Загадка 31.03.2024. Захочет ли Зеленский президентских выборов в конституционный срок
Кто платит, тот и заказывает музыку. И если Запад все-таки даст нам деньги на выборы — то, наверное, он сам нам скажет, что мы должны сделать, чтобы выборы были признаны легитимными и демократическими
Главная интрига нового политического сезона может оставаться загадкой вплоть до декабря. По Конституции, очередные выборы президента проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента. То есть — 31 марта 2024 года. Также в Конституции записано, что назначение выборов президента в сроки, предусмотренные Конституцией, принадлежит к полномочиям Верховной Рады. Согласно Избирательному кодексу, Рада должна это сделать не позже чем за сто дней до дня выборов. То есть — не позже 22 декабря 2023 г.
О том, что президентские выборы в конституционный срок могут быть проведены даже в условиях войны, уже дважды заявил Владимир Зеленский: в интервью Наталье Мосейчук (Раевской), которое показали на телемарафоне 27 августа, и в интервью португальскому общественному телеканалу RTP, которое было обнародовано 30 августа.
Но "могут быть проведены" еще не означает "непременно будут проведены". Чтобы выборы были объявлены, необходимо выполнить ряд условий. Назовём важнейшие: внести изменения в законодательство; найти деньги; получить одобрение западных партнеров; иметь личное желание Зеленского проводить выборы.
Сейчас ни об одном из этих условий нельзя уверенно сказать, что оно обязательно будет выполнено. Можно только взвесить аргументы за и против.
Четыре требования Зеленского
Конституция не запрещает проведение президентских выборов в условиях военного положения. Но такой запрет есть в статье 19 закона "О правовом режиме военного положения". В Избирательном кодексе записано, что в случае введения в Украине военного положения любой избирательный процесс прекращается со дня вступления в силу соответствующего указа президента. 16 мая секретарь СНБО Алексей Данилов в эфире телемарафона подтвердил: "Никаких выборов, включительно с президентскими и парламентскими, в Украине во время действия военного положения быть не может".
Чтобы выборы стали возможными, обязательно необходимо внести изменения в эти два закона. Но Зеленский в интервью RTP заявил, что у него есть четыре требования к кому-либо, кто предлагает изменить законодательство, чтобы разрешить проведение голосования во время войны.
Первое требование: в голосовании должны участвовать военные, которые сейчас сражаются на линии фронта. О том же он сказал в интервью Мосейчук: "Они защищают сегодня эту демократию, и не дать им этой возможности из-за войны — это нечестно. Я был против выборов только из-за этого". По его словам, солдаты должны иметь возможность проголосовать в окопах, и для этого должна быть создана инфраструктура. "Как военные смогут проголосовать? Покажите мне инфраструктуру. Никто пока не показал", — пояснил он Мосейчук.
Второе требование: "Нам нужны международные наблюдатели, потому что я хочу, чтобы все делалось законно. Выборы должны быть демократическими, прозрачными, как это было, когда меня избрали президентом". В интервью Мосейчук он высказался еще более жестко: "Наблюдатели должны быть в окопах". По его словам, это требование он озвучил американскому сенатору-республиканцу Линдси Грэму, который был в Киеве 23 августа. "Я ему сказал: мы с вами должны отправить наблюдателей на передовую, чтобы у нас были выборы для нас и всего мира легитимными".
Третье требование: в голосовании должны участвовать те, кто нашел убежище от войны в чужих землях. О том же он говорил в интервью Мосейчук: "Нам должны помочь в Европе, потому что украинцы сегодня преимущественно в Европейском Союзе. Там нужно открывать участки, чтобы люди пришли. 7 миллионов должны проголосовать. У нас таких инфраструктурных возможностей нет — там нужно открывать соответствующие возможности".
Четвертое требование Зеленского телеканал RTP изложил так: "Гарантировать безопасность голосования без угроз возможных российских бомбардировок". Это практически невыполнимо. Никто Украине таких гарантий не даст. В интервью Мосейчук этого требования не было, но сейчас оно появилось.
Итак, в течение недели Зеленский дважды выступил с интервью, в которых сформулировал свои требования для проведения выборов. Уже сам этот факт четко свидетельствует о том, что начались большие торги по этому вопросу. Торги и в прямом смысле — о финансовой цене этих выборов для Запада, и в переносном — о политической цене.
Где взять $150 млн
В интервью RTP Зеленский подчеркнул, что не направит на выборы ни копейки бюджета, выделяемого сейчас на вооружение и ВСУ. "Я думаю, что мировая демократия поддержит нас", — сказал он.
В интервью Мосейчук он рассказал, что обсудил эту проблему с Линдси Грэмом. "Если, я сказал ему, вы готовы дать мне 5 миллиардов, — потому что я не смогу просто забрать из бюджета 5 миллиардов, мне кажется, именно такая сумма нужна на проведение выборов в обычное время, а в военное я не знаю, что это за сумма, — если США вместе с Европой дадут нам финансовую поддержку… давайте тогда менять законодательство быстро".
То есть вопрос прежде всего в деньгах. "Проводить выборы в кредит я не буду. Забирать деньги от оружия и давать их на выборы также не буду", — подтвердил Зеленский.
Когда Зеленский говорил Грэму о 5 миллиардах, он имел в виду сумму не в долларах, а в гривнах. Пять лет назад ЦИК просила на выборы в 2019 году 4,8 млрд грн, в том числе 2,35 млрд на президентские выборы (1,5 млрд — первый тур, 0,85 млрд — второй) и 1,95 млрд на парламентские. Еще до разговора Зеленского с Грэмом "Радио Свобода" поделилось сметой, которую Минфин получил от ЦИК на выборы в 2024 году: 5,42 млрд грн на выборы президента и 3,75 млрд на выборы нардепов.
По нынешнему курсу НБУ президентские выборы стоят менее $150 млн. То есть на самом деле это небольшая по американским меркам сумма, и Вашингтон мог бы ее найти для Киева, если бы захотел. Вопрос в том, хочет ли Запад этих выборов.
Нужны ли Западу выборы в Украине
О том, что Зеленский рассказал Мосейчук о своем разговоре с Грэмом, оперативно сообщило агентство Reuters. И на это радостно откликнулся сам Грэм. "Мне очень приятно слышать, что президент Зеленский открыл дверь выборам в Украине в 2024 году. Я не могу придумать лучшего символа для Украины, чем проведение свободных и справедливых выборов во время войны. Выборы будут рассматриваться не только как акт неповиновения российскому вторжению, но и как приверженность демократии и свободе, — заявил сенатор. — Я бы призвал всех союзников Украины оказать финансовую и техническую помощь для поддержки этих усилий".
Конечно, позиция сенатора Грэма — это не позиция коллективного Запада. Но, с другой стороны, если бы на проведении президентских выборов в конституционный срок настаивал один лишь Грэм, то Зеленский, наверное, не посвящал бы этой теме два интервью подряд.
Кроме того, позицию сенатора-республиканца Грэма разделяют многие его однопартийцы в обеих палатах Конгресса США. В сентябре Конгрессу предстоит одобрить (или отклонить) запрос президента Джо Байдена на $24 млрд для Украины. И тут все будет зависеть от позиции республиканцев.
В США один из главных аргументов противников помощи Украине заключается именно в том, что в нашей стране сейчас отсутствует демократия (и потому процветает коррупция). Отказ Зеленского от проведения президентских выборов в конституционный срок наверняка был бы использован антиукраинской пропагандой.
Но тут вот какая проблема. Объявление выборов само по себе не отменит подозрений в отсутствии демократии. Ибо демократия требует не только возможности проголосовать, но еще и честной избирательной кампании. И как только Верховная Рада объявит президентские выборы, внимание западного общества сфокусируется именно на избирательном процессе: равных возможностях для кандидатов, свободе агитации, независимости медиа и, наконец, отсутствии фальсификаций в день голосования и при подсчете голосов.
Легитимность результатов выборов тоже будет зависеть именно от соблюдения стандартов честного избирательного процесса. В этом плане ничем не помогут заявления о том, что для легитимности выборов "наблюдатели должны быть в окопах". Вообще, ничем не помогут любые попытки Банковой учить западных партнеров, какими критериями они должны руководствоваться для признания выборов легитимными и демократическими. Особенно в условиях, когда мы критически зависим от западной помощи и даже на выборы просим деньги.
Кто платит, тот и заказывает музыку. И если Запад все-таки даст нам деньги на выборы — то, наверное, он сам нам скажет, что мы должны сделать, чтобы выборы были признаны легитимными и демократическими.
Повторим: сейчас идут торги. Не только о $150 млн, которые должен дать Запад, но и о той политической цене (в виде честного избирательного процесса), которую должна заплатить Банковая. Сумеют ли они договориться — именно в этом суть главной интриги нового политического сезона.
Нужны ли выборы Зеленскому
Но в любом случае решающее слово будет за Зеленским. У него есть свои аргументы против и за (помимо тех, о которых уже шла речь выше).
Важный аргумент против — мнение народа. 29 августа Украинский институт будущего обнародовал результаты социологического исследования, которое зафиксировало, что только 15% респондентов выступают за проведение выборов президента в 2024 году, даже если война не закончится. А 76% — против президентских выборов во время войны. Они считают необходимым провести выборы президента после победы Украины в войне.
Но народ можно переубедить. Для этого можно рассказывать, например, что задача выборов — продемонстрировать всему миру, включая западных партнеров, единство украинского народа и его готовность воевать до полной победы. Чтобы тем самым опровергнуть всякие подозрения в том, что, дескать, украинцы устали от войны и хотят договариваться с Путиным, а Зеленский не дает.
Также аргумент против — трудность обеспечения демократических стандартов избирательной кампании в условиях военного положения. Как ни старайся, обязательно будут звучать обвинения в монополии одного кандидата. Но тут тоже есть рецепт: пусть западные партнеры объявят нам стандарты выборов во время войны. Тогда Банковая сможет все претензии переадресовывать американским и европейским друзьям, которые сами установили нам отклонения от стандартов мирного времени.
Конечно, у Зеленского есть и весомые аргументы в пользу выборов. Прежде всего это расчеты политтехнологов, которые говорят, что нужно пользоваться моментом, пока рейтинг высок. И пока потенциальные конкуренты (не будем их перечислять) не имеют тех возможностей, которые у них могут появиться в мирное время.
Кроме того, отказаться от выборов — это дать почву для обвинений в узурпации власти. То есть такие обвинения будут в любом случае: проводишь выборы во время войны — значит, хочешь узурпировать власть на пять лет, не проводишь выборы — значит, узурпируешь власть до конца войны. И в обоих случаях существует противоядие: можно провести переговоры с парламентскими партиями (кроме осколков ОПЗЖ) и договориться, какое решение лучше для Украины: провести выборы в конституционный срок или отложить их на после победы.
Конечно, по сравнению с войной это мелкая проблема. Но с точки зрения обитателей Банковой вопрос, проводить ли выборы в конституционный срок, большой и очень непростой. А нам осталось только ждать, какие аргументы перевесят.