• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Жареный петух клюнул. Что нам делать с территориальной обороной

Украина никогда не сможет содержать вооруженные силы, сравнимые с российскими, поэтому эффективная тероборона — это практически наш единственный шанс на достойный отпор

Территориальная оборона — основа основ обороноспособности государства / mil.in.ua
Территориальная оборона — основа основ обороноспособности государства / mil.in.ua
Реклама на dsnews.ua

Очередное бряцание оружием Россией у наших границ подняло массу проблем с обороноспособностью государства. И прежде всего это касается количественного укрепления силовиков в приграничных областях. По логике этим должна заниматься система территориальной обороны. Однако ее де-факто нет.

До Зеленского

После 1991 г. и вплоть до 2014 г. военные пользовались старой советской моделью, фактически не внося в нее никаких значительных изменений. При этом основной задачей таких формирований была помощь всем государственным структурам в случае техногенных катастроф, разворачивание на случай войны было прописано весьма нечетко. Кроме того, внешнеполитические приоритеты и военная доктрина постоянно менялись, а задачи нет. Поэтому когда весной 2014 г. военные комиссары в областях вскрыли "заветные пакеты", которые годами хранились в верхних ячейках сейфов, оказалось, что планы написаны с учетом того, что противник у нас с запада, а он оказался — на востоке.

Дальше была история с батальонами территориальной обороны, которые формировались "для защиты своей области", но в силу сложившихся обстоятельств были брошены на передовую, где их боевая ценность с легким стрелковым вооружением оказалась сомнительной. В итоге, уже осенью 2014 г., по результатам летних боевых действий какую-то часть батальонов расформировали, а остальные переформировали в мотопехотные батальоны бригад.

Уже в 2015 г. стало очевидно, что саму систему территориальной обороны надо кардинально реформировать. Сначала не нашли ничего лучшего, как начать формировать отряды теробороны при каждом районном комиссариате (от 3 до 5 отрядов в районе). Но очень быстро стало понятно, что в комиссариатах нет системы материального и боевого обеспечения и поэтому такие отряды небоеспособны в принципе. Хотя многие военкомы, занимавшиеся формированием таких отрядов, до сих пор уверены что именно эта схема была самой оптимальной. Мало того, областные и районные администрации всерьез считали их "своими" и всячески содействовали и обеспечивали.

В 2018 г. вместо отрядов теробороны была внедрена система создания в каждой области "бумажных" бригад теробороны мобилизационного типа со сроками готовности до 30 суток. При этом создавался некий организационный костяк из 18 офицеров среднего уровня из запаса, которые находились в штате на постоянной основе в составе Командования Сухопутных войск ВСУ, где впоследствии было создано даже Командование территориальной обороны.

Однако практически сразу оказалось, что под все это не подведена четкая правовая основа. Первой попыткой принять закон "О территориальной обороне" был проект, поданный коллективом авторов во главе с тогдашним спикером парламента Андреем Парубием в июне 2015 г., долго пролежавший в комитете Верховной Рады без движения и снятый с рассмотрения в феврале 2017 г.

Реклама на dsnews.ua

Дальше вяло тянущаяся эпопея перешла на совершенно другой уровень. В 2019 г. были созданы сразу две рабочие группы (военных Генштаба и Сухопутных войск и от РНБО с общественностью вместе), которые к декабрю 2020 г. должны были выработать свои законопроекты.

При Зеленском

Но в итоге законопроект оказался только один — его детали озвучивал ни кто иной, как тогдашний зам секретаря СНБО генерал Сергей Кривонос, а официально вносил депутат от "Голоса" Андрей Шараскин. По меркам Украины закон просто революционный — тут и хранение огнестрельного оружия дома, и создание отдельного рода (вида) войск (по типу, например, Польши) и подчинение напрямую президенту. Интересно были прописаны и задачи территориальной обороны. Кроме довольно стандартных типа "охрана и защита государственной границы" и "охрана и оборона объектов и коммуникаций", были и такие, как "участие в фильтрационных мероприятиях на деоккупированных территориях Украины" и "подавление сопротивления на временно оккупированных территориях". Весьма неоднозначно звучащие в контексте политики "слуг народа" формулировки сработали в негатив — проект фактически зарубили на корню, а тогдашний советник Офиса президента Алексей Арестович и первый зам секретаря СНБО генерал-полковник Михаил Коваль пообещали, что вскоре будет внесен президентский законопроект.

Но время шло, а никакого нового законопроекта так и не было внесено. В итоге срок принятия закона перенесли на конец 2021 г., мотивируя это тем, что сначала нужно принять основные документы стратегического планирования, а только потом под них выписывать закон про территориальную оборону. Мысль в принципе дельная, однако реальность внесла свои коррективы и разворачивание бригад теробороны понадобилось уже сегодня — в апреле. А ни закона "О территориальной обороне", не самой системы просто нет. Есть только журналы, ведомости, бирки и занятия активов батальонов по субботам. Все только принимают участие, но ни за что не отвечают.

Хотя какое-то движение началось — так, например, есть сообщения о том, что бригады терробороны срочно разворачивают в южных областях, которые прилегают к административным границам оккупированного Крыма. Но тут есть серьезные коллизии и манипуляции. Во-первых, все это оформляется только как военные сборы военнообязанных — а это всего 10 дней (с некоторыми допущениями, нарушениями и продлениями может быть 30 дней). Во-вторых, это огромные финансы, которых у государства просто нет. Для примера: по опыту учений, примерная стоимость арендной платы за автомобильную технику для укомплектования только одного батальона бригады теробороны на пару дней обходится государству около 1,9 млн грн. Поэтому можно утверждать, что такое развертывание — не более чем "потемкинские деревни" или "шелест бумаги бумажных бригад теробороны".

В итоге имеем полную незавершенность закрепления на законодательном уровне полномочий органов управления территориальной обороной — Командование территориальной обороны создали более года назад, а функцию непосредственного управления на него возложить забыли. И чем это Командование без полномочий может командовать?

А "Положение о территориальной обороне" образца 2016 года, мягко говоря, вообще не действует. Ведь полным ходом идет административно-территориальная реформа, на законодательном уровне не урегулированы полномочия и обязанности городских и сельских голов, не говоря уже о начальниках районов теробороны.

Фонды для размещения бригад и батальонов теробороны временные — на время сборов, не более того. Все пилотные проекты в Херсонской области оказались просто большим блефом.

"Польский опыт", "опыт стран Балтии", "швейцарская модель" — не более чем громкие названия для прикрытия псевдореформ. Хотя всем должно быть очевидно: территориальная оборона — основа основ обороноспособности государства. Ведь Украина никогда не сможет содержать вооруженные силы, сравнимые с российскими, поэтому эффективная тероборона — это практически наш единственный шанс на достойный отпор. Но никому до этого нет дела.

    Реклама на dsnews.ua