Российский допинг в Пекине. Как аукнется история с Камилой Валиевой
"Никогда такого не было, и вот опять", — эта бессмертная фраза Виктора Черномырдина как нельзя лучше подходит к описанию нового скандала с российскими спортсменами на Зимней Олимпиаде
12 февраля Спортивный арбитраж решит судьбу фигуристки Камилы Валиевой, пойманной на допинге. И если арбитраж даже не дисквалифицирует спортсменку, поскольку она еще ребенок, последствия для российского спорта все равно будут крайне негативными.
Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) взяло пробу у Валиевой 25 декабря 2021 г., во время чемпионата России в Санкт-Петербурге. Там отбирали участниц Олимпиады в команду ОКР. Весь пьедестал заняли воспитанницы московской школы Этери Тутберидзе — Камила Валиева, Александра Трусова и Анна Щербакова. Валиева под "Болеро" Мориса Равеля откатала впечатляющую программу, после которой мало у кого были сомнения, что эта 15-летняя девочка соберет в Пекине много золотых медалей. Но история распорядилась иначе. В допинг-пробе спортсменки обнаружили триметазидин — запрещенный в спорте препарат, используемый при нарушениях работы сердца.
После подтверждения положительной допинг-пробы РУСАДА сразу же отстранило Валиеву ото всех спортивных соревнований, включая Олимпиаду. 9 февраля дисциплинарный комитет РУСАДА по жалобе фигуристки отменил это решение. Но Международный олимпийский комитет решил оспорить позицию россиян в Спортивном арбитражном суде. Если арбитры возьмут сторону МОК, они могут принять одно из двух решений — дисквалифицировать Валиеву, или же просто предупредить, поскольку по возрасту она попадает в категорию "защищенных спортсменов" (как несовершеннолетняя). Если к россиянке отнесутся со всей строгостью, то, скорее всего, золото перейдет США, Япония получит серебро, а бронзу — Канада. Тот факт, что первое место переходит американцам, сейчас активно используется россиянами как "доказательство" заговора против команды ОКР. Как будто это американцы пичкали Валиеву триметазидином.
Допинговые скандалы с российскими спортсменами давно никого не удивляют. Но в фигурном катании раньше они не попадались ни на допинге, ни на неспортивном поведении. На Олимпиаде же в Пекине возникли проблемы не только с Валиевой, но и с Марком Кондратюком, которого заподозрили в употреблении наркотиков. Впрочем, и по нему пока решения нет. И если даже оба спортсмена отделаются легким испугом, все равно эти громкие скандалы просто так с рук россиянам не сойдут.
Здесь стоит немного остановиться на том, что собой представляет российское фигурное катание, собственно школа Тутберидзе, и почему Валиеву защищают на самом высоком уровне. Так, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал положительный тест фигуристки "недоразумением" и призвал ее "гордо везде ходить", поскольку она — россиянка. Уточним: этническая татарка, уроженка Казани.
О том, что в российском фигурном катании используют запрещенные препараты, известно давно. Благодаря признанию этого факта Россия потеряла, а Украина приобрела фигуристку Анастасию Шаботову, представляющую нашу страну в Пекине. Когда Настя еще выступала в России, в "Инстаграм" она рассказала фолловерам "страшную тайну": "Как выступать стабильно? Выпить много допинга — и выступаешь стабильно. Вот и все. Только надо правильный допинг пить. В "Хрустальном" (знаменитый каток в Москве, где тренируются фигуристы Тутберидзе — "ДС") пьют или не пьют? Конечно, пьют". После этого Шаботову затравили, хотя она и признала, что "сказала глупость, потому что проиграла на последних соревнованиях". К слову, дело не только в том, что воспитанницы школы Тутберидзе демонстрируют результаты, которых нет у других российских тренеров, но и в возрасте спортсменов. Та же Валиева еще формируется, она подросток, а сложные четверные прыжки очень опасны для костей. Эти девочки рискуют стать инвалидами уже к тридцати годам. Кроме того, без "правильного допинга" выдержать темп тренировок и физическое напряжение просто невозможно.
Известно ли спортивным властям о тайнах "Хрустального" дворца? Безусловно. Но воспитанницы школы Тутберидзе куют медали для России. Школа подготовила олимпийскую чемпионку Юлию Липницкую, двукратную чемпионку мира и вице-чемпионку олимпийских игр Евгению Медведеву, олимпийскую чемпионку и чемпионку мира Алину Загитову, вице-чемпионку мира Элизабет Турсынбаеву, чемпионку Европы Алену Косторную и многих других. Саму же Этери Тутберидзе в 2020-м Международный союз конькобежцев признал лучшим тренером года. После скандала с допингом Валиевой восхищение российскими фигуристками может в одночасье улетучиться. Нет, в самой России и дальше будут говорить о кознях завистливых американцев и европейцев, но это уже мало кого будет волновать. Под жестким контролем антидопинговой организации окажутся не только воспитанники Тутберидзе, но и все фигуристы ОКР. Отдельного наказания от международных спортивных структур стоит ожидать и для РУСАДА.
Свой рецепт, как бороться с использованием детей для быстрого достижения результатов в фигурном катании, дал известный тренер Рафаэль Арутюнян, работающий в США, а ранее — в России. Он жестко критикует систему подготовки молодых фигуристок в РФ. "Нужно поднимать возрастной ценз. Тогда и фигуристки, и тренеры будут понимать, что к моменту выхода в свет спортсменка будет обладать тренированным и здоровым телом. В фигурном катании это рабочий инструмент, и к нему нельзя относиться по-варварски. Мне не очень нравится пить кофе из одноразовых стаканчиков. Когда его наливают в фарфоровую чашечку, вкус совсем иной. Точно так же мне не нравятся одноразовые чемпионки", — говорит один из самых успешных тренеров в мире.
Повышение возрастного ценза для участников соревнований мирового уровня, безусловно, поставит заслон перед деятелями, которые ради высоких результатов калечат детей. И то, что случилось на Олимпиаде с Валиевой, должно ускорить такое решение. То есть проблема глобальнее, чем просто в очередной раз наказать попавшихся олимпийцев или Олимпийский комитет России. Там от использования допинга откажутся только в одном случае — если страну вообще отстранят от всех соревнований. Тогда просто отпадет необходимость кормить своих спортсменов химией.