"Большая часть российских войск остается в непосредственной близости к границам Украины"

Взгляд на происходящее со стороны НАТО

Отрывки из интервью "Радио Эхо" генерального  секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена.

- Почему вы в своих заявлениях говорите о том, где России держать свои войска: на границе с Украиной, в таких-то областях? Это же территория России, и Россия располагает свои войска там, где она считает нужным для своей безопасности. Вы же требуете отвести российские войска с определенных территорий.

РАСМУССЕН: Ну, конечно, любое государство может размещать свои вооруженные силы, где ему нравится на своей территории. Но остается в силе тот факт, что Россия разместила очень крупный контингент войск вдоль границы с Украиной, который был явно боеготовным пересечь границу с Украиной, если на это было бы принято политическое решение. То есть, нам было совершенно ясно, что речь шла об очень наступательных войсках, это не просто учения. Эти войска вполне могли перейти в атаку и пересечь границу Украины. Поэтому призвали Россию отвести назад свои войска, и не угрожать Украине, и приступить к конструктивному политическому диалогу с Украиной.

- Господин генеральный секретарь, что сейчас говорит ваша разведка и ваши аналитики? Президент Путин дал команду отвести войска даже из зоны постоянной дислокации. Подтверждает ли разведка и ваши аналитики, что российские войска отошли от границы с Украиной, их стало там меньше?

РАСМУССЕН: Да, действительно, мы это видели, некоторые признаки того, что часть этого очень крупного военного контингента приступила к подготовке к возможному отводу. Ну, я выступаю очень осторожно, потому что мы слышали заявление об этом уже в прошлом, и при этом никакие войска не были отведены вглубь территории с украинской границы. Но теперь, похоже, что есть признаки того, что некоторая часть этих войск будет выведена. Тем не менее, большая часть этих войск остается там, в непосредственной близости к границам Украины. Позвольте подчеркнуть, что если мы столкнемся с явными признаками реального вывода войск России с украинской границы, я первым такой шаг приветствовал бы, потому что это был бы очень важный шаг по направлению к деэскалации напряженности в регионе.

- А почему вообще страны НАТО или, вернее, НАТО как альянс занимается вопросом противостояния, скажем, Украины и России. Украина не является членом НАТО, Россия не является членом НАТО. Какую роль и какое значение имеет НАТО в этом конфликте?

РАСМУССЕН: Позвольте мне подчеркнуть, что НАТО не принимает участия в военных действиях в этом конфликте. Мы полагаем, что правильный подход к решению этого кризиса - это политический и дипломатический. Мы нацелены на организацию эффективной обороны и защиты государств-членов. Но вслед за незаконными действиями России в Украине некоторые из наших государств-членов озабочены безопасностью своей, поэтому мы приняли решение об укреплении своей территориальной и коллективной обороны, больше действий по воздушному патрулированию в трех балтийских государствах, больше учений в Польше и в балтийских государствах, больше военно-морского присутствия в Балтийском и Черном море. Некоторые меры - это меры чисто оборонительного характера, с целью заверить все государства-члены, что НАТО готов их защитить, если кто-то вдруг совершит на них нападение.

- Вы сказали, господин генеральный секретарь, что в России видят в НАТО больше противника, чем партнера. Но вы же недавно и сказали, что в украинском вопросе Россия скорее противник, чем партнер. Так что, мы теперь оба видим противника друг в друге.

РАСМУССЕН: К сожалению, таковы факты, такова реальность, о чем я очень глубоко сожалею. Когда я взял на себя обязанности генерального секретаря НАТО в августе 9-го года, я с самого начала сделал для себя приоритетом развитие позитивных отношений между НАТО и Россией. Надо сказать, что самое первое мое крупное выступление как генерального секретаря в сентябре 9-го года было посвящено развитию партнерства НАТО и России. И я обратился к России с призывом укрепить сотрудничество между НАТО и Россией. По некоторым направлениям нам это удалось. Надо сказать, что у нас прекрасное сотрудничество было завязано по Афганистану, по борьбе с терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, с пиратством, и некоторое практическое сотрудничество на уровне военном. Но, к сожалению, мы столкнулись с такой ситуацией, когда Россия вторглась, именно вторглась на территорию европейского государства, Украины. Впервые с окончания Второй Мировой войны европейское государство захватило землю силой. Я должен признаться, что это совсем не соответствует нашему стратегическому партнерству. Надеюсь, надеюсь, что события обернутся более позитивным образом в будущем, но сейчас нам приходится принимать такие меры, чтобы обеспечить эффективную оборону и защиту государств-членов против таких угроз.

- Вы говорите о мерах. Эти меры - что? Повышение военных бюджетов, увеличение вооруженных групп на границе России и НАТО, усиление группировок в Балтийском и Черном море? Мы готовимся к войне?

РАСМУССЕН: Нет, мы не готовимся к войне, мы готовимся к эффективной обороне и защите наших государств-членов. И мы полагаем, что такая эффективная оборона будет также иметь эффект сдерживания, так, чтобы любой потенциальный агрессор, чтобы ему даже в голову не приходило бы совершить нападение на государство-член НАТО. В этом суть нашего альянса, что мы готовы защитить любое государство-член против любой угрозы. Вы задали вопрос о том, какого рода меры. Мы уже укрепили воздушное патрулирование в воздушном пространстве балтийских государств для защиты их воздушного пространства, мы уже разместили наблюдательные самолеты с системой радиооповещения AWACS над Польшей и Румынией, для того чтобы улучшить наше владение воздушной обстановкой, расширили число учений в Балтийских государствах и Польше, разместили больше военно-морских судов в Балтийском и Черном морях. Все эти меры носят чисто оборонительный характер, и целью их является обеспечить эффективную защиту наших государств-членов.