А нам все равно. Как Зеленский воспользуется ростом апатии украинцев

В стране заметно расширяется электоральное болото — все больше сограждан не интересуется политической жизнью

Нынешний уровень политической апатии украинцев уникален тем, что происходит он буквально через два года после триумфального прихода "зеленых" во власть / УНИАН

В марте, в сравнении с февральским опросом, на 6% — с 29 до 34 — увеличилось количество респондентов, которые не пошли бы на выборы или не определились с выбором. Показательным здесь можно считать ответ респондентов на вопрос, знают ли они о введении санкций против Виктора Медведчука и его супруги Оксаны Марченко. Этот шаг преподносился властью и ее спикерами как яркое свидетельство "патриотического разворота". В тоже время, по данным второй волны исследования, проведенного Институтом будущего и компанией "Нью Имидж маркетинг групп", треть граждан (36%) о таких санкциях вообще не слышала, 39% что-то слышали, но подробностей не знают, и только 25% хорошо осведомлены. То есть только примерно четверть соотечественников интересуются политикой, остальные либо время от времени, либо не интересуются политической жизнью в принципе.

Украина переживала три пиковых подъема политической активности — в 2004-м, 2014-м и 2019-м. На эти годы приходится три революции в современной украинской истории — Оранжевая, Революция Достоинства и тихая электоральная революция, когда 73% избирателей привели к власти Владимира Зеленского, а затем 43,16% и его партию "Слуга народа". После всплесков активности наблюдался спад, что закономерно. Однако нынешний уровень политической апатии уникален тем, что, во-первых, происходит он буквально через два года после триумфального прихода "зеленых" во власть, а, во-вторых, людям неинтересна политика не потому, что они довольны своим выбором, и, сделав его, живут в радости и благоденствии, а как раз наоборот. Что подтверждают цифры всех последних соцопросов, где количество людей, считающих развитие ситуации в стране неправильным, колеблется в границах 65-75%.

Интересен и перечень проблем, которые украинцы называют очень важными для себя: по данным упомянутого опроса Института будущего, это низкая зарплата и пенсия (37%), коррупция (34%), высокие тарифы (33%), война (31%), рост цен (25%), безработица (24%). В этом перечне те общественные болезни, быстрого лечения которых избиратели ожидали от власти в 2019-м. Но не дождались. Никак на эти вопросы не ответили и последние активности СНБО. "О конце эпохи Зеленского говорить еще рано, но значительная часть украинцев считает его слабым и некомпетентным лидером, и количество недовольных растет. Судя по тому, что не принимается никаких кадровых и управленческих решений, люди и дальше будут думать, что ничего в государстве не изменилось", — объясняет негативные тенденции в стране директор Институт будущего Вадим Денисенко.

Но может ли власть как-то исправить ситуацию, уменьшить апатию граждан? Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Выборы 2019 г. сформировали особый запрос общества на справедливость, достигнуть которой без нарушения законов было сложно. Приняв ряд изменений в законодательство, например, отменив депутатскую неприкосновенность, "зеленые" удовлетворили часть избирателей, но очень быстро оказалось, что с отменой неприкосновенности пропал интерес власти к депутатами-нарушителям. Особенно если они из монобольшинства. Можно вспомнить разве что дело Александра Юрченко, которого исключили из "слуг", но он и дальше пишет законопроекты и голосует. Еще в ноябре ВАКС решил снять электронный браслет с подозреваемого в коррупции нардепа. И только сейчас взялись за депутатов, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов — подозрение сообщили члену группы "За будущее" Виктору Мялику. Опять не "слуге".

Но, вероятно, избиратель простил бы "зеленым" эту избирательность, если бы власть предложила какую-то идею, вокруг которой можно сплотить общество. Надо напомнить, что в первый год президентства Зеленский довольно часто заявлял о необходимости крупного проекта. Тогда из небытия даже подняли идею времен Януковича о проведении зимней Олимпиады в Карпатах. Однако от этой красивой, но дорогостоящей идеи отказались, взявшись за "Большое строительство". Которое вскоре утонуло в скандалах, связанных со стоимостью 1 км дороги.

Здесь можно вспомнить 2011-2012 годы, когда в нашей стране развернулось строительство под Евро-2012. Многое из тогда введенного в эксплуатацию служит и сегодня. Успешное проведение европейского футбольного первенства стало своеобразной национальной идеей на несколько лет. На эти годы, кстати, приходится пиковое уменьшение политической активности, рост которой начался уже после Евро и был связан с парламентскими выборами. Сегодняшняя политическая апатия — это не просто снижение интереса к политике по причине его замещения иным интересом, позитивным, а тяжелая, безысходная. И если в ближайшее время не произойдет какая-то встряска (досрочные выборы, референдум на важную для людей тему), электоральное болото будет расширяться и дальше.

Это плохо для большинства политических игроков, но не для Зе-власти и особенно президента лично. Его рейтинг пока находится выше, чем у других, а безразличие граждан к политической жизни не только будет тормозить рост рейтингов оппозиционных политиков, но и не способствует появлению новых лидеров. В тоже время власть может действовать без оглядки на недовольство общества: пока оно в дреме, можно пробовать проводить любые решения сомнительной легитимности. Например, утверждать итоги какого-нибудь референдума об изменениях в Конституцию, усиливающих полномочия президента, голосами членов СНБО, а не конституционными тремястами в парламенте. Или давать указания силовикам — в штабе какой партии провести обыск сегодня, а какой завтра. Перед нами есть два примера, к чему способна привести апатия общества и отказ принимать действенное участие в судьбе страны — Россия и Беларусь. Даже в Беларуси режим оказался слишком силен, что уж говорить о России…