Националисты уже не те. Способны ли они не лечь под Зеленского
Отставка главы МВД Украины не прошла мимо российских пропагандистов. Самое глупое, что они придумали — страшилку о путче националистов. Кремлю до сих пор мерещится "визитка Яроша"
Для путинского режима все граждане Украины с патриотической позицией — националисты, радикалы и бандеровцы. Но мы-то знаем, кто у нас чем дышит, и чего стоит. Наиболее активной политической организацией в правой нише сейчас считается "Нацкорпус". Он участвовал во многих протестных уличных акциях — от антикапитулянтских митингов в 2020 году с критикой Владимира Зеленского, до блокирования заправок Glusko, тем самым невольно поддерживая санкционные решения Совбеза.
Но кроме партии Андрея Билецкого, в Украине действует еще целый ряд националистических партий и движений. Например, общественные организации, объединившиеся вокруг Сергея Стерненко. А есть еще "Свобода", некогда самая крупная партия националистического толка, "Правый сектор", Конгресс украинских националистов, "Державна ініціатива Яроша" (ДІЯ), "Суспільство майбутнього" Евгения Карася (реорганизованная С-14), Добровольческое движение ОУН, "Рух опору капітуляції" и целый ряд мелких группировок. О которых чаще всего вспоминают в связи со стычками на строительных площадках, либо они срывают акции ЛГБТ.
На сегодняшний день все радикальные националистические движения переживают глубокий кризис, их поддержка находится на одном из самых низких уровней. Они даже не представлены в опросниках социологов (исключением может служить разве что "Свобода"). Причина проста — рейтинги близки к нулевой отметке. По итогам прошлогодних местных выборов только "свободовцам", традиционно крепким в западных регионах, удалось перешагнуть два процента поддержки. "Национальный корпус" привел в местные советы всего 18 депутатов (0,04%). Еще меньше у Конгресса украинских националистов, а у "Правого сектора" лишь два мандата на всю страну.
Кризис этот начался раньше, сейчас он углубился. По итогам досрочных парламентских выборов 2019 г. ВО "Свобода" (тогда в ее списке шли кандидаты "Нацкорпуса", "Правого сектора" и соратники Яроша) смогла набрать лишь 2,15%, пропустив вперед полного антипода — "Партию Шария". А на сегодняшний день вообще сложно говорить о серьезных перспективах националистических партий. Тем более смешно слышать о военном путче.
Почему же так упала поддержка правых движений? Остановимся на трех ключевых причинах. Самый высокий уровень поддержки националистических партий приходится на 2014-2015 гг., когда на волне патриотизма им удалось мобилизовать в свои ряды десятки тысяч сторонников. Это было время пассионариев, но оно — очень короткое. Социологи отмечают очень низкий уровень протестных настроений в обществе. То есть недовольство действиями власти достаточно высокое, однако выходить на протесты или предпринимать радикальные действия украинцы не готовы. А, значит, радикальные националистические движения теряют свой козырь — улицу.
Вторая причина — кризис идей. Особенно это стало заметно с продолжающимся патриотическим поворотом "зеленых". Главное — из политической повестки дня исчезла (по крайней мере, пока) тема капитуляции. Потому националистические партии, выступая против продажи земли, против высоких тарифов и так далее, пытаются удержаться на плаву благодаря социальному популизму, присущему левым. Но здесь им сложно тягаться с такими опытными популистами, как, например, "Батьківщина". Оттого полевевшим правым достаются разве что крохи.
Еще одна их проблема — национал-патриотическую нишу крепко заняла "Европейская солидарность" Петра Порошенко, которая эффективно использует каждую возможность сыграть на проколах власти. Последний пример — кампания против попыток "слуг народа" своими законодательными поправками нанести вред закону о государственном языке.
Третья причина кризиса правых — для развития партийных структур необходимо финансирование, а если у партий нет интересных свежих идей, и их поддержка стремительно движется к нулю, то вряд ли стоит надеяться на щедрость спонсоров.
В итоге перед националистами вырисовываются не очень радужные перспективы политического выживания. Собственно, вариантов для них может быть три. Первый — искать источники финансирования, участвуя в качестве бойцов-титушек на стороне тех или иных бизнесменов. На этом на строительство партийных структур не заработаешь, зато можно пересидеть нынешние трудные времена. Правда, есть проблема — к идеологии подобная деятельность не имеет никакого отношения. То есть организация деградирует, к тому же можно схлопотать срок, а прикрыться патриотизмом не получится.
Второй вариант — найти свежие идеи. На поверхности — создание политического движения ветеранов войны. Но для реализации подобного проекта необходимы две вещи — желание самих ветеранов включиться в процесс и единая позиция у самих националистических партий. Их, как сказано выше, много, все они — лидерского типа. Потому изначально этим ребятам надо определиться, кто из них будет главным и чья идеология станет отправной точкой. Ведь и здесь у них есть различия — для кого-то украинский язык является альфой и омегой национализма, для других он просто очень важный элемент, но допускается и русскоязычие. Например, в "Нацкорпусе" очень много русскоязычных.
Третий вариант на сегодняшний день выглядит наиболее реалистичным — радикальные организации будут искать "крышу" в коридорах власти. Тем более что той очень важно контролировать улицу на случай, если Украину накроет волной протестов. Националисты могут либо попытаться эти протесты возглавить и повести их в нужном для власти направлении, либо срывать митинги оппозиционных Зе-власти политсил. Ей также важно отобрать хотя бы часть электората у Порошенко. Сделать это можно или в варианте 2019 года, используя радикальные группы для атак на оппонента, или помочь этим силам — создать для них несколько крупных поводов, благодаря чему они начнут окучивать национал-патриотического избирателя.
Возможен ли вариант без титушек, междоусобиц или подтанцовок для власти? Окно возможностей узко, как игольное ушко. Первый шанс — если вдруг Зеленский наделает ошибок, которые спровоцируют новый майдан. Например, пойдет на капитуляцию. Второй — радикальные правые не поддерживают целый ряд ценностей современного западного мира, и в случае успешной евроинтеграции могут мобилизовать традиционалистов, возглавив движение против "гейропы". Наконец, можно попробовать при поддержке власти выдавить из западных регионов умеренных национал-патриотов и занять их место. Другой вопрос — нужно ли это самой власти…