Закон о мобилизации. Чем новый проект лучше и хуже старого
Вряд ли кто-то сейчас даст гарантии, что новый законопроект о мобилизации наберет в Верховной Раде 226 голосов в первом чтении
Во вторник, 6 февраля, начнет работу новая сессия Верховной Рады. Ей предстоит решить судьбу нового законопроекта о мобилизации №10449. Представлять его в парламенте будет министр обороны Рустем Умеров, содокладчик — главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
Новый проект внесен правительством 30 января на замену старому проекту №10378, который поступил в парламент 25 декабря и был отозван 11 января. Отличия нового проекта от старого важны для двух категорий граждан: для тех, кто уже воюет; и для тех, кого могут мобилизовать. То есть это затрагивает едва ли не каждую семью.
Для тех, кто уже воюет
Между отзывом старого проекта и внесением нового произошло одно примечательное событие. 21 января было обнародовано интервью президента Украины и верховного главнокомандующего ВСУ Владимира Зеленского британскому телеканалу Channel 4 News. Там он четко высказал два тезиса о мобилизации.
Первый тезис: мобилизация необходима, чтобы обеспечить демобилизацию тех, кто воюет с начала полномасштабного вторжения России. "Вопрос мобилизации… прежде всего, это вопрос справедливости. Потому что есть люди, которые с первого дня на войне, — подчеркнул Зеленский. — Они заслуживают справедливости, что их заменят другие".
Второй тезис: "Я пока не увидел достаточно понятных деталей, чтобы сказать, что полмиллиона нужно мобилизовать". Напомним, в декабре Зеленский сообщил, что главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и Генеральный штаб ВСУ "предложили мобилизовать дополнительных 450-500 тысяч человек".
Как согласовываются эти два тезиса — вопрос сложный. Можно было предположить, что Зеленский все-таки хочет мобилизации, но не большой, а малой. Правда, тогда и справедливость получится аналогичного размера. Возможен и другой вариант: пообещать справедливость, но не гарантировать ее. И вот теперь оказывается, что в новый законопроект о мобилизации заложена именно эта логика.
Напомним, какой механизм предложил старый законопроект.
В статью 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" вводится норма о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (в том числе мобилизованные, резервисты, лица офицерского состава) или кадровую военную службу, увольняются со службы "в связи с окончанием срока службы (если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу) — в случае непрерывной службы во время действия военного положения в течение 36 месяцев".
В статью 23 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" вводится норма о том, что военнообязанные, которые проходили военную службу во время действия правового режима военного положения и были уволены со службы в запас, не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации в течение двух лет со дня увольнения с военной службы.
Таким образом, все, кто после начала большой войны отвоюет три года, смогут уволиться в запас. И их можно будет призвать снова не раньше, чем через два года.
В новом проекте все это осталось, но с одним дополнением. Увольнение на основании "непрерывной службы во время действия военного положения в течение 36 месяцев" уже не гарантировано. Теперь все будет зависеть от желания Зеленского. "Увольнение с военной службы военнослужащих, которые получили право на увольнение со службы по этому основанию, осуществляется в сроки, определенные решением Ставки Верховного Главнокомандующего", — записано в новом проекте.
Эта идея уже встретила негативные отклики народных депутатов. Например, Алексей Гончаренко из "Европейской солидарности" возмущается: "Нас всех развели и просто обманули. Говорили о демобилизации, а четких сроков службы так и не прописали. Прописали, что это возможно, когда-то, наверное, как будет время. То есть просто кинули и обманули людей. Вы ведь понимаете, да, что никакой демобилизации через 36 месяцев не будет. Вы и с мобилизацией получите проблемы именно потому, что нет предельных сроков службы. Люди просто будут понимать, что это не почетная служба, а рабство. В таком виде за этот законопроект голосовать не буду".
Норма о том, что сроки увольнения будет устанавливать Ставка, появилась, конечно, по желанию Зеленского. И появилась она именно потому, что Зеленский хочет в этом году обойтись малой мобилизацией вместо большой — не 500 тысяч новых солдат, а 200-300 тысяч или еще меньше. Скорее всего, этого не хватит, чтобы через год (весной 2025-го) отпустить на дембель всех, кто отвоюет три года.
Но сейчас Зеленскому важно задекларировать справедливость. А будет ли она реализована — этот вопрос переносится на потом, куда-то в 2025 год.
Для тех, кого могут мобилизовать
В новом законопроекте реализовано еще одно пожелание Зеленского. Он озвучил его в интервью немецкому телеканалу ARD 24 января. "Есть случаи, очень неправильные, когда представители военкоматов ходили по улицам и искали ребят, которые не приходили в военкоматы, — признал он. — Поэтому я и попросил наших военных, когда они будут готовить этот законопроект, их и депутатов, я попросил, чтобы не было шансов ходить по улицам. Есть сегодня возможности применения диджитал-формата и тому подобного".
То есть пожелание сводится к тому, что нужно убрать некрасивую картинку на улицах и перевести ее в аналогичные методы в диджитал-формате. И это реализовано.
В новом проекте, в отличие от старого, уже нет вручения повестки о вызове в ТЦК представителями ТЦК или полицейскими по месту жительства (пребывания) гражданина, по месту работы и в общественных местах. Тем не менее, остается возможность получить повестку под расписку или через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста. В новом проекте, как и в старом, записана обязанность граждан регистрировать электронный кабинет.
А если гражданин не зарегистрирует электронный кабинет? Или зарегистрирует кабинет, но на повестку не отреагирует?
Тогда оба проекта, старый и новый, предлагают наделить Нацполицию дополнительными полномочиями: осуществлять административное задержание и доставку в ТЦК лиц по статьям 210 "Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета" и 210-1 "Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации" Кодекса Украины об административных правонарушениях.
А если уклонист спрятался и Нацполиция не может его найти? В таком случае наступает наказание — опять же, в диджитал-формате, как и просил Зеленский.
Новый проект, в отличие от старого, предлагает дополнить закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации" новым разделом "Меры влияния на граждан, не исполняющих обязанности, предусмотренные этим законом во время мобилизации".
Если Нацполиция в течение 15 дней не может задержать и доставить лицо в ТЦК, тогда руководитель ТЦК направляет этому лицу в электронный кабинет или по обычной почте (рекомендованным письмом с уведомлением о вручении) требование о выполнении им своих обязанностей. Требование считается врученным, как только оно доставлено в электронный кабинет или в почтовом сообщении проставлена отметка об отказе лица получить требование или о невозможности вручения требования лицу по другим причинам.
Короче, смысл этой процедуры в том, чтобы создать законное основание для обращения в суд. А дальше суд по иску ТЦК подвергает лицо трем наказаниям: 1) ограничение в праве выезда за пределы Украины; 2) ограничение в праве управления транспортными средствами; 3) наложение ареста на средства и другие ценности физического лица, находящиеся на счетах и на хранении в банках и т.д.
Конечно, с точки зрения уклониста все это смешно. Он не собирается пересекать границу; ездит только на такси, в общественном транспорте или ходит пешком; все деньги, которые были на банковских счетах, снял наличкой или перевел на счета родственников.
Тем не менее, он получает новый статус: признанный судом уклонист от военной службы. И если он все-таки подвергнется проверке документов, у полиции будет весомое основание его задержать. Новый проект предлагает дать полицейским право (в период действия военного положения) требовать у лица мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет предъявления им военно-учетного документа вместе с документом, удостоверяющим личность, способом, позволяющим полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах.
В новом проекте, как и в старом, записано, что в период проведения мобилизации граждане Украины в возрасте от 18 до 60 лет, состоящие на воинском учете или снятые с него, обязаны иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию представителя ТЦК или полицейского. Во время проверки документов представитель ТЦК или полицейский может осуществлять фото- и видеофиксацию процесса предъявления и проверки документов с применением технических приборов и средств фото- и видеофиксации, а также использовать технические приборы, средства и специализированное программное обеспечение с доступом к Единому государственному реестру призывников, военнообязанных и резервистов.
То есть суть проверки документов будет заключаться именно в том, чтобы выявить уклонистов по Единому госреестру. По-видимому, с ними уже не будут играться в выписывание повесток, а сразу будут отвозить в ТЦК.
Вместо прогноза
Конечно, это еще не окончательный вариант закона. Более того, помня печальную судьбу старого проекта, нельзя исключать, что и новый проект столкнется с непреодолимыми препятствиями. Прежде всего, вряд ли кто-то сейчас даст гарантии, что этот закон наберет 226 голосов в первом чтении. Хотя проект учел два базовых пожелания Зеленского, остается невыясненным главный вопрос: а нужен ли ему этот закон вообще.