• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Общежитие "Малый Освенцим". Как Польша воспитывала человека социализма

Жители общежитий для рабочих жаловались на грязь, вонь и обвиняли соседей в пьянстве и проституции. Но даже в таких условиях было лучше, чем дома
Катовице, ноябрь 1969-го. Мужчины, живущие в рабочем общежитии Муниципального строительного предприятия, осматриваю выставку, посвященную Дню трезвости. Фото: Kazimierz Seko / PAP
Катовице, ноябрь 1969-го. Мужчины, живущие в рабочем общежитии Муниципального строительного предприятия, осматриваю выставку, посвященную Дню трезвости. Фото: Kazimierz Seko / PAP
Реклама на dsnews.ua

"Покореженные лестницы, разбитые окна, сломанные столы, грязное, залитое дешевым вином постельное белье. Цербер в обличье консьержки - старая, толстая женщина - долго рассматривала мой пропуск. Это были пуританские времена, девушек с работы выгоняли за то, что в командировке они с кем-то переспали. Очевидно, что в Дом молодой рабочей мужчин не пускали. На первом этаже ярко раскрашенная пьяная девушка в ватнике сказала мне: "О, малыш, пошли со мной в разруху!" А потом - сквозь большие комнаты, заполненные лежащими девушками, которые пищали, кричали, делали мне различные предложения", - так описывал посещение общежития для девушек в Варшаве Яцек Куронь, в начале 50-х - руководитель отдела пропаганды столичного отделения Союза польской молодежи. Материал о том, как в Польше пытались воспитывать нового социалистического человека, публикует Gazeta Wyborcza.

В 1953 г. в Польше насчитывалось 218 Домов молодых рабочих, в которых проживало 21,7 тыс. девушек и юношей в возрасте от 17 до 21 года. Кроме этого работали сотни обычных общежитий для рабочих.

Большинство таких домов были расположены в Сталиногрудском (Катовицком) и Вроцлавском воеводстве - по 78. Комнаты были переполненными, грязными, повсюду кишели тараканы, а жители этих мест славились пьянством, сексуальной свободой, склонностью к дракам и воровству.

"Свободное время, которым после работы располагает рабочий, отсутствие семьи и близких, отсутствие организованного социального контроля, действующего в сельской местности, являются причиной деморализации", - такое заключение сделал в 1957-м социолог Стефан Новаковский. Молодые необразованные люди из провинций не привыкли заботиться об общей собственности и откладывать деньги из зарплаты. Большинство средств они пропивали и проедали.

"Малый Освенцим"

Деятельность общежитий регулировалась постановлением министра труда и социального обеспечения от 7 мая 1951 г. Согласно документу каждое общежитие - отдельно для мужчин и женщин - должно иметь спальни размером не более 30 кв. м каждая (...), чтобы на одного проживающего приходилась площадь в 4,5 кв. м. Умывальные должны быть оборудованы из расчета один кран на пять-восемь человек и один душ на 15-20 человек. Также должны быть отхожие места в количестве не менее одного на 16 мужчин/12 женщин. Общежития должны быть отапливаемыми, оборудованы прачечной, медпунктом, библиотекой и общей комнатой.

Однако реалии часто отличались от предписаний. Инспекторы союза молодежи в 1953-м сообщали: в Доме молодого рабочего при чугунолитейном заводе им. Дзержинского в Домброве Гурничей долгое время не меняли постельное белье и не отапливали помещения, хотя руководство вычитало из зарплат каждого жителя 40 злотых в месяц за уголь. Мужчины ломали табуреты, столы и шкафы, чтобы использовать их в качестве материала для растопки. В общежитии при Глухолазской бумажной фабрике не хватает посуды, табуретов, ложек, вилок - некоторые жители вынуждены есть из одной тарелки одной ложкой.

Реклама на dsnews.ua

Первые общежития на строительстве металлургического комбината в Новой Гуте были возведены в конце 1949-го. Летом 1955 г. там проживало почти 18 тыс. человек, из которых 17% составляли женщины.

Теснота и плохие санитарные условия заставляли власти опасаться вспышек болезней. Солому в сенях меняли раз в год, что было основной причиной вшей. Инспекторы писали: "Грязь и зловоние от застоявшейся воды на полу столовой, возникшие из-за прорыва труб, а также использование различных помещений в качестве туалетов приводят к тому, что жители предпочитают есть за пределами общежития, а не в столовой".

В бараках для рабочих Новой Гуты жители два месяца не могли помыться, потому что у них просто не было ванной комнаты. Это место называли "малый Освенцим".

Лучше, чем дома

"Жители не заботились о сохранности общежитий: уничтожали столярку, системы водоснабжения и канализации, освещения, центрального отопления, били стекла и выламывали замки", - отмечено в 1951-м в отчете отдела тяжелой промышленности Центрального комитета Польской объединенной рабочей партии.

Из 771 кражи, зарегистрированной в файлах полиции в 1954-м в Новой Гуте, большинство совершили "деморализованные элементы" в общежитиях для рабочих. Министр металлургии Кейстут Жемайтис издал указ об общей ответственности за кражу. "Если у кого-то что-то украли, то жители должны возместить соседу потери. Кое-кому выгодно украсть на 100 злотых, а компенсировать 15 или 20. Гражданская милиция беспомощна в борьбе с воровством", - отмечено в заметке о ситуации в Новой Гуте в 1955-м.

В этом же году милиция задержала более 1500 человек в ходе хулиганских выходок, сопровождавшихся преступлениями. В Новой Гуте был введен "сухой закон", но водку и самогон можно было купить на окраинах. На Гданьском судостроительном заводе каждый месяц после получения зарплаты около 15% рабочих не выходили на работу, устраивая в общежитиях пьянки, а после - драки и кражи.

Условия в общежитиях ужасали, но все же были лучше, чем в отчих домах рабочих. Деревенские хаты были старыми, тесными, крытыми соломой. В 1947-м 95% жителей Козенецкого района жили в бункерах, хижинах и бараках. До 1956-го в 64% хозяйств не было электричества.

Девушки, приезжавшие работать в Замбрув на хлопчатобумажный комбинат, не могли нарадоваться новой жизни. Им не нужно было работать в поле и ухаживать за скотом, готовить и убирать в доме. Несмотря на то что некоторым приходилось спать на одной кровати с подругой, сменное белье и наличие столовой считалось роскошью.

Плата за проживание была невысокой. С 1956 г. на протяжении 20 лет она зависела от категории общежития и количества людей в комнате, и варьировалась от 30 до 210 злотых в месяц, тогда как средняя зарплата составляла 1118 злотых.

Свобода нравов

Отдельной проблемой была проституция. Репортер Саломон Ластик из еженедельника "Новая Культура" критиковал разделение супружеских пар: мужья жили в общежитиях для мужчин, жены - для женщин. Он писал: "Всем нашим директорам, ответственным за предоставление рабочим крыши над головой, следовало бы прийти в варшавское общежитие вечером и посмотреть, как мужья сидят сгорбленные на подоконниках у проходной и едят из горшочков еду, которую им приготовили жены. Чтобы увидели, как запыхавшись жены забегают в мужские общежития, чтобы отнести ужин, который на протяжении многих лет они не могут съесть вместе, по-человечески, за столом. Может, тогда бы они поняли, почему молодые, физически и морально здоровые девушки отказываются от идеи брака и часто соглашаются на внебрачного ребенка, чтобы удовлетворить свои материнские чувства, почему так много молодых людей обоего пола развращены".

Иногда мужья спали с женами на одной кровати в женских общежитиях. В записке из Новой Гуты власти сообщали, что причиной деморализации является совместное проживание в общежитиях 600 супружеских пар в одних помещениях с одинокими женщинами. "Мужья посещают жен в общежитиях, интимное сожительство происходит на глазах детей и соседок", - отмечено в сообщении. В одной из комнат инспекторы нашли мать с пятью детьми. Все шестеро спали на двухъярусной кровати: наверху женщина с двумя малышами, внизу трое остальных детей. С ними также жили еще две женщины-рабочие.

Отдельной проблемой была проституция. Комендант милиции в Новой Гуте предполагал, что ею могут заниматься около 10 тыс. человек.

Жители Замброва неодобрительно посматривали на девушек, приезжавших в 50-х работать на местном комбинате. Их называли "шпульки" - как объясняла одна из активисток, это означало нехорошее слово на букву "б". Осенью 1954-го директор предприятия жаловался, что некоторые из его работниц уже беременны и необходимо принять меры для предотвращения таких случаев. Местные жительницы обвиняли приезжих в заигрывании с мужчинами и распространении венерических заболеваний. Партийные ячейки рекомендовали проводить беседы с родителями девушек, замеченных в недостойном поведении. Те, в свою очередь, жаловались, что к ним грубо пристают солдаты Корпуса внутренней безопасности, дислоцировавшегося в городке.

Воспитание нового человека

Предполагалось, что в общежитиях должны воспитывать "нового человека", посвященного делу социализма. В светлицах активисты Союза польской молодежи должны были проводить "политическую и образовательную работу". В Домах молодых рабочих на бумажной фабрике в Езерне было организовано коллективное чтение прессы, обсуждение актуальных тем. В общежитии Ходаковского завода по производству химволокна проводили идеологические тренинги, организовали походы в театр и кино, издавали стенгазеты-"молнии".

В 1951-71 гг. из сел в города переехало около 2,2 млн поляков. В 1971-м в стране функционировало 1 660 общежитий, в которых проживало более 182 тыс. человек, в том числе более 3500 супружеских пар. Подавляющее большинство супругов жили отдельно. И хотя условия проживания стали более цивилизованными - в некоторых общежитиях работали даже врачи и дантисты, - в каждом четвертом здании не было центрального отопления и горячей воды. По данным Центрального статистического управления, на сто жителей приходилось в среднем 2,8 ванн, 5,3 душей и 8,4 туалетов. Почти 40% жителей размещались в четырехместных номерах, каждый четвертый жил в комнате на троих, а более 7% жили в комнатах для шести и более человек.

Два шкафа и картины 

Инспекторы из Института труда и социальных дел, которые в 1975-м посетили девять общежитий, услышали от жителей целый перечень жалоб. Большинство из них касалось внешнего вида комнат: они хотели жить в нормальных условиях, а не "камерах с номерами". То есть обустраивать жилье согласно собственным предпочтениям, а не по разнарядке сверху: две кровати, два шкафа, два стула, два ночных столика + две картины. Между тем дирекции общежитий под угрозой наказания запрещали вешать в комнатах даже плакаты.

Рабочие жаловались на неудобные кровати, отсутствие мебели, нехватку ночных ламп, штор и теплой воды. Но самыми острыми вопросами были ужасающее состояние ванных комнат и кухонь, а также недостаточное количество душевых и туалетов.

Жильцы также жаловались, что соседи злоупотребляют алкоголем и подстрекают их к преступным действиям. "Я не пью, а им это не нравится. Знакомство непременно сводится к употреблению алкоголя", - объясняли они инспекторам. Причинами конфликтов также становилось отсутствие культуры сосуществования, низкий интеллектуальный уровень жителей общежитий. Что касается поддержания порядка, заботы о предметах и местах общего пользования, то зачастую срабатывал принцип: "Это не моя собственность, почему я должен заботиться о государственном?"

В июне 1976-го года министр труда принял решение о создании четырех категорий гостиниц, в зависимости от условий проживания в них, и ввел новые тарифы. Сутки в двухместном номере стоили от 2 до 4 злотых, в комнате на четыре-пять человек - от 1,50 до 1,80 злотых. Зарплата составляла 4,3 тыс. злотых. Кроме того, власти наконец-то разрешили молодым семьям жить вместе.

Этой возможностью воспользовался молодой инженер с женой и двумя дочерьми, которые поселились в четырехэтажном общежитии Ольштынской промышленной строительной компании. "Мы были единственной семьей во всем общежитии, - вспоминает инженер. - Поскольку я был из "технического персонала", нам выделили большую комнату с умывальником над столовой, подальше от других жителей". Супруги отделили часть комнаты под кухню, но туалетом приходилось пользоваться общим. "Эту вонь невозможно описать. Я ее до сих пор помню", - говорит жена строителя.

После 1989 г. общежитие для рабочих в Ольштыне - как и многие другие - было приватизировано. Здание перестроили - теперь здесь нормальные квартиры, а внизу - магазины.

    Реклама на dsnews.ua