"Зоопарк" на колесах продолжает гастроли. Зачем Минобороны купило "Кугуары" у КрАЗа
У военных отсутствует четкое представление о стандартной машине, что вредит общей боеготовности армии
Насыщение нашей армии и силовых структур бронеавтомобилями класса 4х4 — тема практически неисчерпаемая. Особенно на фоне существующего "зоопарка". Судя по всему, и поныне у военных нет четкого представления о стандартной машине. Поэтому наравне с "Козаком-2" для армии продолжают закупать польские машины "Онцилла" (по сути, клон "Дозора-Б"). Также для Национальной гвардии, МВД и армии время от времени покупают машину "Варта" (создана на шасси лесовозного тягача МАЗ-5434).
И вот на днях появились сообщения о том, что Государственная специальная служба транспорта Министерства обороны приобрела два бронированных автомобиля КрАЗ Cougar по цене 7,464 млн грн каждый.
То есть армейцы снова наступают на те же грабли, что и в 2014 г. С началом войны на Донбассе из-за нехватки легкобронированной техники силовые ведомства вынужденно покупали то, что было под рукой — бронемашины от канадско-эмиратской компании Streit Group: Spartan (на базе Ford F550), Cougar (Toyota Land Cruiser 79) и Cobra (Toyota Land Cruiser 200). Они собирались на базе Кременчугского автомобильного завода по принципу отверточной сборки, причем степень локализации представителями КРАЗа оценивалась в мизерные 10-15%.
Машины поступили на вооружение ВСУ, НГУ и Госпогранслужбы и принимали участие в боях в 2014-2015 гг. Однако очень быстро были выбиты — гражданское шасси оказалось не готовым к тем колоссальным нагрузкам, которые должна выдерживать армейская машина. Сказывались и другие достаточно важные моменты. Так, например, для обслуживания машин Spartan требуется специфическое оборудование и компьютерная диагностика, что делает невозможным проведение работ за пределами специально оборудованных станций техобслуживания. А о качестве армейского топлива, оказавшегося плохо совместимым с гражданскими агрегатами, лучше промолчать.
На фронте как инженеры КРАЗа, так и волонтеры пытались каким-то образом модернизировать бронемашины, однако из этого ничего не вышло — сегодня они по большей части выведены из боевого состава. Исключение составляет разве что Госпогранслужба, однако там нагрузки и требования совсем другие.
И вот теперь военные снова покупают "Кугуары". Правда, для Специальной службы транспорта, которая, по идее, действует в тылу, однако для снабжения запасными частями это вряд ли имеет большое значение.
Но вряд ли стоит делать такие закупки при наличии производства гораздо более совершенных бронеавтомобилей на доработанном коммерческом шасси. Речь идет об упомянутом "Козаке-2" от киевской фирмы "Практика" на базе полноприводного Iveco Eurocargo. Машина имеет класс минной защиты STANAG 4569 Level 2 и может перевозить до 10 бойцов в полной экипировке.
Сегодня эти машины ныне активно закупаются армией — 6 декабря около четырех десятков бронеавтомобилей самой современной модификации "Козак-2М1" были переданы 3-му и 8-му полкам Сил специальных операций, 73-му морскому Центру специальных операций и 122-му отдельному батальону 81-й аэромобильной бригады.
К слову, сейчас идут работы по организации лицензионного производства бронеавтомобиля "Козак-2М2" в Индонезии. В 2020 г. между НПО "Практика" и индонезийской государственной компанией PT Pindad был подписан меморандум о сотрудничестве. В сентябре того же года делегация министерства обороны Индонезии совершила визит на предприятие, где ознакомилась с производственными мощностями и последними разработками военной техники. В начале 2021 г. PT Pindad купила два бронеавтомобиля. В итоге новый вариант "Козак-2М2" с измененным капотом и решеткой радиатора (по всей видимости, это свидетельствует об установке другого двигателя) под названием Komodo был представлен на конкурсе на новый бронеавтомобиль для индонезийской армии. Пока результатов конкурса нет, однако представители "Практики" заявляют, что в случае подписания контракта их фирма будет поставлять бронекорпус и некоторые другие элементы, а все остальное будет местного производства.
Таким образом, есть уже отработанная в производстве модель, которую стоило бы официально принять в качестве стандартного образца. Что позволило бы и другим конторам (в том числе и частным) начать разработку специальных машин на ее базе. А потребность ВСУ в самоходных минометах, разнообразных носителях противотанкового вооружения и беспилотников просто огромная.
Однако вместо этого в армии продолжают конструировать "монстров", например, в виде легкой РСЗО "Спека" на базе бронеавтомобиля "Дозор-Б" (который, по-видимому, не будет никогда состоять на вооружении ввиду того, что до его серийного производства дело не дошло) или нового модуля с зенитными ракетами РК-10, который взгромоздили на "Варту". Понятно, что подобный подход, в корне противоречащий унификации, вредит общей боеготовности армии.