Референдум о судьбе Донбасса. О чем Зеленский спросит украинцев

Когда ждать референдума? Возможно, в октябре. А старт будет положен в День Независимости, о чем Зеленский сообщит в праздничном выступлении

Владимир Зеленский анонсировал референдум по Донбассу / УНИАН

"Относительно государственного референдума, я считаю, что это должен быть самый главный вопрос — ситуация на Донбассе. Я уверен, что через некоторое время, потому что у нас несколько планов по прекращению войны, мы представим на усмотрение референдум с такой тематикой", — заявил Владимир Зеленский во время пресс-конференции, посвященной второй годовщине своего президентства. Когда именно состоится референдум, и какой вопрос на него вынесут, глава государства не уточнил, однако намекнул, что это могут быть изменения в Конституцию.

Как отмечала "ДС", Зеленский не имеет права просто так объявить референдум о внесении изменений в Конституцию. Необходимо, чтобы сначала их приняла 300 голосами Верховная Рада, а затем свое слово уже скажет народ. Потому нельзя исключать, что референдум будет касаться не правок в Основной закон, а намерений их внести. И власть будет отталкиваться от того, что скажут украинцы. А высказаться народу, по всей видимости, предложат по вопросу закрепления особого статуса Донбасса в Конституции.

Здесь сделаем небольшой экскурс в историю. В независимой Украине состоялось два референдума. Первый, 1 декабря 1991 г., объединил общество в поддержке Акта о независимости ("за" проголосовало 90,32% жителей молодого государства). Второй, 15 апреля 2000 г., эксплуатировал желание общества реформировать систему власти, которая плохо работала из-за постоянных склок между президентом и парламентом. Это вполне нормальное желание манипулятивно направили против парламента и в сторону одобрения гражданами усиления полномочий президента. Напомним, что итоги второго референдума были похоронены Верховной Радой, отказавшейся их узаконить.

Анонсированный Зеленским референдум о судьбе оккупированных территорий Донбасса будет третьим (если на Банковой не передумают). И, как видим, сам вопрос — соглашаться или не соглашаться с особым статусом для ОРДЛО — не объединит общество, а совсем наоборот. В этом значительный риск для Зеленского. Ведь, во-первых, среди украинцев нет единого мнения по поводу того, что следует сделать для окончания войны. Да, подавляющее большинство граждан хотят мира, но не ценой капитуляции. Несложно спрогнозировать, что референдум по Донбассу станет прекрасной возможностью для оппозиции, как национал-патриотической, так и пророссийской, мобилизовать своего избирателя. Первые будут критиковать власть за намерения узаконить зраду, вторые обвинят в нежелании возвращать наши территории любой ценой.

Во-вторых, инициировав референдум, власть не сможет стоять в стороне и выжидать, что же скажут граждане. Она должна влиять на итог плебисцита. А в каком результате может быть заинтересована Банковая? Сопутствующая информационная кампания "проголосуйте "за" и завтра наступит мир" только расколет общество. Кроме того, даже если представить невероятное, когда большинство поддержит внесение в Конституцию особого статуса ОРДЛО, то все равно сделать это может только Верховная Рада. А собрать в ней 300 голосов под такое решение будет архисложно.

И, в-третьих, скорее всего против референдума по вопросу о статусе оккупированных районов Донбасса выступят наши западные партнеры. На сегодняшний день Минские соглашения остаются единственными правовым документом, на основе которого пытаются, пока безрезультатно, найти точки соприкосновения. Если на референдуме украинцы выскажутся против особого статуса ОРДЛО, это даст возможность Зеленскому отказаться от Минских соглашений, опираясь на волеизъявление граждан. Но референдум не дает ответа на вопрос, что делать дальше. Запад очень боится военной эскалации со стороны России, потому там не готовы к радикальному отказу от фактически мертвого Минска, предпочитая продолжать договариваться. При всей иллюзорности, если не сказать бессмысленности, процесса.

Но может ли в бюллетене быть другой вопрос, не раскалывающий общество и не будоражащий Европу? 31 января этого года глава нашей делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук сделал громкое заявление: на всеукраинский референдум в первую очередь необходимо вынести вопрос Донбасса и Крыма, в частности, относительно их территориальной принадлежности. И если украинцы выскажутся за территориальную целостность, тогда государство должно предложить способ, как это сделать. Идея Кравчука была жестко раскритикована, в ней увидели риск того, что граждане, уставшие от войны, могут поддержать отказ от оккупированных территорий. Впрочем, это вряд ли, проблема в другом — такой референдум нисколько не приблизит деоккупацию и реинтеграцию ОРДЛО. Но что, если инициативу Кравчука модернизировать, спросив у украинцев, поддерживают ли они мирный план президента Зеленского по обеспечению территориальной целостности государства?

А где этот план, спросите вы? В ходе пресс-конференции в четверг президент Зеленский сообщил, что Украина, Франция и Германия согласовали кластеры для прекращения войны на Донбассе, против только Россия. Детали этого плана широкой общественности неизвестны, известно только, что он не предполагает отказа от Минских соглашений, а отдельные его положения группирует так, чтобы пункты комплекса мер выполнялись по порядку. Напомним, в первых пунктах говорится о полном прекращении огня, отводе тяжелого вооружения, и уже после этого — о модальности проведения местных выборов по украинским законам. В тоже время Россия настаивает на амнистии боевиков, проведении выборов до возобновления контроля Украины над своей границей и до полного выведения своих вооруженных формирований с оккупированных территорий, а также на внесении в Конституцию особого статуса ОРДЛО. Этот пункт в ранжире комплекса мер вообще 11-й.  

Является ли план с кластерами планом Зеленского или это согласованный документ с Парижем и Берлином, в данном случае не столь важно, поскольку западные партнеры поддерживают такой вариант прекращения конфликта. И не исключено, что уже в скором времени украинцы узнают детали плана, в поддержку каждого его пункта заработает государственная информационная машина.

Скептики скажут: если Россия откажется выполнять документ с кластерами, а так, скорее всего, и будет, мир не наступит. Это прекрасно понимают и у Зеленского. Там также понимают, что за два года президентства он не выполнил обещание быстрого мира и если дальше оставаться в тупиковом формате Минских соглашений, не выполнит никогда. Отказ от этого формата можно прикрыть поддержкой граждан на референдуме, но при этом власть сталкивается с ключевой проблемой — что дальше. Совсем другое дело вынести на референдум не проблему, доставшуюся от предшественника, а что-то новое, свое. И получить вотум доверия для его реализации. Потому вопрос, который могут задать народу, вероятно, прозвучит примерно так: "Поддерживаете ли вы комплекс мер по установлению мира и обеспечению территориальной целостности Украины, предложенный президентом Украины В. Зеленским?"

Когда ждать референдума? Возможно, в октябре. А старт будет положен в День Независимости, о чем Зеленский сообщит в праздничном выступлении. Впрочем, с затеей могут и повременить, если состоится встреча Зеленского с Путиным и там удастся хоть о чем-то договориться. Но такие договоренности, учитывая принципиальное нежелание Кремля говорить о Крыме и Донбассе, даже менее вероятны, чем летний снегопад в Киеве.