• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

"Большая олимпийская мечта". Смогут ли победы в спорте стать нашей национальной идеей

Украинские спортсмены на Олимпиаде в Токио, мягко говоря, не блещут. Через три года в Париже у них появится возможность реабилитироваться. Если спортивный успех Украины сможет на время сплотить политические и бизнес-элиты

Шпажист Игорь Рейзлин – бронзовый призер Олимпийских игр в Токио
Шпажист Игорь Рейзлин – бронзовый призер Олимпийских игр в Токио / НОК Украины
Реклама на dsnews.ua

В четверг во время форума "Украина 30. Децентрализация" куратор "Большой стройки", замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко анонсировал еще один масштабный проект – строительство 19 современных ледовых арен в разных регионах страны. По его словам, строительство уже начинается и войдет в активную фазу в следующем году. Ориентировочная стоимость проекта — 5,4 млрд грн (из них 4,7 млрд — из государственного бюджета). Также в этом году в рамках "Большой стройки" стартовал проект реконструкции 100 ДЮСШ и 18 спортивных интернатов.

Инициатива правильная, но она нацелена на развитие массового спорта, на отдаленную перспективу того, что в обновленных спортшколах и на ледовых аренах со временем засверкают будущие звезды. Однако далеко не факт, что это случится, ведь для развития спорта нужна не только материальная база — мало построить современный каток или залить воду в бассейн, необходимо тратить серьезные средства на техническую поддержку инфраструктуры, иначе она быстро придет в негодность. Государство не сможет позволить себе такие огромные траты, местная власть – тоже не везде, а отдать в частные руки… Да, бизнесмены будут зарабатывать, но о развитии спорта можно в таком случае забыть.

Далеко за примерами ходить не надо. В соседней Беларуси, президент которой Александр Лукашенко очень увлечен хоккеем, – 32 ледовых дворца. По данным СМИ, они обошлись бюджету страны в $800 млн. Годовое содержание одного такого дворца стоит примерно $1,8 млн.: более трети бюджета ледовые арены вынуждены отдавать только за коммунальные услуги, это без учета зарплат сотрудникам. Проще говоря, они – убыточны.

Есть еще один момент – несмотря на такое количество ледовых арен, уровень хоккея и фигурного катания Беларуси желает лучшего. Ее сборная по хоккею на 2021 г. была 14-й в мировом рейтинге, а на последнем чемпионате мира по фигурному катанию белорусский фигурист стал 17-м, в парном катании белорусы были 18-ми, в танцах на льду не прошли в финал.

У наших фигуристов и хоккеистов результаты хуже, но и ледовых арен, где можно качественно готовиться, у нас мизер. В Киеве, к примеру, это каток на улице Шалетт, где занимаются и хоккеисты, и фигуристы, и шорт-трек. Есть еще "Крыжынка", но она больше для аматоров. Остальные арены в основном зарабатывают свободным катанием — на льду одновременно может находиться большое количество людей, а что фигуриста в такой толкотне не подготовишь. В регионах ситуация ничуть не лучше. То есть, необходимость в спортивных объектах действительно велика, но смысла строить их "ради галочки" попросту нет. Это деньги в никуда.

В разных странах развитием спорта занимаются тоже по-разному. Но успех приходит там, где существует система отбора талантливых детей, их поддержка государством — не только финансовая в виде стипендий, но и перспектива получить хорошее образование. У нас, к сожалению, все сводится к одноразовым премиям, которые олимпийцы могут получить за медаль. Впрочем, судя по выступлениям наших спортсменов на Олимпиаде, проходящей в Токио, это не такой уж и важный стимул.

Напомним, для Украины это седьмая летняя Олимпиада, самое высокое, 9-е место, наши заняли на первых для себя играх в Атланте в 1996 году. Потом последовало 21-е место в Сиднее, которое считалось провалом. В Рио-де-Жанейро в 2016-м Украина была 31-й с двумя золотыми медалями. На зимних Олимпиадах украинцы по медалям – во второй десятке. Винить в провалах только спортсменов неправильно. Надо либо кардинально менять подходы к развитию спорта с прицелом на результат через 5-10 лет, либо сменить людей, отвечающих за отечественный спорт, либо возвести спортивные победы в ранг элемента идеологии успеха государства. И для этого не обязательно копировать других соседей, к примеру, страну-агрессора, где безумная гонка за медалями привела к тому, что из-за допинга ее спортсмены выступают без флага и гимна.

Реклама на dsnews.ua

В 2024 г. в Париже пройдут 33-и летние Олимпийские игры, на которых наши олимпийцы имеют шанс выступить успешно, если в этом будут заинтересованы власти. То есть, не просто записать перед Играми ролик, в котором призвать спортсменов побеждать, а реально воплощать стратегию развития спорта высоких достижений. В том числе, за счет привлечения иностранных специалистов или оплаты тренировок за рубежом. Да, для бюджета страны это накладно. Но у нас есть десятки крупных бизнесменов, которые могут выступить спонсорами проекта "Большая олимпийская мечта". Помнится, в марте прошлого года Зеленский встречался с теми, кого принято называть олигархами, и обсуждал с ними сотрудничество для борьбы с пандемией Covid-19. Насколько помогли — сказать сложно. Но сейчас над головами этих людей завис Дамоклов меч в виде закона об олигархах. Он способен сделать их гибче к предложению государства стать партнерами для развития спорта. Причем абсолютно законно — у нас с июня действует закон о меценатстве в спорте.

И, последнее. Почему нам нужен успех в большом спорте именно в краткосрочной перспективе? Потому что каждая такая победа – образец для подражания. Вспомните недавнюю нашумевшую историю с детьми в спальном районе столицы, которые перед тем, как гонять мяч, пели гимн Украины — так, как пели его наши футболисты на чемпионате Европы. Новые бассейны и катки выполнят свою задачу только тогда, когда дети захотят стать такими же успешными спортсменами, как те, что будут стоять на пьедестале.

    Реклама на dsnews.ua