• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зеленский, власть и проблема осени-2024. Какой финал ждет наши политические игры

Украина меняет свой облик в глобальных медиа. И это опасно с точки зрения перспектив западной поддержки

фото Зеленского и Байдена
Evan Vucci/AP
Реклама на dsnews.ua

Помнится, два месяца назад все мы очень переживали, что после атаки ХАМАС на Израиль внимание всего мира переключится на Ближний Восток. Ну что ж, сейчас Украина возвращается в фокус внимания. Однако теперь репортажи рассказывают не о героическом отпоре российской агрессии, а о глубоких раздорах в украинском обществе.

Диагноз от NYT

Примером нового тренда может служить большой обзор в New York Times, озаглавленный "Политические дрязги будоражат Украину, пока она ищет большей военной поддержки". Там есть полный набор последних склок в украинской политике: и невыпущенный для поездки в США Петр Порошенко, и конфликт между Владимиром Зеленским и генералом Валерием Залужным, и наезды на Залужного со стороны "члена парламента от партии Зеленского" Марьяны Безуглой, и критика в адрес Зеленского со стороны мэра Киева Виталия Кличко.

Автор обзора — британская журналистка, старший корреспондент NYT Карлотта Галл. Вполне резонно она связывает внутренние разногласия с неудачами на фронте. "Поскольку военная кампания столкнулась с трудностями, внутри политического руководства Украины начала расти критика", — констатирует журналистка.

И она точно не старается раздуть конфликты. Наоборот, свой обзор она заканчивает цитатой Порошенко с призывом к украинским политикам проявить единство: "Прекратите нападать на Залужного, прекратите нападать на Зеленского, прекратите нападать на Порошенко и действуйте по-настоящему эффективно ради единства".

Однако со стороны представителей команды Зеленского подобных призывов не прозвучало. Поэтому у читателя после прочтения обзора остается впечатление, что в разрушении единства и политических склоках виновата власть.

Проблема Украины в том, что подобные репортажи теперь будут не исключением, а правилом. Какое-то время наши внутренние разногласия будут затеняться более масштабными разногласиями в Конгрессе США. Но представим себе, что республиканцы и демократы все же сумели договориться и удовлетворили просьбу администрации Джо Байдена направить на помощь Украине $61,4 млрд. Зима. Но на фронте больших изменений нет. И все наши внутренние раздоры выйдут на первый план.

Реклама на dsnews.ua

Возможные рецепты

С точки зрения США и всего Запада (причем не только истеблишмента, но и медиа и, как следствие, обывателей) наша внутренняя политика становится фактором, важным для оценки Украины как страны. Которой то ли нужно продолжать помогать, то ли можно уже не помогать. Даже если нам повезет, и мы закроем 2024-й деньгами США и ЕС, то что дальше?

Можно, конечно, сделать ставку на то, что весной у нас будет успешное наступление, и глобальные медиа вновь будут рассказывать о наших победах. А любые претензии к власти на этом фоне будут никому не интересны. Но это слишком рискованный рецепт.

Нынешняя задержка американского финансирования — это всего лишь репетиция гораздо более серьезной проблемы, которая возникнет следующей осенью. 1 октября в США начнется новый финансовый год, и опять, как и в нынешнем году, бюджет не будет принят вовремя. Все будут ждать результатов голосования 5 ноября, когда американцы выберут президента, Палату представителей и треть Сената.

Все наше дальнейшее будущее будет зависеть от того, как мы на тот момент будем выглядеть в глазах американцев. Как страна, о которой стыдно упоминать, потому что там идет перманентная политическая война всех против всех, процветает коррупция и т.д. Или же как сплоченная и гордая страна, которая третий год перемалывает российские войска, и которая достойна максимальной помощи.

Если мы сконцентрируемся на внутриполитических играх, то доиграемся до того, что нам не захотят помогать ни республиканцы с Трампом, ни демократы с Байденом. И тогда уже будет совершенно не важно, кто там у них победит.

По идее, власть должна делать выводы и извлекать уроки на будущее. Можно, например, начать с максимально широкой коалиции в парламенте. Максимально — это значит без осколков ОПЗЖ. Эта коалиция вполне была бы способна сформировать правительство технократов. В его состав могли бы войти профессионалы, делегированные парламентскими партиями. А на ключевые посты, такие как премьер-министр и министр финансов, следует искать кандидатуры, способные получить безоговорочную поддержку со стороны западных партнеров и кредиторов.

Тогда, во-первых, будет легче находить финансовую помощь и меньше будет подозрений в ее разворовывании или нецелевом расходовании. А во-вторых, исчезнет много поводов говорить о коррупции власти, то есть "слуг народа" и команды Зеленского.

Когда вся власть, включая пост президента, весь кабинет министров и правящее парламентское большинство, принадлежит одной политической силе, то эта сила, хочет она того или нет, собирает на себе весь негатив, особенно подозрения в коррупции и неадекватности. Раньше это не было особенно большой проблемой, ибо этот негатив циркулировал внутри украинского сегмента интернета. Но сейчас он уже выплескивается в мировые медиа и начинает формировать западное общественное мнение об Украине. И это уже проблема не одного Зеленского, а всех нас.

Для наружного и внутреннего применения

Этот рецепт (максимально широкая коалиция и технократическое правительство) следовало бы использовать еще два года назад, когда опасность большой войны уже нельзя было игнорировать. И тем более было нужно институционально укреплять национальное единство после 24.02.2022.

Можно понять, почему это не было сделано. Раньше Зеленский не желал делиться властью, чтобы после победы не делить лавры победителя. А победа считалась на Банковой едва ли не свершившимся фактом. "2023-й должен быть и обязательно будет годом нашей победы!" — обещал Зеленский 29 января. И затем ожидалась триумфальная победа на президентских выборах 31 марта 2024 г.

Но жизнь внесла коррективы. Впереди то ли война на истощение, то ли плохие компромиссы. Полмесяца назад Давид Арахамия уже вбросил пробный шар о референдуме. В интервью на "1+1" он рассказал о перспективе того, что придется идти на договоренности с врагом. "Если кто-то что-то будет подписывать и это нужно будет ратифицировать в парламенте, то в парламенте просто друг друга убьют. Очень полярные взгляды будут. И такие вещи, я считаю, нужно делать только через референдум. Если народ скажет, что надо так, я сделаю это, не глядя, — просто свое мнение подальше засуну и буду делать так, как скажет народ", — рассказал лидер "слуг народа" в Верховной Раде.

В такой ситуации умный человек захотел бы поделиться властью и тем самым — ответственностью за принимаемые решения. Чтобы любое решение, принципиально важное для всей страны, принималось не какой-то одной политической силой, а коалицией национального единства.

Тем более это актуально в наших реалиях, когда все готовы друг друга подозревать в зраде, тайных переговорах и пр. А почему бы и не подозревать, если единства нет и каждый — сам за себя.

Широкая коалиция и технократическое правительство — это лекарство не только для того, чтобы лучше выглядеть в общении с западными донорами. Оно полезно также и для внутреннего применения.

Но какие настроения царят в Офисе президента Зеленского? Пока что обитатели Банковой не демонстрируют желание разделить полноту власти и, как следствие, ответственность. А пока это так, в западных медиа будет появляться все больше репортажей о политических склоках, которые разъедают Украину изнутри.

    Реклама на dsnews.ua