• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Гуд бай, Зеленский! Когда Саакашвили станет грузинским Манделой

Михеил Саакашвили анонсировал свое возвращение на родину, в Грузию. Когда именно это произойдет, пока неясно. Но официальный Тбилиси уже пригрозил ему арестом

Михаил Саакашвили во время мероприятий по случаю Дня Независимости Украины в Киеве, 24 августа 2020 г.
Михаил Саакашвили во время мероприятий по случаю Дня Независимости Украины в Киеве, 24 августа 2020 г. / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Бывший президент Грузии снова на первых полосах СМИ. Он записал видеообращение к землякам, в котором пообещал вернуться. Заявление Саакашвили сделал за два месяца до парламентских выборов в Грузии, намеченных на 31 октября. А с понедельника в этой стране стартует предвыборная кампания. На обещание экс-главы государства отреагировала глава грузинского минюста Тея Цулукиани, напомнив, что Саакашвили находится в розыске и в отношении его было вынесено несколько приговоров. "Его ждет процедура задержания на границе и грузинская тюрьма", — заявила министр.

Чуть позже нынешний глава исполнительного комитета Национального совета реформ Украины уточнил, что имел ввиду, говоря о возвращении на родину. Со сказанного им можно понять, что Михеил Николозович возвращается в грузинскую политику, но каким именно образом – физически или виртуально – все же неясно.

Поговаривают, что в планах Саакашвили – занять должность главы правительства Грузии в случае победы на парламентских выборах оппозиционных партий. В этом году выборы там пройдут по новой избирательной системе, которая, как считают эксперты, может перевести "Грузинскую мечту" олигарха Бидзины Иванишвили из правящей партии в оппозицию. Если вкратце, то 120 депутатов парламента будут избраны по пропорциональным партийным спискам, еще 30 – по одномандатным мажоритарным округам. Благодаря низкому барьеру (1%), в состав парламента смогут пройти многие партии, но фактически борьба за главный приз – возможность сформировать кабинет министров – все равно развернется между двумя самыми крупными игроками, коими явояются "Грузинская мечта" и Единое национальное движение соратников Саакашвили. Сам он баллотироваться не сможет, поскольку не является гражданином Грузии. А возвращение ему подданства и назначение премьером возможно лишь в случае грандиозного успеха на выборах его политической партии.

Впрочем, как считают многие грузинские аналитики, триумфальный камбэк Саакашвили сомнителен. Во-первых, благодаря очень низкому барьеру оппозиционные голоса будут растягивать мелкие партии. Во-вторых, на руку властям сыграл коронавирус – в Грузии эпидемию смогли обуздать, и этот факт будет среди главных пиарных ходов "мечтателей" Иванишвили. И, в-третьих, заявление Саакашвили о возвращении домой, после чего он физически во время кампании в Грузии все же не появится, способно оттолкнуть избирателей от партии экс-президента. Раз пообещал – должен выполнять.

Попытаемся представить, что Михеил Николозович все же объявится на родине. У грузинских властей в таком случае будет два варианта: первый – депортировать его назад в Украину с запретом въезда в страну, второй – обещанный Цулукиани арест. Оба варианта не очень хороши ввиду предвыборной кампании. Если Саакашвили отправят восвояси, власти обвинят в том, что она либо боится популярности этого политика, либо банально не хочет выполнять судебные решения. При ней же и вынесенные. А это – минус к рейтингам.

Второй вариант, и, не исключено, он мог рассматриваться Саакашвили, — возвращение фактически в тюрьму, откуда он сможет вести агитацию за смену власти в Грузии. Такой себе "Нельсон Мандела на два месяца". Арест бывшего президента, несомненно, способен стать серьезным катализатором для оппозиции. Но такой сценарий может и не сработать. Во-первых, с того времени, как Саакашвили покинул Грузию, нынешняя власть формировала в общественном мнении негативное отношение к этому политику. Основной его посыл – он сбежал из страны, боясь ответственности за содеянное. Во-вторых, другие оппозиционные партии вряд ли будут рады росту популярности "Единого национального движения", поскольку каждая из них решает на выборах свою задачу – попасть в состав нового парламента. А чем больше голосов грузины отдадут партии Саакашвили, тем ниже шансы всех других. Потому остальная оппозиция может в этой истории встать на сторону правительства. Либо же, наоборот, требовать от него более сурового наказания для Саакашвили. И на этом пиариться. То есть в возвращении этого политика во время предвыборной гонки есть и сильные, и слабы моменты. Их примерно поровну.

Представим себе, что сценарий свержения власти при помощи самопожертвования Саакашвили не сработает. В таком случае он останется в тюрьме, но после этого не перестанет быть популярным в своей стране. За него активно начнет вступаться Запад, какие-то заявления сделает и Украина. Проще говоря, грузинским властям будет легче избавиться от Саакашвили, отправив его куда подальше, чтобы избежать проблем в отношениях с западными партнерами. Потому, не исключено, вариант "заграница нам поможет" выйти из тюрьмы также рассматривается Саакашвили. Только придется "побыть Манделой" не два месяца, а немного дольше.

Реклама на dsnews.ua

И здесь самое интересное для нас – вернется ли этот деятель в Украину. В Офисе президента заверяют: Саакашвили продолжит работать над реформированием страны. Но как окажется на самом деле, можно только гадать. Ведь, во-первых, репрессии против Михо в Грузии повысят его популярность среди части украинских избирателей, для которых он станет героем, борцом с пророссийским режимом в Грузии. А во-вторых, похоже на то, что идея Саакашвили вернуться в Грузию совпала с начавшимися проблемами в его отношениях с "зеленой" властью. Напомним, он негативно отреагировал на назначение главой Одесской таможни Дениса Пудрика, зятя экс-депутата Сергея Куницына, который в марте 2020-го возглавил Консультативный совет по делам ветеранов при президенте. Саакашвили назвал назначение Пудрика "типичным старым феодальным институтом кормления, ничего общего не имеющим с государственными интересами". Еще чуть-чуть, и ярлык "барыга" он повесит на Ермака или того хуже — на Зеленского.

Впрочем, даже беглый анализ инициатив Саакашвили в качестве главы исполнительного комитета Национального совета реформ может свидетельствовать о том, что кризис в его отношениях с властью назревал. Большинство идей Михеила Николозовича больше напоминают прожекты, нежели реальные реформы. Сразу после назначения он предложил организовать "площадку против воров, засевших во всех сферах власти". Тогда же агитировал за отказ Украины от кредитов МВФ. В июле заявил о необходимости судебной реформы и вынесения на референдум вопроса об упразднении Конституционного суда. Эту идею резко раскритиковали в Ассоциации юристов. По их убеждению, новация несет риски нарушения Украиной обязательств по обеспечению независимости судебной власти в соответствии с международными стандартами и обязательств об обеспечении права на справедливый суд

Были и другие инициативы. Например, его "офис простых решений и результатов" предложил передать функции Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) частным лицам, а контроль над самовольной застройкой возложить на общественность. Добросовестные участники рынка оценили инновации насторожено: бороться с коррупцией нужно, но отдать все на откуп застройщикам — означает поставить на поток строительные аферы типа "Элита-центра" и "домов Войцеховского".

Проще говоря, кипучая энергия Саакашвили покамест в реальные результаты не воплощается. Зато происходят вещи, которые он резко критиковал при прошлой власти. И может так случиться, история Михеила Николозовича опять продолжится как грузинская и больше не будет украинской.

    Реклама на dsnews.ua