Потемкинские Зе-деревни. Почему первым за "Новое село" президента поблагодарит Лозинский
Под председательством Владимира Зеленского состоялось совещание, где обсудили реформирование села. Но за красивой картинкой предложенного проекта спрятались проблемы, которые делают его реализацию сомнительной
4 марта при участии президента была презентована очередная масштабная программа "Новое село". В сельской местности обещают построить "Центры притяжения" по примеру сервисных зон в Счастье и Новотроицком. Это будут современные пространства, в которых будут работать ЦПАП, отделение почты, аптека программы "Доступные лекарства", опорные пункты полиции, магазины, сервисные центры, пожарный пункт, медицинский центр и тому подобное. Вокруг должна быть облагорожена территория со спортивным комплексом, детскими площадками, кинотеатром или концертным залом, сельскими клубами, современным освещением, отремонтированным дорожным покрытием, вело- и беговыми дорожками. К реализации проектов государство будет привлекать бизнес, создавая государственно-частное партнерство, чтобы не тратить бюджетные средства. По каждому из проектов будет закреплен модератор. Всего в Украине планируется воплотить более 1 тыс. таких проектов. Проведут прозрачные конкурсы для бизнеса, который будет участвовать в их реализации. Кроме того планируют создать координационный совет, в который войдут представители Кабинета министров и Офиса президента.
Звучит так, как будто только нынешняя власть обратила свой взор на украинское село. Но это не так. В Украине, начиная с 1990 года, приняли более десятка законов, постановлений, указов, касающихся проблем развития села и аграрного комплекса в целом. В 1994 г. Верховная Рада поддержала концепцию Национальной программы возрождения села на 1995-2005 годы. Однако сама программа так и не была принята. В 2004 г. правительство одобрило концепцию Общегосударственной программы социального развития села на период до 2011 года. Но и тогда соответствующую программу не приняли. В декабре 2005-го Кабмин поддержал новую концепцию комплексной программы поддержки развития украинского села на 2006-2010 годы. Итог тот же. 19 сентября 2007 г. постановлением правительства Виктора Януковича утвердили Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 года. В феврале 2010 года правительство Юлии Тимошенко приняло новую концепцию Государственной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, однако распоряжение предшественников было отменено Кабмином Николая Азарова. А в декабре 2015-го уже правительство Арсения Яценюка одобрило концепцию Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года. То есть концепций и программ у нас хватает, проблема в отсутствии четких механизмов их реализации.
Немного конкретики и в анонсированной программе "Новое село". Общая картинка эффектна: "Центры притяжения" с облагороженной вокруг них территорией, где будут гулять мамы с детьми, люди приедут сюда по отремонтированным дорогам, в общем – идиллия, все счастливы и довольны. С одной стороны, похвально, что хотя бы в нескольких сотнях сел наведут порядок, но с другой – сразу возникают вопросы: кто и как будет отбирать деревни для реализации проекта, на каких условиях бизнес захочет участвовать в нем, и кто будут те самые модераторы, которых закрепят за каждым таким проектом. Проще говоря, в "Новом селе" заложены коррупционные риски. И как только стартует реализация проекта, расследователи обязательно расскажут украинцам о новых схемах.
Но не только коррупция может погубить "Новое село". В Украине есть опыт развития сел там, где либо успешная ОТГ (таких не так много), либо селяне работают на латифундию — местную агрофирму. Ее собственники являются местными феодалами, в одних случаях они вкладываются в сельскую инфраструктуру, в других нет. Именно с ними государству придется вступать в партнерство, поскольку эти люди зачастую имеют больший авторитет на селе, чем центральная власть. Самый красноречивый пример дали жители Подвысоцкой ОТГ Голованевского района Кировоградской области, где уверенно победил экс-нардеп Виктор Лозинский, который был приговорен к 15 годам заключения за убийство, совершенное в 2009 году именно в том районе. Он вышел на свободу, и благодарные своему работодателю селяне отдали за него голоса.
Местечковым агробаронам даже выгодно такое партнерство с государством, ведь именно за ними закрепится слава зодчих "нового села". Как показал недавний опрос, проведенный Институтом будущего, 69% респондентов считают местную власть более эффективной в вопросах инфраструктуры, нежели правительство. При этом к центральной власти украинцы относятся как к коррупционной и некомпетентной. Стоит ли надеяться, что даже искусственное превращение нескольких сотен сел в "конфетку" изменит положение? Отнюдь. Если бы речь шла только о государственной программе, в которой было о том, как, например, увеличить количество рабочих мест в селах и о тому подобных очень важных вещах для селян, из нее власть могла извлечь рейтинговые баллы. Но в анонсированном варианте она больше напоминает не то потемкинские деревни, не то Нью-Васюки.