Звонок Путину. Почему мы не готовы к встрече в нормандском формате

На осень в планах новой Рады стоят изменения в Конституцию, которые, по сути, повторяют то, что 5 лет назад предлагал Порошенко, включая так называемый особый статус Донбасса

Сегодня состоялся телефонный разговор Владимира Зеленского и Владимира Путина. Суть его можно свести к одной фразе: поговорите с ОРДЛО, чтобы они больше не стреляли и не забудьте, что скоро мы должны встретиться в нормандском формате.

Можно, конечно, по-разному относиться к тому, нужна была эта беседа или нет. Но это не главный вопрос, который нужно задавать самим себе. Первый и ключевой вопрос: готовы ли мы к переговорам в нормандском формате? И здесь мы сталкиваемся с глобальной проблемой: нам не о чем говорить с русскими, французами и немцами. Единственный аргумент, который у нас есть - это минские договоренности (если это можно назвать аргументом).

Проблема заключается в том, что нынешний формат нормандской четверки предполагает желание Макрона поскорее решить вопрос автономии для Донбасса и желание Меркель дать минимальный газовый контракт Украине, чтобы открыть Северный поток-2. План россиян также понятен. И здесь мы должны помнить о еще одном важнейшем моменте. Сегодня Путин самый слабый за все годы своего правления. И его окружение прекрасно понимает, что решение вопроса Украины - это один из немногих козырей, которые могут поднять рейтинг Президента РФ.

Что может выложить на переговорный стол Зеленский? Жалобы на то, что не дают разминировать территорию у Станицы Луганской? Или рассказы о сорваном "хлебном перемирии"?

Для того, чтобы сыграть в свою игру, нужно сделать две вещи: озвучить свой план и попытаться консолидировать вокруг него общество. При нынешней поддержке, Зеленский мог бы это сделать, но, к сожалению, пока не делает. Почему? Либо в Офисе президента просто нет собственного плана, либо те, кто отвечает за внешнюю политику, сознательно считают, что можно сыграть во французский или какой-то другой чужой сценарий.

Среди законодательных планов Рады на осень сейчас активно рассматриваются изменения в Конституцию, которые, по сути, повторяют те изменения, которые были уже наработаны конституционной комиссией, включая переходные положения о так называемом особом статусе Донбасса. Главный вопрос заключается в том, готова ли команда Зе идти дальше и формировать законодательное поле для особой автономии ОРДЛО. Пока ответа на этот вопрос нет ни у кого. Но повторюсь, ключевая проблема сегодняшнего дня - это то, что офис Президента не говорит ничего о Донбассе.

Сейчас существует всего три сценария развития событий. Первый - продолжение нынешней ситуации "ни мира, ни войны", которая, де-факто, была планом Порошенко.

Второй - согласие Украины на автономию ОРДЛО и соответствующая интеграция по правилам РФ. И, наконец, третий вариант - предложить свой мирный план и, прикрываясь поддержкой украинского народа, попробовать навязать этот план другим игрокам.

Каким может быть этот план? Мы должны заменить особый статус на полную децентрализацию. И создать одинаковые условия для всех регионов с сохранением ключевых и определяющих полномочий центра. Простой пример: в минских соглашениях прописано право на создание собственной полиции на Донбассе. Прекрасно, принимаем закон о муниципальной полиции, который работает на всей территории страны и одновременно обеспечивает выполнение минских соглашений. И так нужно идти по каждому пункту. Иначе - сценарий автономии по российским правилам приведет к расколу страны и, что еще хуже, к появлению террористических организаций в центре и на Западе. А то, что россияне готовы будут финансировать эти ораюганизации, я даже не сомневаюсь.