"Дети учатся не предавать себя". Как работают демократические школы
Мир стремительно меняется. Привычная нам система образования сегодня не в тренде - эксперты считают, что она дает низкое качество знаний и развивает в детях комплексы. Многие педагоги и родители видят выход в альтернативном образовании. Один из самых ярких примеров такого образования - "демократические школы". Сегодня во всем мире насчитывается более тысячи таких учебных заведений. Они есть более чем в тридцати странах мира, в том числе и в Украине. Самые известные - "демократические школы" Якова Гехта в Израиле, американская Sudbury Valley School, британская Summerhill School.
"ДС" побывала на Международной конференции демократического образования IDEC, которая в этом году впервые прошла в Киеве. И расспросила основателя, педагога и советника шести министров образования Израиля Якова Гехта о принципах работы демократических школ.
Демократическая школа: каждый успешен по-своему
"Для нас демократическая школа - это микрокосмос, - говорит Гехт. - Важно не только то, что случается внутри школы, но и то, что происходит снаружи, в обществе. В нашей школе, точно так же, как в демократическом обществе, мы принимаем совместные решения, управляем вместе. Мы верим, что каждый ребенок особенный. Поэтому у каждого из наших учеников есть индивидуальный учебный план. Дети сами решают, что для них будет важно в будущем и на чем они хотят акцентировать свое внимание".
В таких школах все устроено непривычно, по крайней мере для нас. Здесь нет такого понятия, как "класс", нет обязательных занятий. Обучение обусловлено инициативой детей. Если ребенок хочет заниматься математикой, биологией или издавать стенгазету, он присоединяется в группе детей, которая занимается этим же. Обычно в такой группе примерно 15 учеников в возрасте от 6 до 15 лет. Формируют их заранее - ученики подают заявки и точно знают день и час занятия. Если школьник по какой-то причине не хочет приходить на занятие, никто его не неволит - он может вместо этого, к примеру, играть в футбол во дворе. Руководит процессом учитель либо старшеклассники - если последние хорошо владеют какой-то темой, вполне могут провести урок или прочесть мини-лекцию. Родители тоже вовлечены в процесс: каждые две недели на собраниях они получают подробный отчет от учителей о сделанном и изученном.
Главная идея демократического образования проста: люди не делятся на успешных, средних и неудачников, ведь каждый успешен по-своему. Задача школы - помочь ребенку найти, в чем талантлив именно он.
Основатель демократической школы Яков Гехт - пример именно такого подхода к обучению. В 15 лет он бросил учебу из-за диагноза "дислексия и дисграфия" (неспособность читать и писать. - ред.), что не помешало ему впоследствии основать собственную школу. Сегодня Гехт входит в десятку самых влиятельных людей в социальной и образовательной области Израиля. Именно он впервые организовал конференции IDEC, которые уже 26 лет проводятся в разных странах мира и объединяют педагогов-реформаторов. Гехт также написал книгу "Демократическое образование", которая стала настольной для многих учителей.
Сегодня в Израиле работает 26 демократических школ, большинство из них - государственные. "Мы начинаем с малого - с демократических классов, - рассказывает Гехт. - Именно они становятся демократическим центром внутри школы. Там мы даем возможность учителям опробовать другие формы обучения. Все учатся друг у друга, каждый ребенок может стать учителем, а учитель - учеником".
Без иерархии и конкуренции
Для того чтобы создать демократическую школу, Яков Гехт для начала советует отказаться от иерархической структуры: наверху - директор, под ним - учителя, внизу - ученики. И убрать конкуренцию. "Понятно, что она свойственна человеческой природе, ведь все хотят забраться наверх и попасть в заветные два процента успешных и благополучных. Мы пытаемся построить школу, где все сотрудничают друг с другом, где все основано на уважении, толерантности и любви", - рассказывает Гехт.
Перестраиваться вначале одинаково сложно и учителям, и ученикам. Даже если преподаватели и знают об инновациях в образовании, то все равно руководствуются прошлым опытом. Детям же сложно, поскольку они берут пример со взрослых, которые обучают их по стандартным методикам. "Когда мы начинаем работать со школой, то обычно лишь 20% учителей готовы меняться. К ним присоединяются дети, готовые к новым формам обучения, и постепенно это все разрастается", - говорит Гехт.
Границы дозволенного
Ни одна из демократических школ не похожа на другую. Все проходят свой путь. Нерушимым всегда остается только один принцип: один человек - один голос. У взрослых и детей этот голос одинаково значимый.
В обычных школах правила устанавливает каждый учитель. К примеру, кто-то запрещает пользоваться гаджетами, а кто-то - нет. Одни требуют на уроке абсолютной сосредоточенности и не приветствуют смех, а другие поощряют эмоции. В демократических школах правила прописывают совместно учителя и дети. Границы дозволенного здесь четко очерчены и понятны всем. В каждой школе есть дисциплинарный комитет, который раз в неделю рассматривает жалобы, поступившие на нарушителей общепринятых правил. "Под суд" могут попасть как дети, так и учителя. К примеру, сам Яков Гехт, будучи директором школы, также как-то попал под суд такой комиссии. "В школе существовало правило, что ксероксом может пользоваться только секретарь. Но я сам его неоднократно нарушал. На меня пожаловались, и в результате мне запретили две недели пользоваться школьным ксероксом", - рассказывает Гехт.
Демократические школы. Как это работает в Украине
Сегодня альтернативное образование в нашей стране можно получить только за деньги в частной школе. В Киеве таких учебных заведений больше сотни. Цены за обучение стартуют от 6 000 грн в месяц. Но не каждая частная школа предлагает действительно альтернативное образование. К тому же, каждый ребенок - где бы он ни учился - должен сдавать экзамены и ВНО.
Ярослав Коваленко, основатель одной из первых демократических школ в Украине Dixi: "Когда девять лет назад мы открыли свою первую школу, то успели перезнакомиться со всеми контролирующими органами - милицией, санэпидемстанцией, прокуратурой. Сейчас все успокоились. Однако мы по-прежнему сталкиваемся с тем, что родители, приводя к нам детей, сами до конца не понимают, что такое демократическое образование. Каждый год приблизительно 10% учеников переходят от нас в другие школы - родителям сложно принять тот факт, что их ребенок не учится по академической программе.
По шкале приоритетов в нашей школе на первом месте стоит сам ребенок как личность. На втором - его умение учиться самостоятельно. И лишь на третьем - знания по общеобразовательной программе. Система работает очень просто: кто сколько учит, столько же и получает. К примеру, несколько лет назад у нас было два четвероклассника. Мальчик не посетил ни на одно занятие по украинскому языку и литературе, а девочка ходила на все. На экзамене он получил 1 балл, а она - 12 баллов. Можно сказать: "Виноваты вы, ведь вы не научили, не заставили". Но надо понимать, что демократическое образование работает по другим принципам. Главный - самоуправление. Второй - у каждого ученика есть право на личную жизнь. Он сам решает, чем будет заниматься - пойдет сегодня на урок или в игровую комнату. Мы четко соблюдаем оба эти принципа. Такой подход к обучению дает ребенку ощущение собственного "я". Наши дети учатся сами принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Они четко понимают, кем хотят стать и на чем нужно сосредоточиться для достижения своей цели. Они учатся не предавать себя. А от родителей, безусловно, требуется смелость довериться нам и своему ребенку".