это время был о нем ни сном, ни духом. Он тогда еще только вернулся из мест "довольно отдаленных" и пока лишь с робким оптимизмом вдыхал воздух свободы.
Временное правительство вполне соответствовало тезису о том, что "либерализм русского либерала заканчивается на "украинском вопросе".
После пылких и бесплодных дискуссий оно разродилось документом с оригинальным названием "Временная инструкция Временного правительства Генеральному Секретариату", где отвело под "Украину" лишь пять губерний: Волынскую, Подольскую, Киевскую, Черниговскую (без четырех северных уездов) и Полтавскую. Этим документом признавался Генеральный Секретариат (исполнительный орган Центральной Рады), но при том не признавалась сама Центральная Рада. Сами критерии выделения именно этих пяти губерний так и остались загадкой. Возможно, ее авторы тоже считали, что "юг Украины" - "исторический юг России"? Поэтому признаем грустный факт: даже тогдашние российские демократы как об камень спотыкались о пределы пусть и автономной Украины и объяснить, почему "так, а не иначе", не могли. Им просто не хотелось никакой Украины. Это мы все понимаем, не впервой.
Но они очень угадали с названием "Инструкции": и правительство оказалось очень "временным", да и сама "Инструкция"... Пришел Октябрь, и Россия утратила хоть сколько-то легитимное правительство.
Как это ни смешно, после большевистского переворота единственным легитимным органом на всю Российскую Республику остался киевский Генеральный Секретариат. У него хотя б "инструкция" была от предыдущего более-менее законного российского правительства (еще не советского).
Поэтому Генеральный Секретариат во главе с Владимиром Винниченко был существенно легитимнее ленинского Совнаркома... То есть этого самого "советского правительства", которое и должно было "нарастить" Украину, по мнению ВВП.
В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады очертит те границы Украины, которые и станут основой территории украинского государства в ХХ в. И называлось это все "Украинская Народная Республика" (УНР; запомним). И это снова не было сепаратизмом. Универсал говорил о том, что все это происходит в составе новой демократической России. Только вот непонятно было, с кем в этой России теперь договариваться. Но пределы были вынужденно очерчены, потому что уже не у кого было спрашивать "наверху" разрешения. В принципе - это почти те самые границы, которые имеет Украина сегодня. Хотя это была лишь программа-минимум, поскольку еще оставались этнически украинские уезды соседних губерний, а Крым виделся как равноправное Украине крымскотатарское автономное образование. Их судьбу должно было решить Учредительное собрание, которое бы определило устройство Российской республики. Но собрание это исчезло в один день после неумолимого тезиса матроса Железняка "караул устал". И это устройство определила общероссийская гражданская война.
Война начиналась в декабре 1917 г. с ультиматума ленинского Совнаркома ("советского правительства") Центральной Раде. Конечно, уже прозвучала большевистская "Декларация прав народов России" 2 (15) ноября 1917 г. Каждый народ имел право на самоопределение. Но со стороны Ленина это была популистская риторика. Может, конечно, народ тойво, "самоопределиться". Но лишь с большевистским народным правительством. А любое другое - буржуазное и враждебное данному народу. Поэтому никаких противоречий.
Но доказать, что Центральная Рада - антинародный орган, нужно было с помощью какого-то народного волеизъявления. И 4 (17) декабря 1917 г. большевики организовывают в Киеве I Всеукраинский съезд советов. Правда, вышла незадача: большинство на нем получили сторонники Рады, которые лишь подтвердили ее "народность". И местные большевики, несолоно похлебав в Киеве, с горя переехали в Харьков, где в это время происходил ІІІ съезд советов Донкривбасса (харьковского и донецко-криворожского комитетов большевиков), и объявили сие собрание опять "первым" всеукраинским съездом советов. Тут уже были все свои, поскольку Харьков уже был занят красными войсками Владимира Антонова-Овсеенко.
17 (30) декабря в Украине была провозглашена советская власть. Но вот называлось это новообразование не иначе, как "Украинская Народная Республика". УНР. В советской школе такого не учили: там была только УССР. Но факт упрям. Поэтому современные историки используют термин "советская УНР".
Какие ж границы у нее были? Четкого их определения не было, поскольку все происходило в сумбуре военного наступления на Киев. Но тут мы всегда можем опереться на давно проверенного Иосифа Виссарионовича, который тогда был наркомом (министром) по делам национальностей. Еще до киевского "съезда советов", через десять дней после III Универсала, нарком Сталин от имени Совнаркома ("советского правительства") в разговоре с представителем киевской организации большевиков С. Бакинским заявил о необходимости созвать этот самый приснопамятный "съезд", при этом подчеркнув: "Взяться за созыв съезда должны вы - киевляне, одесцы, харьковцы, екатеринославцы и др., конечно с Центральной Украинской Радой". То есть на момент начала конфликта с "буржуазными националистами" из Рады "советское правительство" уже имело дело с территорией, которая включала (если верить тов. Сталину) и Харьков, и Екатеринослав, и Одессу. "Советская УНР" потом просто дублировала по территории радовскую УНР из ІІІ Универсала.
И самое забавное. После того как Рада подписала в Бресте мирный договор с Германией и Австро-Венгрией, украинское "советское правительство" быстро отступило на восток. Но вот возник вопрос: а где ж теперь "поребрик"? Это правительство в конце марта отступило в город Таганрог (теперь - территория РФ). И отписало в Москву такую ноту: "Относительно требований Наркома Сталина, чтобы Народный Секретариат [украинское советское правительство] оставил Таганрог, мы лишь укажем, что Таганрог является частью Украинской Народной Республики, и лишь население этой территории может заявить, к какой Советской Федерации оно желает принадлежать, к Российской или Украинской". Вот и на тебе сюрприз от "советского правительства"... Как будто цитируют документы Центральной Рады...
Так что любые "подарки" с самого начала советской власти уже были, собственно, и не нужны... Конечно, хотелось бы тут упомянуть и такое чудесное образование, как "Донецко-Криворожская республика", но, пожалуй, об этом уже в следующий раз.
При подготовке текста использовалась брошюра Геннадия Ефименко "Український Донбас. Формування українсько-російського кордону" и его же публикации на сайте "Лікбез. Історичний фронт" Автор карт - Дмитрий Вортман.