"Контрабас". Как Дзидзьо на съемках взглядом декорации cшибал
В прокат вышла новая украинская картина "Dzidzio Контрабас". Это авантюрная комедия о трех молодых сорвиголовах, которые, задолжав крупную сумму денег, переодеваются в греко-католических священников, набивают свой автомобиль сигаретами и едут в Польшу, чтобы продать там табачную контрабанду и таким образом вернуть долг. По пути с ними происходят приключения разной степени комизма и опасности.
Комедии производства наших режиссеров — явление в целом редкое, а тут еще дополнительное внимание к фильму привлекло участие в нем фронтмена группы DZIDZIO — Михаила "Дзидзьо" Хомы, сыгравшего главную роль.
Досье. Группа DZIDZIO была создана 2009 г. в городе Новояворовске Львовской области при поддержке Андрея Кузьменко ("Скрябин"). В нее вошли Михаил Хома и Олег Турко (Лесик). Позже присоединился еще один участник —Назарий Гук (Юлик). К этому моменту Дзидзьо обрел популярность в интернете благодаря своим монологам о поросенке Мейсоне — "идейном вдохновителе группы". Первый успех DZIDZIO принесло исполнение песни "Старі фотографії" группы "Скрябин". Следующим хитом группы стала песня "Ялта", слова и музыку для которой написал тот-таки Андрей Кузьменко. Группа приобрела большую популярность в интернете, их страница насчитывает более 200 тыс. подписчиков.
Досье. Режиссер фильма Олег Борщевский родился в Якутии. По образованию программист. Увлекается фотографией. Начинал как клипмейкер. Создатель короткометражных фильмов "Рука" (2011), "Нимфо" (2013), участник альманаха "Влюбленные в Киев" (2011). Автор музыкальных клипов для множества украинских исполнителей. "Dzidzio Контрабас" — его полнометражный дебют.
О.Б. Тут вопрос скорее не кино, а режиссуры как таковой. Я с юности, со студенческого времени чувствовал, что режиссерское ремесло — это то, что мне близко, то, в чем я могу себя выразить. При этом я не имею профессионального образования. Окончил технический вуз в Запорожье по специальности "Программист". Со временем я понял, что должен заниматься тем, чем хочу. Стал режиссером в рекламном агентстве. Все следующие шаги вели меня к большому кино. Клипы для меня все равно были как маленькие фильмы, потом начались короткометражки.
О.Б. В написании сценария я не участвовал. Это, можно сказать, не вполне мой проект — это затея Миши Дзидзьо. Собственно, в проекте сначала участвовал Любомир Левицкий в качестве главного режиссера. Переговоры велись еще в прошлом году осенью, но в итоге съемки были перенесены из-за погоды. В связи с переносом произошла и замена режиссера. Причем практически перед началом съемок.
О.Б. У нас был очень плотный график съемок — всего 14 дней. Когда Миша что-то выдавал, импровизировал в игре и уходил в сторону от сюжета, это шло на пользу. Но в целом двигались по сценарию, по графику, с большой выработкой в течение дня. Поскольку была отлаженная команда, то мы успели все вовремя.
О.Б. Это станет ясно со временем — премьера ведь состоялась только что. Но как минимум я понял, что в комедии не нужно добиваться, чтобы все было идеально. Шероховатости, ошибки делают фильм живее. Это как акустические барабаны по сравнению с электронными. Академизм убивает юмор.
О.Б. Миша Дзидзьо — самородок. Из него просто хлещет весь этот юмор. Ему нужно было давать творить. Иногда, конечно, и направлять, и фиксировать хорошее решение, но в плане его бурной энергетики и импровизации нельзя было отбрасывать находки. Зачастую именно они привносили колорит в фильм.
"ДС" Уж коль скоро мы говорим о комедии, не припомните какой-либо особо курьезный случай на съемочной площадке? Так сказать, перенос комедии в жизнь?
О.Б. Таких случаев было много. Например, у нас есть эпизод, когда Дзидзьо смотрит на табличку "вулканизация" и принимает некое решение. Несколько дублей все шло по плану, но в один из дублей ветер подул и табличка завалилась. Мы камеру не останавливали, Миша сымпровизировал, пошел на нее посмотреть. Это был "грязный" дубль, но когда мы его посмотрели, то поняли, что именно его и нужно включать. Это произошло синхронно: он посмотрел на табличку — она упала. Со стороны кажется, что кто-то сидит в кустах и дергает за веревочку.
О.Б. Он — душа фильма. Это его идея, практически его личная история, он играет самого себя. Кстати, его мама тоже играет саму себя. Много пересечений с реальностью, с фактами и событиями из его жизни. Весь фильм держится на нем. Мне кажется, очень редко встречаются личности такого масштаба, так что я для себя считаю большой удачей работу с ним. Я благодарен судьбе и команде, что попал в этот проект .
О.Б. А тут еще момент такой: он же не актер абсолютно. Все, что он делает на экране, абсолютно естественно. Мне иногда говорят, что неплохо бы пойти Мише поучиться, чтобы как-то огранить талант. Но я считаю, что этого ни в коем случае не стоит делать, потому что таким образом его естественность как раз можно убить и загнать в какие-то рамки. А он сам кого хочешь научит и вдохновит. Поэтому лучше природа, чем академичность.
"ДС" Вас еще не пытались упрекать, что вы показываете Украину с неприглядной стороны: кто не контрабандист, тот пройдоха, кто не пройдоха, тот недотепа? Еще и главные герои в святых отцов переодеваются...
О.Б. Еще нет, но это было бы очень странно. Это же авантюрная комедия, у нас все основано на дружбе, любви к Богу, любви к матери, поэтому сказать, что мы показываем реальность неприглядно, — это лукавить. Понятно, что герои у нас несколько нечистоплотны в начале фильма, но ведь это же еще и история взросления, перевоспитания. Критиковать фильм таким образом могут только люди, далекие от понимания того, как строится драматургия. Вряд ли было бы интересно иметь положительного героя в начале и еще более положительного в конце. Просто не было бы истории.
О.Б. У меня есть свои проекты в разработке. Возможно, после такого дебюта процесс пойдет быстрее. Еще до премьеры стали поступать предложения по сотрудничеству на телеканалах, но конкретики какой-либо еще нет. Мы сейчас выдохнем, проведем премьеру, и дальше будет понятно.
О.Б. Можно даже сказать, в максимальном числе. Мы рассчитываем на зрительский успех и успешный прокат по Украине, потому что и премьера, и пресс-показ показали, что наша картина людям нравится.
О.Б. Не хватает жанровых фильмов, именно зрительских. Есть ощущение, что слишком много конъюнктуры, много драмы. Но, с другой стороны, мы делаем первые шаги. Ситуация исправится: даже сами кинематографисты устали от драм о неприглядной украинской действительности, поэтому хороших, позитивных, светлых фильмов, я считаю, будет все больше.