Как у Тарантино. В украинском кино тоже наказывают "бешеных псов"
Главный герой картины - обычный украинский парень Левко, живущий в типовом центральноукраинском селе и получивший в наследство мельницу. В один прекрасный день Левко становится свидетелем необъяснимого исчезновения местного еврея Янкеля - ростовщика и арендатора-кабатчика. В селе поговаривают, что Янкеля похитил сам чёрт. Левко исхитряется и получает кабак. Деньги льются рекой. Левко выбивается в важные богачи. Его аппетиты растут, ему плевать на любовь и дружбу, он выжимает долги из своих односельчан, невзирая ни на что. Но демон, похитивший Янкеля, уже неподалеку.
Роль Левка сыграл Андрей Исаенко - знаменитый "Суббота" из "Киборгов", в картине также заняты Николай Боклан - "Тот, кто прошёл сквозь огонь" (2011), "Битва за Севастополь" (2015), Дмитрий Суржиков - "Хайтарма" (2012) и Анастасия Карпенко - "Урожай дьявола" (2017)). Режиссёр фильма - 34-летняя Олеся Моргунец-Исаенко. В ее послужном списке - игровые и документальные короткометражные работы, работа на телевидении. "Сказка о деньгах" с бюджетом $11,9 млн - первый полнометражный фильм Моргунец-Исаенко.
- Как вы начинали свой путь в кино?
- С мечты стать актрисой - еще в школе играла в музыкальном спектакле. Но затем верх взял интерес к режиссуре. Училась в университете им. Карпенко-Карого. Нашими мастерами были документалист, телепродюсер Михаил Павлов и Станислав Чернилевский (поэт, сценарист, прославленный режиссер украинского кинодубляжа. - Д. В.) - последний очень повлиял на нас и в культурном развитии, и в понимании кинематографии. Моя дипломная работа - получасовой документальный фильм "Мольфар" - получила награду на российском фестивале "ХХ век".
- А как появилась "Сказка о деньгах"?
- Сначала рассказ Короленко "Йом-Кипур" должен был экранизировать Виктор Гресь (живой классик украинского кино, автор фильма "Черная курица, или Подземные жители" (1980) - Д. В.), он выиграл питчинг. Но впоследствии сказал: "Я за такие деньги не сниму". Ведь курс гривни изменился, и изначальные $20 млн превратились в $12 млн. К тому же Виктор Степанович заболел. В итоге решили, что нужна молодая команда - чтобы все сделать быстро и на энтузиазме. Я прочла сценарий и увидела в нем роли для моих друзей-актеров. К тому же я люблю украинский фольклор. Вот и согласилась взяться за фильм, хотя все это выглядело большой авантюрой. Мы концептуально изменили всю историю, делали пробы, шили костюмы. Многие не верили, что справимся, но мы уложились в полгода. К счастью, у меня была супердиректор - Елена Бородянец, которая на студии им. Довженко делала несколько картин ранее.
- В чем была главная сложность во время съемок?
- На киностудии проблем не было. Мы снимали в павильонах, строили декорации, пользовались студийными костюмами. Наибольшие сложности возникли, когда мы снимали в Пирогово, потому что у нас не было ни денег, ни времени построить для съемок деревню. После этого фильма в Пирогово снимать больше не буду никогда. Это музейный объект - здесь ходить нельзя, там открывать двери нельзя, ставить приборы нельзя. Был момент: у нас съемка, а бабушка просто не пришла и не открыла нам дверь. В итоге нам пришлось придумать мизансцену и выстраивать ее на улице. За время съемок к нам раз 30 приходили с криками, что наши пиротехники дымят. Но это не газовые приборы, они безопасны. Очень спорное место, мягко говоря.
Впрочем, у нас множество преград для съемок кино. Например, обязателен безналичный расчет. А в кино много расходного реквизита, который сложно картой оплатить, - срочно заменить овощи на столе, к примеру. Причем все украинцы привыкли получать наличные - никто не хочет работать иначе.
-Вы держали актеров в жестких рамках сценария или позволяли им экспромты?
- Пытались загодя понять, какой этот персонаж, какой - тот. Не так, как в сериалах - приходят актеры и быстренько в кадр. Иногда шли текстовые импровизации. Если актеры что-то дельное предлагали, мы обязательно это использовали. Есть момент, где Левко после того, как встретил в лесу черта и еврея, прибегает испуганный домой и рассказывает помощнику Гаврилу, что видел в лесу. Один напуган, второй пьян. По сценарию они лежат и разговаривают минут десять - на экране это неинтересно. И тут Андрей Исаенко, игравший Левка, предложил под разговор носить мешки - строить такую себе баррикаду. В итоге это один из самых смешных моментов в фильме. Я набираю команду, которая может что-то предложить - чтобы было комфортно, тогда на площадке создается магическая атмосфера. У нас было много ночных смен, холодно, но они пролетали незаметно - никто не замерз, никто не хотел спать. Мне кажется, что это связано как раз с тем, что ты с актерами и остальной группой работаешь на доверии.
- У вас были уже допремьерные показы. Как реагировали зрители?
- Да, мы показывали фильм в моем родном городе Козельце Черниговской области, в Черкассах, в Ивано-Франковске. Людям нравится, они пишут хорошие отзывы, говорят, что соскучились по такому, простому кино. Я называю это народным кино. Для людей, для настроения.
- Это по жанру, а к какому результату вы стремились по сути?
- Я хотела, чтобы у зрителей было ощущение совершенного правосудия. Вот как у Тарантино в "Бесславных ублюдках" - когда Гитлер горел в кинотеатре, я почувствовала катарсис, потому что зло наказано. Не может зло долго оставаться безнаказанным, должен кто-то прийти и остановить это.
- Что дальше в планах?
- Целых три проекта - один игровой и два документальных. Но надо дождаться питчинга.
Хочу снять фильм по пьесе Елены Роман "Папа". Я ставила ее читку на Неделе актуальной пьесы в Киеве и поняла, что из этой истории можно сделать кино. Это сюжет из 1990-х, о моем детстве, о моем регионе - действие происходит в Сумах, но много общего с Черниговщиной. История об отношениях детей и родителей, о том, какие отец и мать нужны ребенку. Важная тема, и мне кажется, никто не снял еще кино о 1990-х с точки зрения тогдашних подростков. А ведь нас много, и мы тот контингент, который ходит в кинотеатры. По форме это тоже может быть сказка, еще и музыкальная, в которой возникнет интересная коллизия попсы и украинского фольклора.
Что же касается документальных историй, то одна картина у меня - в рамках экологического проекта о загрязнении малых рек Украины, а вторая - о Даниле Демуцком, операторе "Земли" Довженко. Ведь о Довженко знают все, а о Демуцком почти никто. Я выиграла на этот фильм президентский грант в 2014-м, написала сценарий, провела полное исследование, есть все материалы, осталось только снять.