• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

"Слуги" в Трускавце. Отправят ли в отставку генпрокурора Венедиктову и главу НБУ Шевченко

Если слухи о готовящихся отставках Ирины Венедиктовой и Кирилла Шевченко небеспочвенны, мы наблюдаем очередной этап усиления руководителя ОП Андрея Ермака

"Велика фракція" партії "Слуга народу" в Трускавці / facebook.com/sluganarodu.official
"Велика фракція" партії "Слуга народу" в Трускавці / facebook.com/sluganarodu.official
Реклама на dsnews.ua

О возможном увольнении руководителей ГПУ и Нацбанка, в частности, сообщил журналист Юрий Бутусов. По его словам, "слуг" собирают в Трускавце по трем причинам: чтобы успокоить лояльных депутатов, что чистка не коснется их самих; чтобы подкупить всех колеблющихся; и чтобы запугать всех несогласных. Ранее анонсировалось, что Ирину Венедиктову тоже пригласили на посиделки "слуг", так что монобольшевики смогут высказать ей все претензии. Но есть ли таковые у депутатов, или вопрос о смене руководителя Офиса генпрокурора интересен исключительно людям из другого Офиса на Печерске, президентского?

В свое кресло Ирина Венедиктова села 17 марта 2020 г. после громкой отставки ее предшественника Руслана Рябошапки, первого главы ГПУ времен Зеленского. Рябошапка пал жертвой кампании по борьбе с так называемыми соросятами. Впрочем, главным трофеем ее инициаторов стал не он, а премьер Алексей Гончарук и его Кабмин. Рябошапку обвинили в медленном расследовании громких дел, он же отдельные эти дела, как, например, против Петра Порошенко, называл юридическим трешем. Когда на место уволенного генпрокурора пришла Ирина Венедиктова, многие ожидали, что она станет Пшонкой для Зеленского, дав ход политическим преследованиям оппонентов нынешней власти. Но эти ожидания не оправдались. Венедиктовой удалось избежать громких скандалов, да и в медиа она выходит нечасто. В отличие от предшественника.

Наверное, единственная история с неприятным привкусом — спасение зама Андрея Ермака Олега Татарова от НАБУ. Напомним, в декабре прошлого года Антикоррупционное бюро сообщило Татарову о подозрении во взяточничестве по делу о квартирах для Национальной гвардии. А в феврале 2021-го Офис генпрокурора забрал это дело у Артема Сытника и передал его Ивану Баканову в СБУ. А вначале прошлого месяца в СМИ появилось видео со дня рождения Татарова, где среди гостей оказался и заместитель генпрокурора Алексей Симоненко, который передал дело Татарова от НАБУ в СБУ.

В последнее время Венедиктова комментировала ход расследования покушения на Сергея Шефира, объявила о завершении следствия по делу Медведчука-Козака, а также похвасталась десятками осужденных за коррупцию прокуроров. Ни с кем из депутатов или сотрудников президентского Офиса она не ругалась, по крайней мере, публично. Проще говоря, очевидных причин для ее увольнения нет. Однако могут быть субъективные причины.

Во-первых, хотя Венедиктова и аккуратно демонстрирует принадлежность к команде президента, она никогда не входила в его близкое окружение. Возможно, по этой причине в ОП в ней сомневаются, и готовят замену из числа особо преданных товарищей. Ранее поговаривали, что в качестве замены Венедиктовой рассматривали Баканова, но он уходить из СБУ категорически не хочет.

Во-вторых, не исключено, что ОП с пиар-целью готовит ряд громких посадок, но там понимают, что нынешняя глава Офиса генпрокурора может отказаться брать на себя ответственность за такую схему. Проще говоря, мы опять возвращаемся в март 2020-го, когда говорили о поисках "зелеными" своего Пшонки, который бы давал ход политическим делам. Кстати, Юрий Бутусов назвал имя возможного преемника Венедиктовой — прокурора Киева Олега Кипера. Личность весьма интересная: работал заместителем начальника Главного следственного управления ГПУ при Викторе Пшонке и в 2014-м был люстрирован. Но благодаря решению скандально известного Окружного админсуда столицы вернулся в прокуратуру, в июне 2020-го стал заместителем генпрокурора, и уже через месяц — прокурором Киева. В последнее время столичная прокуратура проявляет заметный интерес к коммунальным предприятиям и к чиновникам мэрии. Что ложится в тактику войны президентского Офиса с командой Виталия Кличко.

Однако надо понимать, что решить судьбу Венедиктовой и ее преемника без народных депутатов не выйдет. Снятию Рябошапки предшествовала информационная кампания, ее суть можно свести к следующему: народу пытались пояснить, что обещанных посадок нет из-за Генпрокуратуры. Во второй раз использовать ту же технологию — будет выглядеть анекдотично. Впрочем, ее можно осовременить, например, обвинить Венедиктову в особых связях с олигархами. Это если в планах уволить ее со скандалом. Но есть и иной вариант: она уйдет сама по договоренности с ОП, получив взамен другую должность. Как вариант, поедет руководить родной Харьковщиной, где в кресле пока сидит и.о. главы облгосадминистрации Александр Скакун. Но такой вариант если и возможен, то, скорее, после выборов мэра Харькова. В зависимости от их результатов.

Реклама на dsnews.ua

Вторая крупная фигура, которой прорицают отставку — глава Нацбанка Кирилл Шевченко. В отличие от "начальника прокуроров", поменять "начальника банкиров" куда сложнее. Здесь вопрос даже не в процедуре, а в том, что высоки шансы получить очередной скандал с западными партнерами. Зе-команда с первых дней при власти проявляла особый интерес к НБУ, где на руководящих постах оставались люди из окружения Валерии Гонтаревой. Сменить главу регулятора удалось только 16 июля прошлого года. И уже с первых дней на посту Кириллу Шевченко пророчили отставку якобы из-за недовольства МВФ. А уже в нынешнем году — якобы из-за конфликта с Андреем Ермаком. Как писали СМИ, глава Нацбанка оказался более независимым, чем ожидали на Банковой.

Однако с отставкой Шевченко возникает та же проблема, что и с его предшественниками — ожидаемая негативная реакция Запада. Не потому, что там благоволят этой фигуре, просто очередные кадровые ротации в НБУ являются четким сигналом о вмешательстве центральной власти в работу финансового регулятора. Пойдет ли Зеленский на открытый конфликт, итогом которого могут стать проблемы с МВФ? Не исключено, что участившиеся заявления о разочаровании в Западе или голосование за закон об олигархах до выводов Венецианской комиссии — подготовка общественного мнения к тому, что Украина больше не будет считаться с мнением партнеров в целом ряде решений. В том числе и кадровых.

    Реклама на dsnews.ua