Ткаченко отпущения. Во имя чего Банковая пожертвовала министром культуры
Разошлись Зеленский и Ткаченко некрасиво — как говорят в подобных случаях, с плохо скрываемой взаимной неприязнью
Обмен пощечинами
Первый вывод: эта отставка высветила "высокие отношения" внутри нынешней властной команды. Президент Владимир Зеленский и министр Александр Ткаченко работали вместе более трех лет, да и раньше были не чужие люди. До избрания нардепом по списку партии "Слуга народа" Ткаченко возглавлял холдинг "1+1 Media", и именно в эфире "1+1" с 2012 года выходили телепроекты студии "Квартал 95" Зеленского. Взаимовыгодный характер их сотрудничества засвидетельствовала е-декларация Ткаченко за 2018 год, в которой указано владение 16,67% акций ООО "Квартал ТВ".
Тем не менее, разошлись они некрасиво — как говорят в подобных случаях, с плохо скрываемой взаимной неприязнью. Зеленский в вечернем видеообращении рассказал украинцам, что "попросил премьер-министра рассмотреть замену министра культуры и информационной политики Украины". То есть президент не счел нужным встретиться с министром, который три года олицетворял его культуру и информационную политику, не высказал ему ни слова благодарности и даже лишил его возможности самому стать ньюсмейкером своей отставки.
Ткаченко, со своей стороны, через два часа после видеообращения Зеленского выступил с заявлением, в котором продемонстрировал свое неуважение и к президенту, и к своим бывшим коллегам из парламентской фракции "Слуг народа", которые, собственно, и сделали его министром в июне 2020 г. "Принес сегодня вечером премьеру заявление об отставке из-за волны недоразумения насчет важности культуры во время войны. Лишь потом удивился заявлению президента по этому же вопросу", — написал он в своем Telegram-канале.
Ткаченко, как человек культурный, не мог не читать Конституцию. А значит, не мог не знать, что если он принес свое заявление об отставке премьеру, то с таким же успехом он мог бы повесить его на заборе. Ибо по Конституции "члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Верховной Раде Украины о своей отставке". То есть заявление об отставке он должен был подавать в Верховную Раду, а не нести его премьеру или вешать на забор. Также и в законе "О Кабинете Министров Украины" записано, что член Кабмина может быть уволен с должности Верховной Радой "путем принятия отставки члена Кабинета Министров Украины по поданному им заявлению об отставке". Кстати, если вспомнить мартовскую отставку двух министров — Сергея Шкарлета и Павла Рябикина, — то они с заявлениями об отставке обратились по правильному адресу — именно в парламент, а не куда-то еще.
Однако Ткаченко демонстративно проигнорировал своих бывших коллег-депутатов и принес свое заявление премьеру, а затем еще и "удивился заявлению президента". После такой двойной дерзости будет не удивительно, если он присоединится к какому-нибудь альтернативному политпроекту. И можно даже догадаться, к какому — но об этом чуть позже.
Сами себе выкопали яму
Поводом для публичного неудовольствия Зеленского стали многочисленные скандалы вокруг расходования бюджетных средств на всякие цели, странные и сомнительные в военное время. Сначала была волна скандалов местного значения — и Банковая успешно канализировала их на мэров городов. Но когда пошли скандалы о 574 млн грн на строительство музея Голодомора, 370 млн грн на телесериалы, 28 млн грн на тризуб на монументе "Родина-мать" и т.д., то под огнем критики оказалась уже центральная власть. Как раз в это время благотворительные фонды объявили новый мегасбор средств — 120 млн грн на дроны для ГУР МО. И люди резонно возмущались: так обратитесь к Ткаченко, пусть даст вам эту сумму из денег на сериалы.
Естественно, это ударило по рейтингу власти. И Зеленский отреагировал: "Во время такой войны максимум государственных ресурсов должен идти на оборону. А каждый проект, который может быть реализован за счет внебюджетных ресурсов, должен быть реализован именно за счет внебюджетных ресурсов. Это касается разных сфер, в частности, области культуры. Музеи, культурные центры, символы, сериалы — все это важно, но сейчас другие приоритеты. Находите внебюджетные денежные средства. Не государственные".
Ткаченко категорически не согласился. "И частные, и бюджетные средства во время войны на культуру не менее важны, чем на дроны, потому что культура — это щит нашей идентичности и наших границ. И это принципиальная моя позиция против других", — заявил он.
Поражает, что Зеленский и Ткаченко завели эту дискуссию лишь сейчас, на 17-м месяце большой войны, словно у них не было времени и возможности обсудить эту проблему раньше. Нынешние скандалы — это прямое следствие отсутствия у власти стратегического мышления. Сейчас власть тушит пожар, который был запрограммирован еще 3 ноября 2022 г., когда был принят закон о госбюджете на 2023 год. Как местные власти, так и министерства, включая МКИП, всего лишь исполняют этот закон, то есть осваивают полученные ими согласно этому закону средства. Просто сейчас средства уже накоплены и пришло время тендеров, чтобы их тратить. Люди посмотрели в информацию о тендерах на Prozorro — и ужаснулись, хотя ужасаться нужно было еще в ноябре.
Сейчас ни мэры, ни тот же министр Ткаченко не могут волюнтаристски взять и перенаправить средства на благотворительный фонд для закупки тех же дронов. Точнее, они, конечно, могут так поступить, но сразу после этого лучше писать явку с повинной о нецелевом расходовании государственных средств в особо крупном размере.
И на строительство собственного завода по производству дронов они тоже не могут пустить деньги. И на закупку средств ПВО — не могут. Это не их сфера полномочий и ответственности.
Центральная власть, включая президента, СНБО, Верховную Раду, Кабмин и того же министра Ткаченко как главного по информационной политике, не только могла, но и обязана были заранее просчитать все эти последствия, включая скандалы. Еще прошлым летом, когда Кабмин готовил проект госбюджета-2023, можно было принять закон о расходовании бюджетных средств во время войны, где четко расписать приоритеты и возможности как для местного самоуправления, так и для центральных ведомств. А не делать сейчас круглые глаза с таким видом, словно проблема только возникла.
С другой стороны, министр Ткаченко, раз уж он так уверен в необходимости потратить 370 млн грн на сериалы, имел более восьми месяцев, с ноября прошлого года, чтобы доходчиво разъяснить это украинцам, используя и свой любимый телемарафон, и любые другие инструменты информационной политики. Причем именно к сериалам Ткаченко лично приложил руку, и поэтому он никак не может сказать, что узнал об этой статье расходов только вчера.
Еще месяц назад кастинг-директор украинской кинокомпании Pronto Film Алла Самойленко обнародовала "список счастливчиков, кто смог убедить конкурсную комиссию в составе Кирющенко Алексея и Ткаченко Александра в неотложности и эстетическом совершенстве своих ТВ-проектов". В списке 53 сериала. Среди победителей, подчеркивает Самойленко, есть российские форматы, купленные еще до полномасштабного вторжения, они "будут адаптированы и дополнены нашей войной". Заказчиком выступает госпредприятие "Мультимедийная платформа иновещания Украины", которое заведует телеканалами "Freeдом" и "Дом".
Отметим, что в числе 53 счастливчиков оказались и четыре сериала кварталовцев: это проекты "Рік розплати" и "Біженка" ООО "Квартал 95", проект "Пригоди Кро Кро" ООО "Анімаційна студія 95" и проект "Нижча ліга" ООО "Драйв Продакшн" Наума Барули из "Квартала 95". Если Ткаченко надеялся, что это станет предохранителем от претензий со стороны Зеленского, то — ошибся.
Искусственный скандал
Нардеп Алексей Гончаренко из фракции "Европейской солидарности" поделился с читателями его ТГ-канала инсайдом: вместо Ткаченко будут предлагать директора комплекса "Мистецький Арсенал" Олесю Островскую-Люту. "Говорят, именно под нее и была расписана согласованная с Офисом президента игра с требованиями отставки министра", — рассказывает Гончаренко. В то же время он подчеркивает, что этот министр был полностью лоялен и послушен президенту: "Ткаченко выполнял все указания Банковой. Лично (!) утверждал всех спикеров в единый марафон и никогда не делал ничего, что не нравилось Зеленскому".
Поэтому возникает вопрос, зачем Банковая решила избавиться от Ткаченко. Скандалы вокруг сомнительных расходов — это был только повод, причем искусственно раздутый. А реальные причины могли быть совсем другими.
Есть две версии, которые, впрочем, обе могут быть справедливы. Первая версия — отвлечение внимания от намного более крупных схем гораздо более серьезных людей, чем Ткаченко. Зеленский отреагировал точечно, ситуативно. Наказал министра, который хотел потратить миллиард не на войну, а на свое представление о культуре. Но в то же время десятки миллиардов продолжают тратиться на другие не связанные с войной необязательные проекты. Вокруг них не поднято столько шума. И глобально менять эту политику никто не собирается. Зато у общества с помощью показательного изгнания Ткаченко создано твердое впечатление, что Зеленский — непримиримый борец с излишними расходами и всякими схемами распила бюджетных средств.
Вторая версия — демонстрация борьбы с владельцем "1+1" Игорем Коломойским. У Зеленского могла возникнуть потребность показать западным партнерам, что около него уже нет людей Коломойского. Кроме того, даже если министр Ткаченко был абсолютно лоялен президенту, это не означает, что Зеленский считал его своим, — нет, он по-прежнему оставался человеком Коломойского. А по мере приближения выборов это могло показаться обитателям Банковой чересчур опасным.
Наконец, примечателен сериал, который среди 53 победителей вызвал наибольшее внимание общества. Это 24-серийная комедия под рабочим названием "Ингулец", которую за 33 млн грн должна снять фирма "Прототип Продакшн" ведущего "1+1" Юрия Горбунова. В документации на сайте Рrozorro есть аннотация к сериалу: "Два талантливых айтишника Максим и Даниил бегут из фронтового Харькова и, по дороге во Львов, оказываются в Кировоградской области в пгт Ингулец, где всем руководит фермер Алексей Паровоз по кличке "Батя". Программистов записывают в местную самооборону и назначают дежурить на местный блокпост и время от времени работать на ферме".
В эфире "1+1" регулярно появляется владелец ФК "Ингулец" и агрофирмы "Пятихатская" на Кировоградщине Александр Поворознюк, которого усиленно пиарит еще одна ведущая "1+1" Наталия Мосейчук. На Банковой могли заподозрить, что сериал задуман людьми Коломойского для раскрутки нового политпроекта, и сделать оргвыводы.
Впрочем, если бы эти выводы не были сделаны, Зеленский получил бы долгоиграющий скандал о том, что за бюджетные деньги снимается сериал о двух уклонистах, которые сбежали в село охранять и обслуживать местного агробарона вместо того, чтобы пойти на фронт защищать Украину и свой родной Харьков. Именно таким видит украинский культурно-информационный фронт министр Ткаченко. Скоро уже можно будет сказать: бывший министр.