"Киты" и не только. Что на самом деле убивает подростков

Все "демоническое", что есть в интернете и детских душах, воплощается в "китах". С ними борются. Их обвиняют. Ими прикрываются. Их используют в политических целях. На них списывают свои ошибки
Фото: Readovka.ru

Киты плывут со всех сторон. Киты наступают. Год назад взбудоражившее российское информпространство разбирательство по "группам смерти" в "ВКонтакте" не кануло в неизвестность. Снова суицид где-то под Иркутском. Сибирь вообще-то один из самых неблагополучных по детским суицидам регионов - 70-80 самоубийств на 100 тыс. несовершеннолетних в год. Но на сей раз, говорят, снова "киты".

Киты, плывущие вверх, бывшие популярной темой столичных граффити еще лет пятнадцать назад, наконец, получили общественное признание на национальном уровне. В провинциальной украинской школе провели классные часы "по китам". Силами педагогического коллектива детишек познакомили с "китами", рассказали, где их "ловить", объяснили, почему это плохо и "низя" — в общем, пропиарили, как сумели. Даже если кто-то из подростков не знал о существовании "китов", теперь знает - предупрежден, вооружен и раззадорен. Местная заводская многотиражка тоже пишет про "китов". "Киты" стали настоящими поп-звездами, вытеснив с первых полос президентов, поп-див и даже передовиков производства.

Все побежали - и я побежал? Или "киты" чем-то настолько хороши?

А ведь хороши. Со всех сторон просто прекрасны.

Да, можно начать с того, что они прекрасны. Киты, я имею в виду. Самые большие существа на планете, млекопитающие, снова ушедшие под воду подальше от суетной суши. Они регулярно "плывут вверх", чтобы вдохнуть воздуха. Но иногда выбрасываются на сушу и совершают массовые самоубийства. Никто не знает, почему они это делают. Но они-то, наверное, знают. Они там, в глубинах, скрывают какую-то мистическую тайну. Или, может, они хотят вернуться на сушу в покинутый когда-то дом? В общем, вполне достаточно для рождения мифа и субкультуры.

С субкультурами после появления соцсетей стало бедненько. Если бы не реконструкторы и косплееры, то и говорить было бы не о чем. Все, что можно припомнить, готы да эмо, которые канули в Лету еще в прошлом десятилетии. А субкультуры, формирующиеся в виртуальном пространстве соцсетей, зачастую не слишком проявляют себя "в реале". Отчего кажутся чем-то эпизодическим, и в публикациях "британских ученых" можно встретить предположения, что "молодежные субкультуры" вымерли как мамонты.

Но это вряд похоже на правду. Потому что в определенном возрасте потребность в поиске единомышленников, своей компании, необходимость групповой идентификации — слишком сильна. И естественна. Поэтому субкультуры не умирают. Они преобразуются в полном соответствии с изменением социальных связей и способов коммуникации в обществе в целом. Подростки кучкуются и тусуются так же как они это делали в подворотнях рабочих окраин, "квартирниках", хипстерских клубах, но в виртуале. У них есть свои иконы, слоганы, "тайные имена", слова-сигналы, язык тела и одежды, иерархия, они играют в игры и осваивают роли, упиваются чем-то "запретным" и посвящаются в "сакральное", у них могут быть наставники, гуру или демоны-проводники. Все это игры взросления, перенесенные из подворотни реальной в виртуальную подворотню соцсетей.

В подростковом возрасте человек начинает учиться жить и делает это, само собой, на грани срыва. Он впервые осознает в полной мере свою телесность и ее границы, сексуальность и смертность. Дети намеренно ранят себя: режутся, тушат окурки о разные части тела, пьют все подряд из родительской аптечки, ходят по карнизу, рисуют шрамы, придумывают и рассказывают друг другу страшные истории из своей жизни. Городское фэнтези об обычном школьном лузере или дурнушке, которые по ночам оказываются вампирами или королями эльфов, вовсе не напрасно пользуются таким стабильно высоким спросом в рубрике "янг эдалт". Придумывать свою "ночную" сторону - темную, тайную - означает знакомиться с этой темной, тайной, ночной и довольно страшной истиной о своей человеческой конечности. То, что каждый умирает в одиночку, - слишком тяжелая мысль для детей. Да и для взрослых тоже. Перед лицом смерти все стремятся к кучности. 

Суть многих подростковых субкультур сводится именно к этому: детям перед открывшейся перспективой неизбежной смерти вместе не так страшно. А связанные с этим ролевые игры имеют колоссальную психотерапевтическую силу

Лучшее, что могут сделать взрослые, - дать им отыграть этот тайм и выйти из игры, когда настанет время. Так же естественно, как они в нее вошли.

Но как можно? Ведь "киты" убивают!

Увы, это правда. Но, снова увы, не вся. "Киты" убивают точно так же, как убивали все прочие массовые подростковые субкультуры. Девочки-эмо, держась за руки, спрыгивали с многоэтажек, мальчики-байкеры разбивались насмерть или гибли в поножовщине, хиппи обоих полов не просыпались после передоза. В субкультуры затесывались темные личности, превращавшие отдельные группы в секты, в которых могли твориться всевозможные безобразия, включая массовые самоубийства. Затесывались туда, впрочем, и святые, вытягивавшие слишком заигравшихся назад к свету и жизни.

Да и убивают вовсе не "киты". Как сама принадлежность к определенной субкультуре не была причиной смерти, хотя иногда и повышала риск. Подростки регулярно сводили и сводят счеты с жизнью без всякого участия "китов". Общая статистика подростковых самоубийств в России в годы активности "китов", кстати, снижалась, а вовсе не наоборот. То ли "киты" недорабатывали, то ли их влияние на статистку подростковых самоубийств сильно преувеличено. Что же их убивает? Почему кто-то "заигрывается", а кто-то нет? Наконец, почему именно "киты"?

На последний вопрос ответить проще всего. Киты — это очень телегенично, идеально ложится в новостной формат и в формат соцсетей. Короткий, броский сюжет, выпуклый образ будет отлично смотреться и в формате "Твиттера", и на стене ФБ, и, главное, все очень ясно и определенно - как зрада и перемога.

Говорить о подростковых самоубийствах вообще очень непросто. Каждый отдельный случай - это отдельный случай. У каждого трагического решения свои обстоятельства. Травматичные для всех, кто был с этой трагедией связан. "Киты" хороши уже тем, что есть кого обвинить. Трагедия случилась не потому, что за ребенком не усмотрели, не увидели сигналов, не поняли их, не уделили достаточно времени и внимания. Не потому, что его довели одни под аккомпанемент молчания других. Это случилось потому, что некая демоническая сила его толкнула.

Что ж, это правда. Бывает, толкают. И тогда те, кто стоит на самом краю, падают. Падали всегда до "китов" и будут падать после "китов". Огромные и таинственные киты скрывают за своими прекрасными образами очень неприятную мысль о том, что ситуация плохо поддается контролю. Дети сводят счеты с жизнью, и для взрослых это часто оказывается неожиданностью. Только после смерти они иногда открывают, что у их детей была какая-то "своя жизнь" со своими сильными чувствами и маленькими трагедиями. Как в советском культовом романе "Вам и не снилось" мама героини не может поверить в то, что у ее дочери - большая любовь: трусики 28-го размера... Ну какая любовь?

Тем временем детишки, делающие доклады "о китах" на классном часе, у которых от зубов отлетают правильные слова о жизни и смерти, на переменах фотографируют своих одноклассников в туалете и раздевалке, чтобы потом выставить унизительные фото в группе "ВКонтакте".

Бороться с "китами" куда проще, чем бороться с ежедневным буллингом и троллингом — рутинными проявлениями детской жестокости, которая и приводит зачастую подростков на карниз. Не нужно "групп смерти"  — иногда вполне достаточно одноклассников. Не нужны "киты" — дети играют в свои игры, не выходя из школы. И иногда заигрываются

Но учителям и родителям удобнее все списать на "китов". Как когда-то списывали на плохие компании и вообще улицу. Когда-то не знали, как забрать детей с улицы, а теперь самое время подумать, как бы их снова туда выгнать, чтобы поменьше сидели у экрана. Выходя из школы, мы в своем детстве оставляли свои обиды, тревоги, переживания там, а вне школьных стен была совсем другая жизнь, иная реальность. Наши дети продолжают жить школьной жизнью за пределами школы - в группах в соцсетях. Каждая из них для кого-то может оказаться группой смерти. Любая "хорошая девочка" или "положительный мальчик" может сыграть роль "кита" для своего одноклассника.

Думать об этом страшно и неприятно. И, главное, непонятно, что с этим делать. Заблокировать "ВКонтакте" вообще? Но дитя заявляет, что оно ему необходимо - в классной группе распространяют важную информацию, обсуждают домашние задания, сообщают о культпоходах, поздравляют с днем рождения. В общем, там жизнь. И если ты в ней не участвуешь, то становишься изгоем и в физической реальности класса.

Тогда, может, поискать выход в разработке специальных школьных курсов безопасности? Взять под контроль школы классные группы, выявлять и ликвидировать первые признаки буллинга на дальних подходах... Но в наших школах вместо этого вводят "Христианскую этику", психологи развлекают аудиторию тестами на выявление референтного ядра и определение темперамента ребенка (и это еще вполне деятельные психологи), а директора и учителя собственноручно фотографируют и выставляют на школьные странички фото детей. И удивленно-возмущенно хлопают ресницами, когда продвинутые мамы-папы требуют закрыть доступ к фотографиям их детишек.

Информационная безграмотность - и оттого беспечность - взрослых настолько откровенна, что наивно ждать, что они не то что смогут, хотя бы догадаются, что детей нужно учить безопасности в интернете. Я уж не говорю о том, что никто не знает, как их этому научить. Что для этого нет часов, программ, учебных планов и учебников.

Сон разума порождает чудовищ. Там, где нет знаний, бал правят суеверия и прочая мистика. "Киты" - не только субкультуры веб2.0, но это и "чудовища" информационной эпохи. Ими не просто пугают детишек - их совершенно искренне боятся взрослые. Все "демоническое", что есть в интернете и детских душах, воплощается в "китах". С ними борются. Их обвиняют. Ими прикрываются. Их используют в политических целях. На них списывают свои ошибки.

И все это никак не меняет и не изменит ситуацию с подростковыми самоубийствами. В том числе, спровоцированными посредством соцсетей. Восхитительная мистика плывущих вверх китов отгораживает нас от этой жуткой мысли.