"Кузюка" под прицелом. Почему Шарий решил посадить Ильенко в тюрьму
Нет: с коронавирусом это никак не связано.
Известный пророссийский блогер Анатолий Шарий, по неведомым причинам имеющий обширную аудиторию в Украине и по более понятным причинам - неплохое финансирование на раскрутку всех своих медиа- и политических проектов, внезапно решил заняться борьбой против коррупции в украинской киноиндустрии.
Итак, неутомимый обхаиватель всего украинского открыл, что ТОВ "Медиа Инвестор" в 2019 г. получил от Министерства культуры на питчинге почти 13 млн грн на съемки анимационного патриотического проекта "Кузюка". Основные статьи затрат следующие:
1) Услуги по изготовлению анимации 2D персонажей, техническая подготовка сцен, создания визуальных эффектов - 5,7 млн грн;
2) Зарплата съёмочной группы - 1,2 млн;
3) Оплата услуг по звукозаписи - 1,12 млн грн;
4) Монтаж мультфильма, сохранение рабочего материала и компьютерная графика - 2,5 млн грн;
5) Аренда студии - 0,4 млн. грн;
6) 10% общестудийных затрат - 1 млн грн.
В результате первый сезон "Кузяки" обошёлся бюджету в 12 826 793 грн.
Шарий поискал сериал и, по его словам, обнаружил, что таковой является не более чем аматорскими видео на YouTube - 22 видеоролика длиной от двух до 19 минут. И уже крайняя точка ужаса - авторы "Кузюки" собираются снимать второй сезон и просят еще 13 млн грн. Попутно досталось еще нескольким кинопроектам.
Но все это, как оказывается, было лишь подводкой к главной мысли блогера: "Давайте разберёмся - это оно или не оно. Если это оно - то должны быть посадки. Если это - оно, то надо просто вывернуть наизнанку этого Ильенко, который просто уволился. Это - прямое воровство".
"Этот Ильенко" - собственно, Филипп Ильенко, бывший глава Госкино, при котором украинский кинематограф, по сути, родился заново - в прокат выходили ежегодно десятки отечественных фильмов, режиссеры стали получать призы на крупных международных фестивалях и т. д.
Конечно, на весь этот интернет-анекдот можно было бы не обращать внимания, если бы, повторюсь, не массовое увлечение украинцев продукцией Шария и еще - если бы не политический контекст.
Думается, именно эти два фактора подтолкнули Госкино выступить с разъяснением. Цитирую оригинал в переводе: "Государственное агентство Украины по вопросам кино подчеркивает, что не имеет никаких заключенных контрактов по упомянутому проекту анимационного сериала, который стал одним из победителей конкурса кинопроектов Министерства культуры Украины и, соответственно, создается при поддержке Министерства культуры Украины, а не Государственного агентства Украины по вопросам кино. Все упреки, выдвинутые в сюжете в адрес Госкино, является дезинформацией и манипулятивными обвинениями".
С заявлением выступило и ООО "Анимационная студия "УМ-Групп": "Проект "Кузюка" является победителем конкурса Министерства культуры Украины, а не Государственного агентства Украины по вопросам кино. Происходила и прямая трансляция указанного питчинга, вместе с тем поиск видео питчинга среди видео, размещенных Госкино Украины, очевидно, результата не даст. Конкурс патриотического кино проводился Минкультуры только один раз в 2018 г. и не имеет отношения к системе работы Государственного агентства Украины по вопросам кино.
Youtube-канал "Кузюка" с кукольными игрушками, который так поразил блогера, - это личная инициатива авторов сценария, который создан, наполняется и поддерживается ими за свой счет.
Анимационный сериал "Кузюка" производства UM-group сейчас в производстве. Срок завершения проекта - май 2020 г.".
То есть в данном случае Ильенко вообще не при чем, и даже сериала еще нет. Но когда фактическая точность была важна для штатных пропагандистов?
Впрочем, вопрос должен быть сформулирован иначе: с чего вдруг гиперактивной шавке Кремля, применяя передергивания и явное вранье, нападать на отставного украинского чиновника?
Потому что это не просто чиновник. Это человек, координировавший возрождение самого массового искусства - кино. Которое - даже учитывая неразвитость украинского проката, неровное качество фильмов и множество других негативных факторов - не имеет равных в становлении и поддержке национального самосознания. А в условиях интенсивной информационной войны каждый украинский фильм - это удар по пропаганде врага. Недаром ведь в том же сюжете Шарий упоминает - естественно, чтобы обхаять - и другие патриотические проекты: "Заборонений", "Рубіж" ( "Операція Грубешів"), "Переселення 44-46", "Білий ворон".
Собственно, здесь и контекст. Приход к власти "зеленой команды" был воспринят пророссийской пятой колонной как однозначный реванш. Яркий пример - юрист и бывший "региональский" депутат Андрей Портнов, который все время пытается инициировать судебные иски с перспективой уголовного преследования против наиболее заметных фигур Майдана включительно с бывшим президентом Порошенко. Причем определенное время это было недоброй традицией: Портнов анонсировал какое-либо дело, и вскорости оно реализовывалось Госбюро расследований.
Собственно, то, что делает Шарий, вполне укладывается в этот ряд. Задачу перед ним поставили, конечно, не столь масштабную, как перед Портновым, но выполняет он ее рьяно, учитывая, что это уже не первый его пасквиль против Ильенко. Тактика понятна: подготовить информационный фон, сделать так, чтобы преследование Ильенко казалось уже решенным, естественным и само собой разумеющимся, разжечь ненависть по максимуму. Цель одна: наказать чиновника, посмевшего способствовать развитию украинского кино и его максимальной сепарации от кино российского. В глазах Путина и Шария именно это, а не мифические растраты, является главным преступлением.
С учетом шаткой ситуации в национальной кинематографии и в стране в целом, такая активность наших врагов может иметь крайне неприятные последствия.