Сколько заплатят британцы за Брекзит

Развивающиеся рынки воспрянут духом, а финансовые центры переедут в Азию
Фото: alsouria.net

Рынки начинают приходить в себя от шока, вызванного голосованием о выходе Великобритании из Евросоюза. Британский фунт, рухнувший на прошлой неделе до самого низкого за последние три десятилетия уровня ($1,3228), потихоньку восстанавливает пози­ции. Одновременно дорожает и евро, а спрос на активы-убежища стихает. Дальнейшие события на рынках будут зависеть от договоренностей, которые удастся достичь ЕС и Великобритании. Скеп­тики до сих пор считают, что их "развод" может и не состояться. "На мой взгляд, здесь есть несколько способов, для того чтобы отыграть назад эту ситуацию. Но я бы воздержался от того, чтобы называть эти способы сейчас", — полагает, в частности, госсекретарь США Джон Керри.

Решение британцев выйти из ЕС стало тяжелым ударом для рынков. За два торговых дня после Брекзита капитализация мировых фондовых рынков упала примерно на $3 трлн. Мировые толстосумы также серьезно пострадали: согласно Bloomberg's Billionaires Index, потери четырехсот самых богатых инвесторов составили $127 млрд. "Brexit привел к крупнейшему мировому денежному шоку со времен финан­сового кризиса 2008 года. Это грозит стать переломным моментом, который в конечном итоге приведет нынешний глобальный спад к глубокой рецессии", — полагает специалист из Mercatus Center при Универ­си­тете Джорджа Мейсона Дэвид Бекворт.

Самые мрачные перспективы рисуют туманному Альбиону. У британской валюты есть шанс ослабеть до уровня 1985 г., когда фунт с долларом достигли паритета. Хотя некоторые эксперты полагают, что фунт все же удержит­ся у отметки $1,2–1,3 к концу года. Брекзит чреват для британцев сокращением инвестиций и, главное, проблемами в торговле. Руководитель экономического отдела Немецкого фонда Бертельсмана Андреас Эсслер подсчитал, что потери страны из-за выхода из ЕС могут превысить 300 млрд евро до 2030 г. Порядка 48% внешнего торгового оборота Соединенного Королевст­ва приходится на страны Европы. Однако теперь Лондону предстоит подписать новые соглашения с партнерами, и Брюссель вряд ли пойдет на серьезные уступки. Чтобы другим странам было неповадно выходить из Союза, европейские лидеры постараются сделать "развод" с Британией максимально жестким. В докладе, подготовленном Центром экономической эффективности при Лондонс­кой школе экономики, отмечается, что в результате выхода из ЕС доходы Великобритании могут упасть на 1,1–3,1% ВВП. То есть реализация пессимистического сценария будет означать потери в размере 50 млрд фунтов ежегодно.

Решение британцев ослабит не только Соединенное Королевство, но и сам Евросоюз. "Мир с трудом выздоровел от финансового кризиса 2008 года, и теперь есть опасения относительно возобновления рецессии в ЕС, который является крупнейшим мировым рынком", — пишет Financial Times. В ОЭСР подсчитали, что из-за потери такого сильного игрока, как Вели­кобритания, экономика европейского блока к 2020 г. окажется на 1% слабее. По оценкам Эсслера, полная торговая изоляция Соединенного Королевства лишит германский бизнес 55 млрд евро. А международное рейтинговое агентство Fitch объявило, что строптивость британцев сильнее всего аукнется Бельгии, Нидер­ландам, Ирландии, Кипру, Люк­сембургу и Мальте. Совокупно товары из этих стран составляют около 8% импорта Соединенного Королевства. Эксперты также не исключают, что в Старом Свете может разразиться очередной банковский кризис, хотя регуляторы и заявили о готовности предпринять экстренные меры. Евро­пейский центральный банк объявил, что может предоставить дополнительную ликвидность рынкам в евро и других валютах. А итальянское правительство просчитывает возможность национализации банков — там готовятся выкупить акции проблемных финучреждений на 40 млрд евро.

Решение британцев о выходе из ЕС отнюдь не локальная проблема. "Оно повысило риски для мировой экономики, и без того являющейся слабой", — заявил член совета управляющих Феде­ральной резервной системы Джером Пауэлл, выступая в Чикаго. А министр финансов Ки­тая Лоу Цзивэй подчеркнул, что решение подданных Ее Величества "бросит тень на глобальную экономику, а его последствия и отрицательный эффект проявятся в следующие 5–10 лет".

Впрочем, будут и счастливчики, которые выиграют от европейских катаклизмов. Так, по мнению председателя правления инвестфонда Templeton Emerging Markets Group Марка Мобиуса, выход Великобритании из ЕС может повысить роль развивающихся рынков, в том числе в Восточной Европе. Часть производств, которые находились на территории Соединенного Коро­левст­ва, теперь переместятся на континент, где рабочая сила дешевле. Параллельно стоит ожидать укрепления позиций Китая и Азии в целом как мирового финансового центра. "Вполне возможно, что через пять лет людей будут привлекать больше денег в Китае, нежели в Лондоне или Нью-Йорке", — прогнозирует аналитик.