Защитная земляная дамба Киевского водохранилища не выдерживает построенных на ней коттеджей
Массовая застройка защитной дамбы Киевской ГЭС грозит затоплением территории в 200 тыс. га. Элитные коттеджи высокопоставленных чиновников и народных депутатов создают на это гидротехническое сооружение нагрузки, на которые оно не рассчитано.
Специалисты даже не могут оценить ее текущее состояние, поскольку не имеют доступа к оказавшимся на частных территориях гидрогеологическим объектам. Это может обернуться катастрофой для жителей всего левобережья Киевского моря, а государственной казне грозит потерей сотен миллионов гривень.
Элитные коттеджи один за другим появляются на правом берегу обводного канала дамбы на участке между Вышгородом и селом Лебедивка. Частные владения занимают уже 30 из 77 км берегов канала, протянувшегося параллельно левому берегу Киевского водохранилища.
Около двух десятков домов в несколько этажей на бетонных фундаментах расположились прямо на земляном валу шириной в километр, который должен защищать левобережные села от подтопления (водное зеркало Киевского моря здесь на несколько метров выше окрестных земель). Экологи утверждают, что дамбе угрожает опасность, а жителям территории площадью примерно 200 тыс. га — как минимум подтопление жилищ.
"Дамба полностью земляная и предназначена для медленной фильтрации дренажных стоков водохранилища. Это очень хрупкое сооружение, в советское время здесь было запрещено не только строить, а даже ездить на грузовиках и парковать легковые машины. Дворцы в несколько этажей и многотонные намывы песка разрушают ее день за днем. Застройщики вырубили значительную часть защитной лесополосы, которая высажена специально, чтобы впитывать и удерживать грунтовые воды", — рассказывает "ДС" эксперт Национального экологического центра Украины Александр Соколенко.
В Вышгородском горсовете отмечают, что землеотводы на дамбе начали оформлять более десяти лет назад. Тогда же стали появляться и первые постройки. Сначала на подставных лиц оформлялись участки площадью в 10 соток, которые затем объединялись в целые имения. Впоследствии немалая часть земель была присоединена к ним самозахватом.
"Когда мы сверили реальное расположение коттеджей и частных территорий с публичной кадастровой картой, то оказалось, что многие участки официально вообще не существуют. Похоже, что Госземагентство попросту засекретило эту информацию", — возмущается председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
Большинство захваченных территорий до сих пор формально отнесены к прибрежной защитной полосе, находящейся в собственности государства. На деле же береговая линия уже испещрена намытыми частными пляжами и причалами для яхт и катеров.
Жители близлежащих сел говорят, что данными территориями завладели бывшие и действующие министры, судьи, прокуроры, народные избранники. Местная власть разводит руками: вводить специальные ограничения на территории дамбы она не уполномочена, а запрет на ведение строительных работ в подобных зонах и так никто не отменял. Но это не мешает влиятельным владельцам коттеджей получать нужные разрешения в госорганах.
"Депутаты просто не в состоянии повлиять на данный процесс. На любую попытку противостоять застройке или отводу земли строители показывали нам все необходимые бумаги от "Укргидроэнерго" и от профильных министерств, — сетует депутат Вышгородского горсовета Виктор Добровольский. — А поскольку вся эта земля находилась на балансе предприятий многих ведомств (Минприроды, Минтопэнерго, Минагрополитики, Госкомлесхоза), чиновники, ставившие подписи, рассчитывают в случае возникновения катаклизм отделаться коллективной ответственностью".
Насколько серьезна опасность, угрожающая дамбе, когда и в каком масштабе может произойти авария, специалисты прогнозировать не берутся. О ее нынешнем состоянии им известно немного.
"По всей дамбе стоят наблюдательные скважины для контроля уровня и состояния грунтовых вод, но попасть на эти скважины уже давно невозможно, поскольку участки обнесены оградой, за которую не пускает частная охрана с собаками", — объяснил "ДС" начальник отдела гидрологии и управления водными экосистемами Института гидробиологии Национальной академии наук Владимир Тимченко.
С уверенностью можно утверждать лишь одно: затопление такой масштабной территории обойдется государственному бюджету в сотни миллионов гривень.
"Десятки миллионов тратятся только на компенсации природных подтоплений жилищ. А последствия техногенных аварий всегда более масштабны, да и готовность к ним в нашем государстве значительно хуже", — убеждена Татьяна Тимочко. К тому же от казенных денег явно не откажутся и высокопоставленные новоселы, чьи хоромы в случае аварии на дамбе пострадают первыми.