• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Получит ли малый бизнес налоговую революцию

Стимулирование малого бизнеса налоговыми льготами может быть выгодным для госбюджета, если одновременно установить для работников малых предприятий высокую минимальную зарплату
Фото: getworkwell.com
Фото: getworkwell.com
Реклама на dsnews.ua

В условиях кризиса малый (и отчасти средний) бизнес фактически является способом самоспасения населения. Его значение выросло многократно после повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Действи­тельно, в отопительный период ежемесячно на субсидии идут многомиллиардные суммы. Если среди нынешних безработных один миллион человек найдет работу с приличной зарплатой в малом бизнесе, это означает, что на миллион уменьшится количество малообеспеченных семей, нуждающихся в субсидиях.

Однако эта функция самоспасения населения, которую выполняет малый бизнес, не признана государством. Государство относится к малому бизнесу именно как к бизнесу, то есть к способу обогащения, и, соответственно, облагает его налогами. Сейчас 80% всего аппарата фискального ведомства "обслуживают" малый бизнес, хотя на него приходится лишь 15% общей суммы доходов предприятий.
О необходимости изменить это отношение государства говорилось неоднократно. В частности, выдвигалась идея введения для малого бизнеса налоговых каникул. Однако все подобные инициативы и планы в конечном итоге отвергались и отменялись по настоянию фискальных органов, которые пугали ожидаемыми крупными потерями госбюджета, а в действительности заботились о своих коррупционных доходах.

На самом деле можно создать такой механизм стимулирования малого бизнеса налоговыми льготами, который будет выгодным и для госбюджета. Для этого следует вообще отменить все налоги для малого бизнеса на определенное время (например, пять лет), кроме налога на зарплату (единого социального взноса) в приемлемом размере (например, 15%). Чтобы платить этот налог, необходима совсем небольшая отчетность и бухгалтерия. К тому же отмена других налогов будет означать отмену соответствующих взяток, соизмеримых с самими налогами. Так что это будет очень существенное облегчение для малого бизнеса.

Но это облегчение следует обставить одним условием: приличной зарплатой работников. То есть для малого бизнеса следует установить свою минимальную зарплату, которая была бы на 25-75% выше обычной (в зависимости от рода деятельности и региона) и приближалась к средней зарплате в данном регионе. Можно ориентироваться на недавнее заявление министра соцполитики Андрея Ревы: "В следующем году, если удастся еще на 50% поднять минимальную зарплату, то она может составлять более 3000 грн. При средней заработной плате 5500 грн. это уже будет европейское соотношение между минимальной и средней зарплатами". Итак, для малого бизнеса минимальная зарплата должна быть на уровне от 3750 грн. (в аграрных областях) до 5250 грн. (в Киеве).
Тогда в выгоде будут почти все: во‑первых, работники малого бизнеса, во‑вторых, сам малый бизнес, в‑третьих, государство. Пострадают только те 80% фискалов, которые сейчас "обслуживают" малый бизнес и наживаются на нем благодаря привычным коррупционным схемам. Понятно, что всю экономику, включая крупный бизнес, на такие принципы перевести невозможно. Самоспасение и обогащение - это все же разные вещи.

Близкая по содержанию идея уже предложена в проекте реформы Налогового кодекса, обнародованном на сайте Минфина
9 августа. Как утверждает министр финансов Александр Данилюк, этот проект разработан по поручению премьера Владимира Гройсмана рабочей группой с участием представителей Минфина, народных депутатов, представителей бизнеса и экспертов, а теперь выставлен на обсуждение общественности.

В проекте есть целый ряд предложений, направленных на улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы, повышение прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидации распространенных схем уклонения от налогообложения, устранения шероховатостей.

 Одно из этих предложений - введение на период до 31 декабря 2021 г. налоговых каникул (применение нулевой ставки налога на прибыль предприятий) для тех предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 млн грн. и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников является не меньшим, чем две минимальные заработные платы. То есть у малых предприятий будет выбор: либо платить всем работникам зарплату в размере не менее двух минимальных и не платить налог на прибыль, либо продолжить работу на старых принципах.

Реклама на dsnews.ua

Введение новой системы даст эффект не только для малого бизнеса, а для всей экономики. Во-первых, существующие малые предприятия повысят зарплаты своим работникам (за счет экономии вследствие налоговых каникул) - и благодаря этому возрастет платежеспособный спрос на товары и услуги. Во-вторых, налоговые каникулы станут стимулом для создания новых малых предприятий, а значит, повысится уровень занятости населения. Кроме того, уменьшение количества безработных и повышение зарплат в малом бизнесе изменят ситуацию на рынке труда. Крупный бизнес будет вынужден реагировать на это повышением зарплат на своих предприятиях. Очень важно, что в результате украинские рабочие перестанут завидовать российским.

Еще одно важное следствие - миллион граждан почувствуют на себе пользу правительственных реформ. До сих пор реформы почему-то всегда заставляли украинцев затягивать потуже пояса. И само слово "реформы" приобрело отрицательное значение, так же как и словосочетание "требования МВФ". Этот стереотип разрушится, если идея налоговых каникул для малого бизнеса (при существенном повышении минимальной зарплаты работников малых предприятий) будет воплощена в жизнь.

Мнения украинцев об МВФ разделились натрое

Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом остается непонятным для украинцев. Такие выводы можно сделать из результатов исследования, проведенного Институтом социологии На­­цио­нальной академии наук Ук­раины.
34,7% опрошенных негативно относятся к сотрудничеству Украины с МВФ. В то же время 32,1% респондентов ответили, что положительно относятся к этому сотрудничеству. 33% респондентов затруднились с ответом, а 0,1% не ответили на вопрос. Опрос проводился с 13 июня по 4 июля во всех областях (за исключением аннексированного Россией Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской обл.). Было опрошено 1802 жителя Украины старше 18 лет. Погрешность выборки не превышает 2,3%.
Итак, мнения украинцев о сотрудничестве с МВФ разделились практически поровну между "за", "против" и "не знаю". Такое распределение характерно для вопросов, по которым общество слабо информировано и не имеет убедительных аргументов ни "за", ни "против".

    Реклама на dsnews.ua