• USD 41.5
  • EUR 46.1
  • GBP 54.8
Спецпроекты

Проблемы у Шольца и не только. Может ли Украина потерять поддержку Германии после выборов в Бундестаг

Новой реальностью внутриполитической жизни Германии становится формула "Россия раскалывает, Украина объединяет"

Реклама на dsnews.ua

В воскресенье, 1 сентября, состоялись выборы в ландтаги (земельные парламенты) Саксонии и Тюрингии — двух земель на юге бывшей ГДР. Политические предпочтения восточных немцев, конечно, нельзя считать типичными для всей Германии. Тем не менее, выборы в двух землях зафиксировали две важные тенденции, которые, вероятно, проявят себя и на общенациональном уровне на выборах в Бундестаг через год — 28 сентября 2025 г.

Градус политических страстей

Первая тенденция — это накал политических страстей.

Политическая температура — это не метафора. Это величина, которая точно определяется на каждых выборах. Измеряется она в процентах явки избирателей. Низкая явка означает, что общество сонное и равнодушное. А когда страсти накаляются — тогда явка высока.

Так вот, явка в Саксонии достигла 74,4%. Это самый высокий показатель за всю посткоммунистическую историю этой земли. Даже в 1990 году явка была ниже — 72,8%. На остальных выборах, с 1994 по 2019 год, она была намного ниже — между 49,1% и 66,5%.

Практически такая же явка в Тюрингии — 73,6%. Это чуть ниже, чем в 1994 году (74,8%), но выше¸ чем в 1990 году (71,7%), и намного выше, чем на остальных выборах, с 1999 по 2019 год (между 52,7% и 64,9%).

О чем это говорит? Германия подошла к той черте, за которой ее могут ждать большие потрясения — или, как минимум, серьезные внутриполитические перемены.

Реклама на dsnews.ua

Новые претенденты на лидерство

О том же говорит и вторая тенденция. А именно — укрепление позиций двух партий, которые претендуют заменить многолетних лидеров немецкой политики.

В правой части политического спектра это ультраправая AfD — Alternative für Deutschland, то есть "Альтернатива для Германии". Она отбирает электорат у традиционного правого блока ХДС/ХСС.

В левой части спектра это BSW — Bündnis Sahra Wagenknecht, то есть Альянс Сары Вагенкнехт. Эту партию создали год 10 депутатов Бундестага от Левой партии, в том числе Сара Вагенкнехт и Амира Мохамед Али, которые стали сопредседателями BSW. Она теснит социал-демократов и левых.

Общей особенностью обеих новых партий, AfD и BSW, является приверженность откровенно пророссийским и антиукраинским лозунгам. Более того, именно на этих лозунгах они обе поднимаются, отвергая проукраинский курс, которого придерживаются как правящая коалиция "Светофор" ("красные" социал-демократы, "желтые" свободные демократы и зеленые), так и крупнейшая оппозиционная сила ХДС/ХСС.

В Тюрингии сейчас правят левые в союзе с социал-демократами и зелеными. По итогам выборов 1 сентября все три партии оказались в минусе. Если сравнить с результатами пять лет назад, то популярность левых упала с 31 до 13,1% (соответственно число мандатов сократилось с 29 до 12). Поддержка социал-демократов снизилась с 8,2 до 6,1% (и число мандатов — с 8 до 6). Зеленые получили падение с 5,2 до 3,2% и теперь вместо пяти мандатов не будут иметь ни одного (поскольку не преодолели 5%-ный барьер). Еще один неудачник — свободные демократы: их поддержка сократилась с 5 до 1,1% (и число мандатов — с 5 до нуля).

А кто же поднялся вместо них? ХДС получил минимальное улучшение — с 21,7 до 23,6% голосов, или с 22 до 23 мандатов. В то же время популярность AfD выросла с 23,4 до 32,8%. Ее фракция расширится с 21 до 32 мест и станет крупнейшей в ландтаге. А третью по численности фракцию (после AfD и ХДС) создаст BSW — у него 15,8% голосов и 15 мандатов.

В ландтаге Тюрингии 90 мест. AfD и BSW суммарно получили 47, то есть более половины. И они могли бы самостоятельно сформировать правительство. Правда, неонацистский имидж AfD крайне затрудняет возможность коалиции с этой партией для всех остальных политических сил, в том числе для BSW. Но это означает, что должны образовать коалицию ХДС, BSW и левые (с социал-демократами или без них). То есть антиукраинская BSW уже обеспечила себе участие в правительстве Тюрингии.

Похожая перспектива и в Саксонии. Сейчас там правит широкая коалиция ХДС, зеленых и социал-демократов. В ландтаге Саксонии 120 депутатов. По результатам выборов 1 сентября фракция ХДС сократится с 45 депутатов до 41, зеленых — с 12 до 7, социал-демократы сохранят свои 10 мест. Кроме того, с 14 до 6 депутатов уменьшится фракция левых. В то же время фракция AfD расширится с 38 до 40 мест. И 15 мандатов получит BSW.

AfD и BSW суммарно получили 55, то есть меньше половины. Это означает, что теоретически при формировании коалиции можно было бы обойтись без обеих этих партий. Но на практике премьер Саксонии Михаэль Кречмер уже заявил о возможности коалиции ХДС, BSW и социал-демократов. "Это будет нелегко, это займет время, но это возможно", – сказал он в эфире Deutschlandfunk.

Очевидно, он рассчитывает при этом сохранить пост премьера. "Я хочу служить этой земле, я хочу дать этой земле стабильное правительство", – подчеркнул Кречмер.

Основатель BSW Сара Вагенкнехт выдвинула условие альянсов в ландтагах: партии-партнеры должны отвергнуть размещение в Германии американских ракет средней дальности и продолжение поставок вооружений в Украину. Сопредседатель BSW Амира Мохамед Али сообщила, что от премьера Саксонии Михаэля Кречмера пришел сигнал, что "у него тоже такая позиция".

Что получит Путин в Германии через год

Понятно, что ландтаги и земельные правительства не влияют на внешнюю политику Германии — это прерогатива Бундестага и федерального правительства. Тем не менее, выборы 1 сентября были для BSW лишь пробой сил — причем довольно успешной, как видим.

Эта партия уже, с высокой вероятностью, войдет в состав правящих коалиций в Саксонии и Тюрингии. 22 сентября пройдут выборы в еще одной земле, Бранденбурге (тоже на территории бывшей ГДР). Последние опросы дают там 24% AfD, 20% социал-демократам, 19% ХДС и 17% BSW. То есть и там тоже BSW может попасть в правящую коалицию, поскольку эта партия в глазах ХДС и социал-демократов выглядит меньшим злом, чем AfD.

Канцлер Германии Олаф Шольц фактически подтвердил это. Он назвал результаты земельных выборов "горькими" и призвал партии в Саксонии и Тюрингии создавать альянсы без ультраправой AfD. "Все демократические партии сейчас обязаны сформировать стабильные правительства без правых экстремистов", — сказал Шольц.

Впрочем, BSW меньшее зло не только в том смысле, что эта партия менее одиозная по своей идеологии, но и буквально: она вдвое менее популярна, чем AfD. Поэтому в любой коалиции BSW будет младшим партнером, тогда как AfD претендовала бы на ведущую роль.

Что же касается перспектив на выборах в Бундестаг через год, то Путину рано радоваться. Канцлер Шольц и возглавляемое им правительство партий "Светофора" утратили поддержку прежде всего из-за своей экономической политики, а не потому, что поддерживают Украину.

Если сравнивать последние соцопросы с результатами выборов в Бундестаг три года назад (26 сентября 2021 г.), то популярность социал-демократов упала с 25,7 до 16%, зеленых — с 14,7 до 11%, свободных демократов — с 11,4 до 4%. Кроме того, поддержка левых снизилась с 4,9 до 3%.

В то же время ХДС, похоже, выбрался из своей "черной полосы", в которую он попал под конец правления Ангелы Меркель. Его популярность выросла с 24,2 до 31%. И сейчас ХДС/ХСС — это политическая сила номер один. Поддержка AfD за эти три года поднялась с 10,4 до 19%, а BSW "заработал" 9%.

Таким образом, если бы выборы в Бундестаг проводились сейчас, то AfD и BSW суммарно набрали бы 28%. То есть даже объединенными усилиями они не смогли бы никому диктовать свои требования, такие как прекращение поддержки Украины.

С другой стороны, 28% — это, конечно, немало. И существует серьезна угроза, что за год эти проценты вырастут. Путин, несомненно, приложит к этому максимальные усилия.

Но эта угроза может привести к двум последствиям. Во-первых, ХДС/ХСС, социал-демократы, зеленые используют ее, чтобы мобилизовать свой электорат. В результате должна вырасти явка, как это мы увидели на выборах в Саксонии и Тюрингии.

А во-вторых, названные три партии могут составить большую коалицию. И это никого не удивит. За последние 20 лет трижды действовала большая коалиция в составе ХДС/ХСС и социал-демократов: в 2005-2009, 2013-2018 и 2018-2021 гг. Иными словами, если взять 20-летний отрезок с 2005 по 2025 год, то 12 лет из этих 20 ХДС/ХСС и социал-демократы правили совместно.

То есть это уже скорее правило, чем исключение. И в 2025 году эта возможность, с большой вероятностью, будет снова использована. Причем необходимость поддержать Украину и противодействовать России послужит объединяющим фактором — впервые за всю историю Германии после Второй мировой войны.

    Реклама на dsnews.ua