Промышленное дно — 2016

По итогам прошлого года среди промышленных отраслей не нашлось ни одной, которая бы превзошла показатели 2013-го

Как гласит официальная статистика Госстата, по итогам 2015 г. индекс промышленной продукции в стране составил по сравнению с предыдущим годом 86,6%. Сокращение на 13,4% выглядит весьма значительным даже по сравнению с кризисным 2014-м. Тогда промышленное производство по сравнению с мирным 2013 г. упало лишь на 10%.

Политическая нестабильность, вызванная войной на Донбассе и перманентными войнами внутри политической элиты, разрыв торговых отношений с Россией, низкая инвестиционная активность, рост затрат промышленников, повышение себестоимости продукции на фоне падения мировых цен на ключевые экспортные позиции наших предприятий - ни один из основных факторов, обусловивших сокращение объемов в промышленности, не стал менее значимым за истекший год.

В 2015-м ни одна из основных отраслей не продемонстрировала роста объемов промпроизводства по сравнению с 2014-м. Тем более не нашлось ни одной, которая бы превзошла показатели 2013-го. Если в 2014 г. с небольшим плюсом сработали производители пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, а также изготовители фармацевтических препаратов и электрического оборудования (на 2,5, 1,9 и 0,9% соответственно), то в прошлом году сокращение показали и они в том числе. Причем падение оказалось весьма значительным - только в пищепроме на 11,2%. На фоне обесценивания национальной валюты не приходится говорить о том, что наших производителей вытесняют импортеры. Соответственно, вывод банален - украинцы стали меньше есть и пить. Например, производство хлеба, колбасы и молока в прошлом году сократилось на 10-11%, подсолнечного масла - почти на 20%, сахара - на 30%, а соков - практически наполовину. На 13% обвалилось производство водки. Только табачная промышленность смогла нарастить объемы выпуска сигарет в Украине - на 8% за счет увеличения объемов экспорта в Грузию, Японию, Азербайджан и другие страны.

Кабмину в отсутствие реальных экономических реформ не остается ничего другого, кроме как играться с цифрами официальной статистики. В частности, в отчете о своей деятельности правительство поставило себе в заслугу то обстоятельство, что спад промышленного производства замедлился к концу

Главным неудачником прошлого года стал, как и в 2014-м, углепром. За прошлый год сокращение объемов угледобычи составило 38,1%, а за 2014-2015 гг. в сумме - на 57%. Источником проблемы, как и годом ранее, остался государственный сектор - находящиеся в ведении Министерства энергетики и угольной промышленности шахты (без учета самых больших объединений, оставшихся на оккупированной территории Донбасса) на фоне сокращения объемов господдержки с трудом сводят концы с концами. Как результат, в прошлом году госшахты добыли всего 6,74 млн т угля, тогда как в 2014 г. этот показатель составлял почти 18 млн т. Таким образом, крупнейшее угольное предприятие страны - "ДТЭК Павлоградуголь" Рината Ахметова, выдав на-гора 18,8 млн т (всего на 0,5% меньше, чем годом ранее), обеспечило себе почти 50%-ную долю в общем объеме добычи в стране.

Кроме того, вместе с угольщиками обвалилась и смежная отрасль - производство кокса (основным сырьем для него является коксующийся уголь, основные запасы которого остались на оккупированной территории Донбасса), почти на 17%.

В список главных пострадавших вместе с угольщиками вошли также производители компьютеров, электронной и оптической продукции (эта отрасль обвалилась почти на 29,3% за год и на 44,9% за два года) и производители автотранспортных средств (на 15,3 и 45,5% соответственно). Впрочем, гораздо более сильным ударом по экономике в целом стало падение металлургической промышленности на 16,4% по сравнению с прошлым годом. Эта отрасль является одной из наиболее доходных и экспортно-ориентированных в стране, и сокращение ее объемов производства на фоне снижения цен на мировом рынке чревато недопоступлением в бюджет значительного объема валюты. Чтобы понять масштабы проблемы, достаточно сравнить две цифры: если в 2014 г. Украина экспортировала стали и металлоизделий на $14,6 млрд, то в 2015-м - всего на $8,34 млрд. Похожая ситуация сложилась и в горнодобывающей сфере. Добыча металлических руд сократилась на 5%, но за счет обвала мировых цен поступления от экспорта этой продукции уменьшились почти на $1,3 млрд - до $2,2 млрд.

Конечно, не следует забывать, что наиболее сильно тянут вниз промышленную статистику Донецкая и Луганская области. Донетчина (без учета зоны АТО) продемонстрировала падение промпроизводства на 34,7% за последний год и на 55,3% за два года. Луганщина - на 66% (то есть втрое) за год и на 80,3% (то есть впятеро) за два года. И сегодня невозможно предсказать, как они отчитаются по итогам 2016-го. Это будет зависеть не столько от экономических, сколько от политических и военных факторов. В целом же можно прогнозировать, что в течение первого полугодия нынешнего года Госстат будет сообщать о позитивной динамике в промышленности по сравнению с аналогичными месяцами 2015-го, поскольку именно в первом полугодии прошлого года падение было наибольшим. Но уже во втором полугодии, когда база сравнения станет менее выгодной, можно вновь ожидать резкого ухудшения статпоказателей. Кабмину в отсутствие реальных экономических реформ не остается ничего другого, кроме как играться с цифрами, пока позволяет ситуация. В частности, в отчете о своей деятельности правительство поставило себе в заслугу то обстоятельство, что спад производства замедлился к концу года.